Словарь терминов по конфликтологии
Авторитет — принятое широкими слоями населения и узаконенное право руководить поведением и действиями других людей. Авторитет выражает особого рода общественные отношения между людьми и их общностями, которые основаны на доверии к качествам и достоинствам его субъекта(носителя).
Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Акцентуация локуса контроля — чрезмерная выраженность стремления человека приписывать ответственность за особенности и результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения и усилиям (интернальный тип личности).
Анализ конфликта: прикладной — необходимое условие объективного понимания и разрешения конфликта, предполагающий выяснение следующих факторов: 1) причин конфликта; 2) его объекта; 3) сторон конфликта (его субъектов, конфликтеров); 4) их интересов, в том числе противоположных и совпадающих; 5) целей, преследуемых конфликтующими сторонами; 6) соотношения сил, средств, резервов противоборствующих сторон; 7) поводов и предлогов конфликтного взаимодействия; 8) позиций конфликтующих субъектов; 9) возможных этапов развертывания конфликта и его последствий. Итогом прикладного анализа конфликта выступают: 1) выбор стратегии конфликтного поведения; 2) определение тактики конфликтного взаимодействия; 3) построение оптимальной модели разрешения конфликта; 4) выбор адекватной социальной технологии (приемов, способов и т. д.) реализации данной модели.
Анализ конфликта теоретический— построение системы идей, концепций, принципов, ориентированных на изучение, осмысление и интерпретацию основных тенденций и закономерностей развертывания конфликтных взаимодействий. Различают несколько взаимосвязанных уровней такого анализа.
1. Социально-философский уровень является методологической основой теоретического рассмотрения конфликта на всех последующих уровнях его анализа и представляет собой синтез теоретических представлений о противоречиях как источнике любого развития (в том числе и конфликтного) и детерминизма, рассматривающего все социальные процессы, включая конфликтные как причинно обусловленные.
2. Социологический уровень представляет собой системное исследование причин, социодинамики развертывания конфликтных взаимодействий, их типов, видов и форм проявления, способов разрешения, роли их в развитии общества, социальных групп и общностей.
3. Социально-психологический уровень — совокупность исследовательских процедур и методов изучения особенностей поведения и деятельности индивидов и малых групп (семья, трудовой коллектив и др.), включенных в конфликтные процессы с точки зрения социально-психологических особенностей внутриличностных, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
4. Политологический уровень — системное исследование самых интенсивных и напряженных социальных конфликтов, протекающих в политической сфере общества и направленных на удержание и укрепление государственной власти или ее ниспровержение, завоевание и т. п., на анализ разнообразия и противоборства политических интересов, целей, установок различных политических общностей (социальных классов, общественно-политических движений, партий, клик и т. п.), способов осуществления политических конфликтов, их разрешения и урегулирования.
5. Юридически-правовой уровень — совокупность методов и процедур исследования конфликтов с точки зрения нормативно-правовой регуляции взаимодействий между индивидами, группами и социальными институтами, такими, в частности, как государство и право, и следовательно, рассмотрения конфликтных ситуаций и процессов в реальной связи их с действующими правовыми структурами и инструментами, с эффективностью деятельности последних.
Активное социально-психологическое обучение— психолого-педагогическая форма совершенствования коммуникативного поведения людей, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности.
Амбивалентность— двойственное отношение человека к какому-либо объекту, обусловливающее противоречивость соответствующих поведенческих проявлений.
Атрибуция— приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Антагонизм— одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил. Разрешима только в логике «или — или».
Альтернативы решений— новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.
Антагонист— непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.
Антипатия— устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.
Арбитраж— способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных и других конфликтов, при котором конфликтующие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), независимым от них, избираемых самими сторонами или назначаемыми по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций либо международных органов.
Аутгруппа— социальная группа, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности, испытывая к ней враждебность, представляя членов такой группы как не «наших», «чужих».
Аутоагрессия— агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).
Бессознательное— совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; наряду с сознанием, над-сознанием и подсознанием является частью психики.
Бунт— острая и открытая форма межгруппового конфликта, представляющая собой стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов против несправедливости, чинимой
социальной группой или индивидом, владеющими собственностью или властью.
Власть— способность и возможность индивида или группы оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои и, навязывая им свою волю, побуждать их выполнять действия не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Война— самая острая, жестокая и деструктивная форма социального конфликта, сложное общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Специфическое содержание войны составляет вооруженная борьба. Главными и решающими средствами ее ведения являются вооруженные силы, а также другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной борьбой для достижения поставленных конфликтующими сторонами целей в войне применяются также экономические, политические, дипломатические, идеологические, психологические и другие средства и соответствующие им формы борьбы.
Воздействие управленческое на конфликт— действие управляющей системы на участвующие в конфликте стороны (или на одну из них) с целью изменения содержания и интенсивности конфликтного взаимодействия, его масштабов для эффективного разрешения или урегулирования конфликта.
Воля— способность личности и общности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, в том числе и в конфликте, выражающуюся в активном преодолении трудностей и противоречий, конфликтных противоборств в процессе целеполагания и достижения сознательно поставленных целей.
Внутригрупповой (ингрупповой) фаворитизм— стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Генерализация конфликта— переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.
Геноцид— преднамеренное подавление и массовое уничтожение представителей определенной этнонациональной общности или расы, приводящее к вспышкам конфликтов на этнонациональной почве.
Группа конфликтная— совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая противоположность их интересам, целям и задачам соперничающей группы и ведущая с последней активную конфликтную борьбу.
Границы конфликта— внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).
Дилемма узника— затруднительная ситуация выбора между двумя неприятными возможностями; используется в качестве модели изучения динамики конфликтных взаимодействий и развития коммуникативных процессов в конфликте на основе применения класса игр с ненулевой суммой.
Дискриминация— несправедливое, принижающее личность или группу, их права, обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этно-национальных и иных конфликтов.
Жертва конфликта— субъект, который провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми и обладает таким комплексом психологических и интеллектуальных качеств, которые усиливают по отношении к нему агрессивные формы поведения даже со стороны очень мирных людей.
Забастовка— разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера.
Ид (оно)— в психоаналитической теории 3. Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими подсистемами личности — эго и суперэго — приводит к возникновению внутрилич-ностных конфликтов.
Индивидуализация конфликта— в конфликтологической концепции Р. Дарендорфа процесс вытеснения в общественной жизни массовых конфликтов, субъектами которых выступают большие социальные группы людей — классы, персонифицированными формами конфликтных взаимодействий, субъектами которых являются отдельные индивиды, враждующие по каким-либо причинам между собой.
Ингруппа— социальная группа, по отношению к которой человек испытывает чувство идентичности и принадлежности, выражаемое в терминах «мы», «наши».
Институционализация конфликта— процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.
Инцидент— действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.
Квазигруппа— возникающая непреднамеренно и спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой группы или групп.
Компромисс— стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Конкуренция— это борьба между субъектами или группами, которые не обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели.
Консенсус— социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находящихся до этого в конфликтных противостояниях.
Контроль социальный— способ саморегуляции социальной системы (общества, общности, группы), обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством ценностно-нормативного регулирования правовыми, социокультурными, моральными и иными нормами. Контроль социальный может либо усиливать возникающие в обществе конфликтные взаимодействия, либо подавлять их (в случае тоталитарной системы политической власти), либо смягчать и институционализировать их (в демократическом обществе).
Конфликт— форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта, и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями осознаваемых или неосознаваемых участниками ситуации действий, направленных на разрешение или снятие противоречия.
Конфликтная ситуация— специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются: противоречивость интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок; осознание этого противоречия, которое сопровождается негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.
Конфликтогены— слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.
Конфликтология— отрасль научного знания, опирающаяся на междисциплинарный подход, объектом которой является изучение конфликтов и их роли в жизни общества и личности.
Конфликт с нулевой суммой— конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны. В таком конфликте «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма выигрышей равна нулю.
Конфликт с отрицательной суммой— конфликт, в котором все его участники оказываются в проигрыше.
Конфликтное поведение— пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации.
Макроуровень— уровень сосредоточения внимания на крупномасштабных социальных структурах, институтах, фактах, событиях.
Микроуровень— уровень сосредоточения внимания на элементах межличностного взаимодействия и общения.
Насилие— применение человеком или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т. п.) в отношении других людей, социальных групп и слоев с целью завоевания или сохранения и укрепления экономического, политического, идеологического господства, приобретения тех или иных прав или привилегий без учета интересов другой стороны.
Национализм— система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме иэтноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.
Объект конфликта— конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Образ конфликтной ситуации— организованная репрезентация конфликтной ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом. Структура образа конфликтной ситуации, определяемая самим субъектом, включает следующие его презентирующие составляющие: самого себя, другого человека и концептуальность ситуации. Динамический аспект характеризуется такими феноменами, как целостность-незавершенность, взаимосвязанность-автономность, статичность-динамичность, типичность-индивидуальность.
Переговоры— механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.
Помощник— третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
Посредник— третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.
Предмет конфликта— объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.
Проблема— задача, преграда, трудность, объективно (в психологии — субъективно) возникающая в ходе развития, познания в теоретической или практической деятельности.
Рэкет— острая форма межгруппового конфликта, представляющего собой агрессивные действия конфликтной группы (рэкетиров) по изъятию ценностей у жертвы (человека, предприятия, фирмы и т. п.) путем шантажа и вымогательства с применением угроз и насилия.
Соперничество— стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
Сотрудничество— кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Суперэго— согласно психоаналитической теории 3. Фрейда, психологическая подсистема личности, руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем — Ид и Эго — возникает внутриличностный конфликт.
Теория игр— раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений, в том числе в условиях конфликта.
Толерантность— отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.
Третейскийсудья — третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.
Урегулированиеконфликта — выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия конфликтеров сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замене его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении самой проблемы, породившей конфликтную ситуацию.
Челночная дипломатия— способ организации деятельности посредника по налаживанию канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.
Эго(я) — согласно психоаналитической теории 3. Фрейда, специфическая подсистема личности, выступающая посредником между Суперэго и Ид, контролирующая поведение человека в соответствии с требованиями рациональности и реальности и тем самым помогающая индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. В случае расхождения требований Эго с устремлениями других психических подсистем личности возникает внутриличностный конфликт.
Этноцентризм— совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликтов в сфере этнонациональных отношений.
Литература
1. Абулъханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. — М., 1989.
2. Абулъханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973.
3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. — СПб., 2000.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
5. Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 2000.
6. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. — № 1.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. — М., 1979.
8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1995.
10. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984.
12. Гостев А. А. Образная сфера человека. — М., 1992.
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
14. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос: Философско-ли-тературный журнал (1), 1992. — № 3.
15. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. — М., 1987.
16. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977. — № 4.
17. ДорфманЛ. Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1993.
18. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
19. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000.
20. Леонов Н. И. Онтологическая сущность конфликтов // Ярославский психологический вестник. Вып. 4. — М.; Ярославль, 2001.
21. Леонов Н. И. Психология конфликтного поведения // Автореф. дис.... доктора психол. — Ярославль, 2002.
22. Леонтьев А. Н, Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1988. - № 2.
23. Леонтьев А. Н. Образ мира// Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983. Т. 2.
24. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1982. - № 3.
25. Магнуссон Д. Назад к феноменам // Иностранная психология, 1994.Т.2.-№1(3).
26. Методы социальной психологии / Под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. - Л., 1977.
27. Мясищев В. Н. Личности и неврозы. — Л., 1960.
28. Новиков В. В. Социально-психологический феномен и наука: Учеб. пособие. - М., 2003.
29. Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.
30. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
31. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984. — № 4.
32. Полозова Т. А. О методических принципах исследования внут-ригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. - М., 1981. -№ 2.
33. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
34. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. — М., 1999.
35. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957.
36. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. Социально-психологический центр. — СПб., 1996.
37. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. — СПб., 2001.
38. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М., 1983.
39. Татенко В. А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал, 1995. Т. 16. — № 3.
40. Франк С. Л, Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. — М., 1990.
41. Ханина И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1990. -№3.
42. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б. М. Величковского. — М., 1986. Т. 1.
Дополнительная литература
43. Абраменкова В. В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира // Вопросы психологии, 1990. — № 5.
44. Абрамова Ю. Г. Психология среды: источники и направления развития // Психологический журнал, 1995. — № 2.
45. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
46. Абулъханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994. Т. 15. - № 4.
47. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
48. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. 5-е изд — М., 1993.
49. Алишев В. С, Шакуров Р. X. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии, 1986. - № 6.
50. «Американская модель»: С будущим в конфликте. — М., 1984.
51. Андреева Г.М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
52. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1980.
53. Андреева Г. М., Богомолова Н. #., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 2001.
54. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. — М., 1997.
55. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. О междисциплинарном подходе к изучению конфликта // Современные социальные технологии: Сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы международ, науч.-практ. конф. — Белгород, 1991. — Ч. 4.
56. Анцупов А. Я., Шипилов А. Й. Конфликтология. — М., 1999.
57. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — М., 1980.
58. АсмоловА. Г. На перекрестках путей к изучению психики человека// Бессознательное: Сб. статей. — Новочеркасск, 1994. Т. 1.
59. Афонъкова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1975.
60. Баскина Ю. В., Спиваковская А. С. Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции // Вопросы психологии, 1989. — № 2.
61. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. - М., 1979.
62. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М., 1995.
63. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л., 1992.
64. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
65. Борисов В. Н. Взаимосвязь онтологического и гносеологического подходов в исследовании диалектических противоречий // Проблемы исследования диалектических противоречий объективного мира и познания. — Самара, 1991.
66. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск, 1989.
67. Боттомор Т. Б. Социологическая теория и изучение социального конфликта // Общественные науки за рубежом: РЖ. Сер. Философия и социология, 1973. — № 1.
68. Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. — Красноярск, 1990.
69. Брудный А. А. Понимание и текст / Под ред. А. А. Яковлева. — М., 1991.
70. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
71. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1991. — № 6.
72. Бурлачук Л. Ф., Коржакова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
73. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.
74. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Под ред. Б. Н. Бессонова. — М, 1988.
75. Гомелаури М. Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания // Психея. — Тбилиси, 1966.
76. Гостев А. А. Образная сфера человека. — М., 1992.
77. Гостев А. Н. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. - М., 1993.
78. Гришина Н. В. Давайте договоримся. — Л., 1993.
79. Гришина Н. В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1978. - 207 с.
80. Гришина Н. В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992. - № 2.
81. Гришина Н. В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология — производству и воспитанию. — Л., 1980.
82. Гришина Н. В. Психология ситуаций как область социально-психологических исследований // Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000.
83. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии, 1997. — № 1.
84. Гусева А. С, Козлов В. В. Конфликт: Структурный анализ. — М., 1997.
85. Данакин Н. С. Конфликты и технология их предупреждения. — М., 1995.
86. Дарендорф р. Конфликт и свобода // Реферативный журнал, 1974. - № 3.
87. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5.
88. Декарт Р. О началах философии // Антология мировой философии: В 4 т. - М., 1970. Т. 2.
89. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. — М., 1993.
90. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1986.
91. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. — М., 1987.
92. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977. — № 4.
93. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблемы конфликта в западной социальной психологии//Психологический журнал, 1980. Т. 1. — №6.
94. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1993.
95. Дорфман Л. Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру // Психологический журнал, 1995. Т. 16. — № 2.
96. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1996.
97. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
98. Дружинин В. В., Которое Д. С. Введение в теорию конфликта. — М., 1989.
99. Ерина С. И., Конева Е. В. Общение в организациях. — М.; Ярославль, 2001.
100. Ерина С. И. Об одном возможном подходе в исследовании проблемы конфликта // Проблемы мышления в производственной деятельности. — Ярославль, 1980.
101. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль, 2000.
102. Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. — Л., 1976.
103. Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. — Л., 1973.
104. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. - М., 1995.
105. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. — М., 1990.
106. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Киев,. 1993.
107. Зазыкин В. Г. Методические разработки по теме «Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе». - М., 1988.
108. Здравомыслов А. Т. Социология конфликта. — М., 1997.
109. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д, 1998. ПО. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
111. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991. — № 2.
112. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М., 1983.
113. Иванов В. И. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал, 1994. — № 7-8.
114. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. — М., 1984.
115. Кемпбелл Д. Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: Эволюционный аспект // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 1979.
116. Кеннеди 3. Обо всем можно договориться // ЭКО, 1994. — № 1.
117. Киршбаум Э. И., Трусов В. П. Конструктивное и деструктивное разрешение педагогических процессов // Психологическое обеспечение социального развития человека. — Л., 1989.
118. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
119. Климов Е. А. Образ чего? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1991. — № 4.
120. Кнебелъ М. И., Лурия А. Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии, 1971. — № 4.
121. Ковалев А. Г. Конфликты в коллективе и пути их преодоления // Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978.
122. Ковалев А. Н. К обоснованию методики исследования индивидуальных особенностей принятия решений в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии, 1981. — № 4.
123. Козлов В. В. Личность как поле смыслов // Проблемы психологии и эргономики, 2001. Вып. 4 (14).
124. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. Н. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. — № 2.
125. Колосова О. А. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов // Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. — М., 1989.
126. Конфликты: сущность и преодоление: Методические материалы. - М., 1990.
127. Конфликт в конструктивной психологии: Тезисы докл. и сообщ. на 2-й науч.-практ. конф. по конструктивной психологии / Под ред. Б. И. Хасана. — Красноярск, 1990.
128. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб., 1999.
129. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М., 1992.
130. Кох И. А. Конфликтология. — Екатеринбург, 1997.
131. Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов // Социологические исследования, 1990. — № 1.
132. Крошу с Н. В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности // Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Саратов, 1979.
133. Кроз М. В. Особенности межорганизационных конфликтов в административно-бюрократической хозяйственной деятельности // Бюллетень конфликтолога. Вып. 1. — Красноярск, 1991.
134. Крылов А. Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1984.
135. Кулагина И. Ю., Жуйков Ю. С. Мотивация, конфликт и контроль действия // Вопросы психологии, 1985. — № 2.
136. Куницина В. Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростков // Вопросы психологии, 1968. — № 1.
137. Лазанов И. Д., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. — М., 1984.
138. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. — М., 1997.
139. Лебедева М. М. Умение вести переговоры. — М., 1993.
140. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993.
141. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000.
142. Левин К. Конфликт между аристотельским и галилеевским способами мьшления в современной психологии // Психологический журнал, 1990. — № 5.
143. ЛеонгардК. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.
144. Леонов Н. И. Влияние внутриличностного конфликта на особенности межличностного взаимодействия // Проблемы социальной психологии XXI столетия / Под ред. В. В. Козлова. — Ярославль, 2001. Т. 2.
145. Леонов Н. И. Влияние тендерных различий на стиль поведения в конфликте // IV Рос. универ.-акад. науч.-практ. конф.: Тезисы. — Ижевск, 1999.
146. Леонов Н. И. Влияние психологического возраста руководителя на его социальную концепцию // Ананьевские чтения: Тезисы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения—2001» / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. - СПб., 2001.
147. Леонов Н. <