Практические занятия: 24 часа

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: 24 часа

ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема: Особенности восприятия лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Цель: углублять и обобщать знания о состоянии гнозиса дошкольников и школьников с тяжелыми нарушениями речи; формировать умение определять особенности оптико-пространственного гнозиса ребенка с нарушением речи и их значение для логопедической работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности различных видов гнозиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи.

2. Приемы работы по развитию различных видов восприятия у лиц с нарушениями речи.

Задания для самостоятельной работы:

1. По материалам изучения гнозиса дошкольников и школьников с тяжелыми нарушениями речи (статьи: Воронова, А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией/ А.П. Воронова // Дефектология.- 1993. - № 1. – С. 47-52; Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи /Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 13-17) составить таблицу «Состояние гнозиса у детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Вид гнозиса Дети дошкольного возраста с нарушениями речи (Воронова А.П.) Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи (Мастюкова Е.М.)
Зрительный предметный гнозис    
Буквенный гнозис    
Симультанный гнозис    
   

2. По материалам обследования дать оценку состояния оптико-пространственного гнозиса у ребенка с ОНР (3 ур.р.р.) (Сережа Л., 7 лет).

ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел/ Материалы к практическим/ Тема 1 (тест Л.Бендер, Сережа Л., 7 лет, статьи)

Форма отчетности:таблица, характеристика состояния оптико-пространственного гнозиса ребенка с ОНР (3 ур.р.р.) (Сережа Л., 7 лет).

Литература: основная 1, 3, 5.

ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)

Тема: Особенности внимания лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Цель: углублять и систематизировать знания об особенностях внимания и его развитию при нарушениях речи; формировать умение адаптировать содержание игр, упражнений с учетом нарушений речи детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Произвольное внимание и его значение для развития речи.

2. Приемы работы для развития внимания детей с нарушениями речи.

Задания для самостоятельной работы:

1. Из конспектов занятий Ю.Е. Веприцкой (Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е.Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010.– С.79-115) выписать не менее 3-х игр, упражнений для развития внимания.

2. Сформулировать к каждому упражнению, игре цель. Адаптировать содержание игр, упражнений с учетом нарушений речи у детей. Продемонстрировать игру, упражнение по развитию произвольного внимания в аудитории.

ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 2 (Конспекты Веприцкой Ю.Е.).

Форма отчетности:не менее3-х игр, упражнений для развития внимания, варианты адаптации.

Литература: основная 1, 3, 5.

ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема: Особенности воображения лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Цель: актуализировать знания об особенностях воображения детей с нарушениями речи; формировать умение адаптировать содержание упражнений, игр для развития воображения с учетом нарушений речи; формировать умение определять особенности творческого воображения по материалам графического проекционного тестирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Творческое воображение и его значение для развития речи.

2. Критерии оценки детского рисунка и их учет при описании особенностей творческого воображения у детей с нарушениями речи.

Задания для самостоятельной работы:

1. По материалам обследования определить особенности творческого воображения детей с ОНР (3 ур.р.р.) (Алины, 5 лет и Иры, 5 лет).

2. Подобрать не менее 2-х упражнений, игр для развития воображения, адаптировать их содержание с учетом нарушений речи и продемонстрировать в аудитории.

ЭУМК Логопсихология / Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 5 (Неполные фигуры, Критерии оценки творческого воображения)

Форма отчетности:не менее 2-х упражнения, игр для развития воображения, характеристика особенностей творческого воображения детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Литература: основная 1, 5; дополнительная 6.

ЗАНЯТИЕ 6 (2 часа)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: 24 часа

ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Наши рекомендации