Напишите кратко (3-5 страниц ) о возрастных особенностях дошкольного возраста
2. Практические задания:
1. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»
Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Дайте психологический анализ ситуации.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
2. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.
Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».
С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?
3. – Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья.
- Лучше в космонавта! – заявил Миша.
- Хорошо, - согласилась Катя. – Миша, бери шлем, таскай воду, будем стирать космонавту куртку.
Дайте психологический анализ ситуации.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
4. Полюбуйтесь-ка, игрушки
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!
Е. Благинина
Какие чувства переживает девочка? Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка? Как должен вести себя взрослый?
5. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»
Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.
Объясните причину подобного явления.
6. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?
7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?
Как должны поступить педагог и родители?
II. Будущему учителю
1. Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.
2. Подбери игры или упражнения, направленные на формирование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).
3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования.
Результаты исследования оформи по следующей схеме:
- Название метода психологического исследования (н-р, тест)
- Методика (н-р, «Уровень вербального мышления»)
- Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)
- Испытуемый (н-р, Миша 6 лет)
- Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)
- Полученные данные
- Обработка данных и выводы
4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;
- игры для дошкольников и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Тест для самопроверки
- Закончи фразу:
а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________
б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________
в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________
2. В дошкольном возрасте мышление:
а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое
3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:
а) речи б) произвольности в) самоконтроля
4. Вставь слово:
а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память
б) У дошкольника _____________ самооценка
в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка
5. Виды психологической готовности к школе:
1) __________ 2) __________
IV. Рефлексия
Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо ..
Вариант 4