Метод анализа ошибок трудовой деятельности
(см. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1980. С. 68-69).
Изучение результатов деятельности - важнейшая составная часть исследования трудовых действий. Анализ ошибок как таких отклонений от образца (нормативно заданных трудовых действий), которые приводят к отрицательному влиянию на продукт труда, - может оказать существенную помощь в изучении психологической структуры трудовой деятельности, разработке мероприятий по оптимизации данного труда. Изучение вариаций в результатах труда использовалось уже на ранних стадиях развития психологии профессий в виде "метода трудных моментов" и "метода рекордов".
В зависимости от исходных представлений о трудовой деятельности и целей исследования используются различные варианты классификации ошибок. Но чаще всего ошибки делятся на две группы: 1) ошибки, связанные с организационно-техническими факторами трудового процесса (неполадки в технологии и организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.); 2) ошибки, обусловленные "личным" фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).
Именно эта вторая группа ошибок является предметом изучения психолога. Данные об ошибках существенно дополняют сведения о динамике трудовой деятельности, динамике функциональной структуры профессии. Ошибки, брак, вообще результаты, продукты деятельности, могут анализироваться по-разному:
Во-первых, качественно, "клинически", с рассмотрением причин каждого случая брака, ошибки. Трудность качественного анализа ошибок состоит в том, что ошибки - это следствие, которое может быть вызвано разными причинами, либо их комплексом.
Во-вторых, при наличии массового материала может быть проведен статистический анализ данных.
Качественный и количественный анализ должны дополнять друг друга. Качественный анализ позволяет вскрыть причины ошибок, а статистический анализ - выявляет ведущие причины, наиболее частые случаи брака. Анализ ошибок можно проводить лишь на основе собранных данных о требованиях технологии к качеству продукции, нормах времени на отдельные операции, опираясь на составление операционно-структурного описания данной трудовой деятельности (на основании предварительного знакомства с должностными инструкциями, планами работы, нормативными материалами и инструкциями, технологическими картами).
Граф-схема выполнения трудовых задач (например, в виде последовательности и общей логики трудовых действий) позволяет предварительно наметить элементы трудовых действий, наиболее сложные и ответственные, понять возможные причины связи ошибок в конечном результате действий с выполнением предыдущих трудовых операций.
Анализ ошибок как своего рода граничных отклонений в деятельности полезно совмещать с анализом различных вариаций трудовой деятельности, которые, усиливаясь, могут привести к ошибкам.
- Схема выполнения задания:
- Провести направленное наблюдение за отклонением от требований к качеству продукта труда.
- Имея описание технологических требований к качеству продукта труда на всех стадиях его производства, провести направленное наблюдение за отклонением от этих требований в конечных и промежуточных результатах труда. Составить перечень этих отклонений, выделить границы допустимых отклонений, ошибок и так называемые "рекорды", случаи превышения количественных или качественных параметров предполагаемого (нормативно-заданного) результата данного труда.
- Провести анализ ошибок, брака с целью выяснения их причин, выделяя:
- ошибки, связанные с объективными условиями труда (материал, состояние оборудования, организация труда, организация контроля, качество промежуточной продукции и т.п.);
- ошибки, зависящие от работника (его квалификация, функциональное состояние, отношение к работе, стойкие индивидуальные особенности и т.п.);
- Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией о том, как они сами фиксируют ошибки, брак в своей работе и в работе своих подчиненных; о том, как они представляют себе их причины и пути предупреждения этих ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5