Лекция 14. Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение – приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям (Дубровина И.В.).
Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
· Знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
· Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
· Формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
· Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
· Достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.
Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний.
Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы.
При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы.
Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников.
Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно актуальными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем. Психолог должен быть готов в такой ситуации предложить школьникам реальную научную информацию, позволяющую им по-другому посмотреть на ситуацию.
Такой подход к психологическому просвещению способствует формированию у подростков и старшеклассников потребности в социально-психологическом знании, культуры потребления определенной научной информации.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
- организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения
- построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах
· осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий
Весьма непростым является вопрос о формах и методах организации просвещения. Известно, что такие “классические” мероприятия, как лекция или семинар, в силу объективных причин (например, загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склонность к созданию и закреплению различных стереотипов, повышенная личностная тревожность и проч.) являются крайне неэффективными.
Основной принцип просвещения педагогов - органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.
Лекция 15. Взаимодействие психолога с администрацией и педколлективом образовательного учреждения.
Различие профессиональных позиций учителя и школьного психолога
Составляющие | Позиция учителя | Позиция психолога |
Содержание професси-ональных знаний | Общепедагогические знания. Методика преподавания цикла школьных предметов в начальных классах или определенного предмета в средних и старших классах. | Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся. Методы коррекции, консультирования, психодиагностики. |
Отношение к ученику | Обучающее, контролирующее, воздействующее. | Понимающее, помогающее. |
Отношения с учителями | Взаимоотношение по горизонтали коллег по работе. | Межпрофессиональные взаимодействия сотрудничества. |
Отношения с администра-цией школы | Взаимоотношение по вертикали подчинение. | Стремление к равноправному сотрудничеству и относительной автономии. |
Внешние ха-рактеристики | Уверенность, власть, строгость, справедливость. | Сочувствие, готовность помочь, стремление к личностным отношениям. |
Взаимодействие педагогического коллектива и психологов должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действия в целях обеспечения условий для полноценного развития каждого ребенка.