Лекция 14. Психологическое просвещение.

Психологическое просвещение – приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям (Дубровина И.В.).

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

· Знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

· Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

· Формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

· Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

· Достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.

Психологическое просвещение школьников ориентиро­вано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологичес­ких знаний в процессе обучения, общения и личнос­тного развития.

Его эффективность определяется тем, насколько пред­лагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них вы­бранная психологом форма передачи знаний.

Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, высту­пить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержа­ния, и к выбору форм работы.

При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и цен­ности школьников, уровень их реального развития, готов­ности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и ре­альную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы.

Просве­тительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определен­ные знания. Например, такой запрос, касающийся психоло­гических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников.

Для подростков социаль­но-психологические знания могут стать чрезвычайно акту­альными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем. Пси­холог должен быть готов в такой ситуации предложить школьникам реальную научную информацию, позволяющую им по-другому посмотреть на ситуацию.

Такой подход к психологическому просвещению способству­ет формированию у подростков и старшеклассников потреб­ности в социально-психологическом знании, культуры пот­ребления определенной научной информации.

Психологическое просвещение педагогов направлено на созда­ние таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологи­ческих знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • организовать эффективный процесс предметного обу­чения школьников и с содержательной, и с методичес­кой точек зрения
  • построить взаимоотношения со школьниками и колле­гами на взаимовыгодных началах

· осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодейст­вий

Весьма непростым является вопрос о формах и методах организации просвещения. Известно, что такие “классичес­кие” мероприятия, как лекция или семинар, в силу объектив­ных причин (например, загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склон­ность к созданию и закреплению различных стереотипов, по­вышенная личностная тревожность и проч.) являются крайне неэффективными.

Основной принцип просвещения педаго­гов - органическое вплетение ситуации пе­редачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый за­прос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.

Лекция 15. Взаимодействие психолога с администрацией и педколлективом образовательного учреждения.

Различие профессиональных позиций учителя и школьного психолога

Составляющие Позиция учителя Позиция психолога
Содержание професси-ональных знаний Общепедагогические знания. Методика преподавания цикла школьных предметов в начальных классах или определенного предмета в средних и старших классах. Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся. Методы коррекции, консультирования, психодиагностики.
Отношение к ученику Обучающее, контролирующее, воздействующее. Понимающее, помогающее.
Отношения с учителями Взаимоотношение по горизонтали коллег по работе. Межпрофессиональные взаимодействия сотрудничества.
Отношения с администра-цией школы Взаимоотношение по вертикали подчинение. Стремление к равноправному сотрудничеству и относительной автономии.
Внешние ха-рактеристики Уверенность, власть, строгость, справедливость. Сочувствие, готовность помочь, стремление к личностным отношениям.


Взаимодействие педагогического коллектива и психологов должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действия в целях обеспечения условий для полноценного развития каждого ребенка.

Наши рекомендации