Методика ознакомления детей дошкольного возраста с элементами математики в разных возрастных группах.

Занятия по ФЭМП строятся с учетом общих дид.принципов: научности, систематичности, доступности, наглядности, последовательности, индивидуального подхода. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально или по подгруппам. Во всех гр. Занятие проводятся 1раз в неделю. С возрастом увеличивается протяженность занятия. Новые знания даются небольшими частями, поэтому общая программная задача обычно делятся на ряд мелких и последовательно реализующихся в течении нескольких занятий. В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий: - в форме дид. Игры; - в форме дид. упражнений; - в форме дид.игр и упражнений. Дети в процессе организации разных видов деятельности должны овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков. Объем знаний по возрастам определен программой. В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактическиепринципы: принцип развивающего (воспиты­вающего) обучения; принцип научности и связи с жизнью; прин­цип доступности обучения; принцип систематичности, последова­тельности и прочности усвоения знаний; принцип индивидуального подхода; принцип сознательности и активности усвоения детьми знаний. Конкретизируем эти принципы в обучении. Принцип развивающего (воспитывающего) обучения В процессе обучения реб. приобретает определенные знания. Но обучение отнюдь не должно сводиться к перекладыванию знаний из головы взрослого в голову ребенка. Важно, чтобы в процессе усвоения развивалась мысль ребенка, формировался интерес к знаниям, умственная активность, складывались определенные взаимоотношения.

Воспитывающее обучение направлено на развитие личности ребенка в целом.Принцип воспитывающего обучения элементарным математи­ческим знаниям маленьких детей предусматривает прежде всего введение детей в познание количественных, пространственных и временных отношений. Мир открывается перед детьми в новых связях и отношениях. А новое видение, казалось бы хорошо знакомых предметов, формирует и новое отношение детей к ним, стимулирует их познавательный интерес, развивает любо­знательность. Принцип научности обучения и связи с жизнью Перед детьми дошкольного возраста необхо­димо прежде всего раскрыть мир в богатстве его форм и красок, в многообразии связей.Задача математического образования маленьких детей – дать не столько систему научных знаний, сколько научить видеть окружающую их действительность в количественных, про­странственных и временных отношениях. Эти знания должны быть системными, раскрывающими взаимосвязи разных сторон (количества, формы, размера и др.), и даваться на конкрет­ном, жизненном материале. Вместе с тем они должны опираться на научные основы математики, детской и педагогической психологии. Так, например, в основе ознакомления детей с количе­ственными отношениями лежит учение о множестве и о числе. Различные операции с конкретными множествами (объединении, пересечения, сравнения и др.) опираются на теоретико-множественный подход; ознакомление с величинами – на способы измерения различных величин (длины, массы, объема и др.); ознакомление с разнообразием форм жизненных предметов – на знание геометрических фигур и простейших их свойств и т.д.

Дети должны постепенно учиться познавать существенные связи и отношения, отвлекаясь от несущественных, овладевать способами обобщения. Всему этому надо обучать маленьких детей. Принцип научности не допускает какой-либо вульгаризации, упро-щенства. В процессе обучения у детей должен обогащаться словарь, совершенствоваться речь, развиваться умение приводить доказательства. Дети должны постепенно овладевать точной научной терминологией. Например, недопустимо путать слова число и цифра, называть геоме-трические фигуры бытовыми именами («кирпичиком» - прямоугольную призму).Принцип научности и связи жизнью требует обязательного использования детьми знаний применительно к разным усло­виям. Включение приобретенных знаний в разные ситуации спо­собствует значительной их прочности. А главное – дети должны понять значение знаний для практической жизни, что и формирует у них интерес к ним. Принцип доступности обученияДоступное для детей содержание знаний и доступные методы обучения находятся в зависимости от уровня и особенностей умствен­ного развития детей. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что дошкольникам доступны элементарные понятия и простейшие виды аб­страктного мышления. Однако проблема доступности и посильности знаний для той или иной возрастной ступени решена далеко не до конца. Неко­торые психо-логи за рубежом утверждают, что якобы «любому ребенку на любой стадии развития можно с успехом препода­вать любой предмет в доста-точно полноценной форме». Все дело и совершенстве методов преподавания, говорят они. И некоторые американские ученые и педагоги при обучении математике детей самого младшего возраста вводят в игровой форме сложные абстрактные понятия из теории множеств.В работе с дошкольниками следует соблюдать весьма важное правило: новые знания давать детям небольшими дозами, обеспечивая их закрепление путем разнообразных упражнений и используя их в разных видах деятельности .Принцип наглядности обучения.Принцип наглядности издавна широко используется в дидактике. Обоснование этого принципа дал еще Я. А. Коменский, назвав его «золотым правилом дидактики»: «...все, что только можно предо­ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем ося­зания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять не­сколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколь­кими чувствами».Принцип наглядности сначала использовался преимуществен­но на ранних этапах обучения, поскольку считалось, что мышление маленьких детей конкретно и они должны иметь дело с ве­щами, с предметами, а потом со словами. Разные авторы по-разному классифицируют наглядные по­собия, но чаще всего – по характеру отражения окружающей действительности (Ш.И. Ганелин, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и другие). Применительно к математике это те же группы на­глядности:а) натуральная наглядность – это предметы, зву­ки, движения, под-лежащие счету и сравнению одной совокуп­ности с другой; предметы в различном пространственном распо­ложении, имеющие различную форму, величину и т.д.;б) изобразительная наглядность – карточки с нарисованными пред-метами в разном количестве, разной вели­чины и формы, при разном пространственном расположении их; карточки с геометрическими фигу-рами разных размеров, раз­ного цвета и количества; парные карточки с предметами, по-разному расположенными; различные виды лото; табли-цы с изображением состава числа, цифры; условные знаки и мн. др.;в) графическая наглядность – таблицы, модели (числовая лесенка), технические рисунки (для подбора мате­риала по количеству, размерам и форме при конструировании предметов и т. д.)В обучении детей дошкольного возраста наиболее широко используется натуральная и изобразительная наглядность. Принцип система­тичности и после­довательности обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения означает необходимость сообщать знания в строго логическом порядке, последовательно руководить действиями, операциями детей с различным математическим материалом, формируя систему знаний, уме­ний и навы-ков. Этот принцип особенно важен в обучении мате­матике. Математика – это цепоч­ка знаний, когда выпадает из нее одно звено, то нарушается вся цепь. Человек свободно владеет знаниями тогда, когда они упорядочены. «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, – писал К.Д. Ушинский, – в ко­торой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет...».Систематичность знаний обеспеч. последовательное развитие познават.сил и способностей, приучает логично мыслим, создает возможность усвоения более сложного мате­риала. Так, например, овладев умениями различать параметры протяженности предмета (длину, ширину, высоту), дети усваи­вают приемы их измерения, пользуясь условными мер­ками.На основе принципа систематичности обучения обычно раз­рабатываются учебные планы и программы. Систематичность в содержании программы требует систематичности и в усвоении знаний, навыков и умений. Системными знаниями дети овладевают лишь в процессе обучения, при условии последовательности в их сообщении. Системность является весьма важным свойством высшей нервной деятельности человека: она вносит ясность, четкость, содействует пониманию изучаемого материала и запоминанию его. Необходимым условием систематичности является последовательное расположение учебного материала. Поэтому переходить к изучению нового материала рекомендуется лишь после усвоения предыдущего. Это правило последовательности и преемственности между ранее усвоенными и новыми знаниями сохра­няется как внутри возрастной группы на протяжении всего уч.года, так и от одного годя к другому между возрастными группами. Такая связь обеспечивает прочность и глубину зна­ний, умений и навыков. Для большей прочности знаний необходимо, чтобы в их восприятии участвовали различ­ные анализаторы, дети воспринимали знания и умения сознательно и мысль их работала активно, выделяя самое существенное и освобо­ждаясь от второстепенного, чтобы все эти знания и умения давались детям в системе и последовательности, и правильно строилась вся учебно-познавательная деятельность детей. Итак, принцип систематичности и последовательности в сочетании с принципом прочности обеспечивают правильное целесообразное построение обучения на занятиях и перенос усвоенных знаний в другие виды деятельности. У детей формируется системность знаний, умений и навыков, развиваются мышление и речь. Принцип индивидуального подхода. Исходным положением принципа индивидуального подхода является воспитание личности в коллективе и при помощи коллектива. О плодотворном влиянии коллектива на личность отдельных детей указывал А.С. Макаренко «Для того, чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и куль­тивировать.» Однако, работая с группой детей, воспитатель должен изу­чить и знать каждого ребенка: развитие у него внимания и па­мяти, быстроту восприятия наглядного и словесного материала, характер интересов ребенка и его мышления, степень самостоятельности в практической деят-ти и самостоятельности мысли, качество знаний и уровень общего развития ребенка, а также математических представлений и речи, особенности его воображения, творчества, эмоционально-волевых проявлений, особенности социальной направленности и мн. др. Беседы с родителями и другими членами семьи, наблюдения за реб. в быту и разнообразных формах деятельности в детском саду и дома позволяют выявить линии характеристики.Все это нужно знать воспитателю, чтобы помочь ребенку войти в детский коллектив, занять в нем надлежащее место и в то же время обеспечить правильный педагогический подход к нему.В работе с маленькими детьми воспитатель должен особо учитывать их впечатлительность и эмоциональность, легкую возбудимость, подвижность, быструю утомляемость и соответ­ственно менять методические приемы и дидактические средства. Правильный индивидуальныйподход требует от воспитателя психологической культуры, умения наблюдать за детьми, глубоко осмысливать факты поведения каждого,причины тех или иных ошибок при выполнении заданий, критически пересматривать свои суждения и оценки программной задачей и активно взаимодействую между собой.



Наши рекомендации