Профессиография – основной метод анализа трудовой деятельности в сфере профессиональной физической культуры

Развитие современных технологий, наукоемких производств оказывает преобразующее влияние на содержание профессиональной деятельности, изменение состава профессий.

Направленность физического воспитания в профессиональных учебных заведениях различного уровня тесно связана с профессиографией. Без всестороннего глубокого знания требований конкретного профессионального труда к организму обучающегося профессии и высококвалифицированного специалиста невозможно определить задачи ППФП, исходя из которых, производится подбор средств ППФП, в том числе видов спорта и их элементов.

Методологической основой требований профессии к функциональному состоянию организма обучающегося этой профессии является положение о профессиональной пригодности как способности успешно овладеть и совершенствоваться в профессии, определяемой соответствием возможностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией.

Как известно, не весь организм в целом и даже не все функции различных систем в равной степени участвуют в деятельности, связанной с профессиональной.

Некоторые функции принимают в ней преимущественное участие, и если именно они отстают в своем развитии, то их деятельность либо недостаточно эффективна, либо протекает с повышенным напряжением, приводящим к утомлению.

Научное решение проблемы соответствия человека и выполняемой им профессиональной деятельности является частью науки – профессиологии, в состав которой входят профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.

Под профессиографиейпонимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристикам различных профессий. При этом профессиональный диагноз должен быть динамическим и исходить из возможности развития и управления функций, вместе с тем обязательно должно даваться описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение данной работы.

Решение проблемы профессиональной физической культуры требует предварительного выявления профессионально важных качеств вида труда, условий, в которых он протекает, в том числе и профвредностей, что не возможно без знаний основ профессиографии.

Для профессиональной физической культуры особо важным в профессиональной деятельности является оценка степени напряжения отдельных систем и функций организма. К сожалению, выявление интегрального показателя тяжести и напряженности труда по его влиянию на организм затруднено и требует создание модельных характеристик для каждой профессии.

Наиболее полное представление о теоретической модели специалиста возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и специфики.

Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на среднем уровне.

В настоящий момент под профессиограммой понимают – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности работника.

Структура профессиограммы определяется ее назначением. В соответствии с комплексной природой профессиональной физической культуры профессиограмма должна отражать все многообразие требований профессии к человеку. При этом спецификой профессиограммы должна быть установка на выявление психофизиологических и физических свойств организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

При составлении профессиограммы часто применяется профессиографическое описание характерных поз, рабочих приемов, условий труда. Реже используется изучение реакций организма высококвалифицированных специалистов и обучающихся этой профессии. При этом определяется функциональная направленность труда по утомляемости функций. Эта совокупность требований образует характерную структуру профессиональной деятельности, в которую входят не только ведущие, определяющие успешность данного труда компоненты, но и второстепенные, мене влияющие на труд условия.

Квалификационные признаки трудовой деятельности представлены в таблице 6.

В обобщенном виде профессиограмма для целей ППФП должна содержать три раздела:

1) описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристикой типичных аварий и травм, организацией труда;

2) санитарно-гигиенический, включающий описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и др.). При том следует отмечать не только местные особенности, но и типичные, присущие профессии вообще;

3) раздел требований к физическим способностям, навыкам и психофизиологическим функциям, как в процессе работы, так и в процессе профессионального обучения. Выделяются те из них, к которым профессия предъявляет самые высокие требования, благодаря чему они развиваются и совершенствуются в наибольшей степени в процессе данного профессионального труда. Их следует располагать в порядке значимости, в первую очередь, для процесса обучения профессии. При этом выявлять необходимый уровень их развития является желательным аспектом работы и профессиограммы.

Таблица 6

Классификационные признаки трудовой деятельности

(В.Н. Дружинина, 2000)

Содержание труда Средства труда Условия труда Организация труда Требования к субъекту труда
Физический; Умственный; Оперативный; Операторский; Творческий Ручной; Механи-зированный; Автома-тизированный; Автома-тический Комфорт-ные; Экстремальные; Вредные; Опасные Статический; Динамичес-кий; Монотонный; Индивиду-альный Коллектив-ный Уровень способностей; Профобразо-вание; Профопыт; Состояние здоровья; Физическое развитие

В условиях производства обычно не выделяют эти разделы, все, понимая под санитарно-гигиеническими факторами. Поэтому, разберем подробнее именно эту подсистему профессиограммы.

Важной составляющей санитарно-гигиенического разделапрофессиограммы является аттестация рабочих мест, оценка условий труда и характеристика профессиональных вредностей данной профессии.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки состояния условий труда на рабочих местах.

Аттестация рабочих мест по условиям труда направлена на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников, предоставление социально-экономических гарантий.

Не менее важным фактором является оценка непосредственно условий труда и факторов рабочей среды.

Оценка условий труда осуществляется на основании измерений и комплексного анализа факторов производственной среды и трудового процесса.

Проведение оценки условий труда осуществляется следующими методами исследований: инструментальными, лабораторными, эргономическими.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные (по И. Леоновичу).

Знание профессиональных рисков, характерных для конкретной профессии, и в первую очередь, профессиональных вредностей, является одним из основных параметров, влияющих на безопасность труда. Так, по данным Мосгорстата повышенный уровень шума, ультразвука и инфразвука, а также освещенность является основным производственным фактором в промышленности, на транспорте, в строительстве и связи, что подтверждается преобладанием заболеваний органов слуха и зрения в структуре профессиональных заболеваний

Всемирная организация здравоохранения считает, что уровень шума, при котором риск повреждения органов слуха минимален, равен 75 дБА при 8-часовом рабочем дне. Предельная величина внешнего шума, воздействующего на находящихся в рабочей зоне рабочих, определена ГОСТ 12.1.003-83 и равна 80 дБА из расчета 8-часового рабочего дня.

Освещение оценивается по ряду показателей (освещенности, прямой блесткости, коэффициенту пульсации освещенности и другим нормируемым показателям освещения). При выполнении на рабочем месте различных зрительных работ или при расположении рабочего места в нескольких зонах (помещениях, на открытой территории) оценка условий труда по показателям освещения, в том числе искусственного, проводится с учётом времени выполнения этих зрительных работ или с учетом времени пребывания в разных зонах работы.

Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации, аккредитованные в установленном порядке.

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением Федеральных законов «Об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране труда».

Таким образом, профессиограмма представляет собой итог работы по изучению описаний профессии и другого литературного справочного материала в сочетании с собственными наблюдениями. На основании профессиограммы делается предварительный отбор основных физических и психофизиологических качеств, умений и навыков, которые определяют высокий уровень профессиональной подготовленности квалифицированного специалиста.

Этот подход можно проследить на примере профессиограммы швеи-мотористки, составленной сотрудниками ВНИИ ПТО (1982).

Возраст: от 15 лет.

Пол: мужчины и женщины (предпочтительнее).

Сфера деятельности и вид труда: сфера материального производств! механизированный труд в технических системах в условиях массового производства,

Предмет и цели труда: детали кроя пальто и костюмов, фурнитура, сдельные материалы, изготовление мужских и женских пальто и костюмов.

Типы основных орудий труда: машины с ручным управлением, швейные универсальные, специальные машины, ножницы, резак.

Важнейшие производственные операции, обязанности: слежение за правильностью шва, двигательная коррекция, регулирование частоты строчки, натяжения нити.

Виды трудностей, ошибок, аварий по вине работающего: неправильная втачка рукава, воротника; осыпается листочка (нагрудный карман пиджака); «выворачивает» борта пальто, пиджака.

Преобладающие типы деятельности: слежение, изменение на глаз, Манипулирование кусками ткани, обработка их на машине.

Формы организации труда и характер социальных связей: работа коллективная в малых группах с устойчивым разделением труда; исполнительская деятельность, деловые контакты с руководителями, с равными себе, умеренные контакты с постоянным кругом лиц.

Санитарно-гигиенические условия труда:

а) микроклиматические условия: нормальный микроклимат постоянно;

б) режим и ритм работы: работа двухсменная, длительное пребывание в рабочей позе «сидя», темп вынужденный, работа монотонная;

в) основные виды профвредностей: постоянная вибрация значительной интенсивности, воздействие сильных шумов, запыленность воздуха;

г) травматизм: проколы, порезы рук, последствия попадания обломков пуговиц, игл в лицо, попадание одежды, волос во вращающиеся части машины;

д) профзаболевания: радикулит, сколиоз;

е) мероприятия по охране труда: ограждение опасных зон, вентиляция;

ж) медицинские противопоказания: «Перечень медицинских противопоказаний к работе и профессиональному обучению подростков профессиям и специальностям легкой и полиграфической промышленности".

Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности:

а) сезонные процессы и перцептивные действия: связь с объектом труда непосредственная, информация о ходе рабочего процесса поступает непрерывно; объем информации средний, в виде последовательных и в основном зрительно воспринимаемых сигналов;

б) загрузка зрительного анализатора: изделия, обрабатываемые материалы, орудия труда; мелкие объекты, детали; удаленность воспринимаемого объекта велика;поле зрения суженное; освещенность достаточная; работа в лимите времени, слежение за движущимся объектом; цвета обыкновенные, измерения на глаз, линейные, угловые;

в) загрузка слухового анализатора: особых требований нет; к работе допускаются даже лица с дефектами слуха; приходится' воспринимать и различать в окружающей среде специфические технические шумы, информирующие о нормальной или ненормальной работе электродвигателя. Степень шума в цехе от всех работающих машин равна 82-83 дБ;

г) особенности загрузки других анализаторов: значительные требования кожной и мышечно-суставной чувствительности, с помощью которой различаются качество поверхности (шероховатость, гладкость), механические свойства ткани (гибкость, мягкость, упругость), их влажность, сухость, толщина; регулируются действия, выполняемые с орудиями труда (например, степень углубления иглы в толщу сшиваемых изделий);

д) умственная деятельность: непосредственно включена в практическую, при этом преобладают умственные действия, основанные на чувственном познании. Необходимы элементарные специальные знания, ограниченные по объему. Ведется целенаправленное наблюдение за изменением объекта труда в целях контроля регуляции процесса его обработки; запоминаются такие свойства материала и особенности изделия, как формы, размеры, оттенки цвета, мягкость, гладкой толщина, гибкость ткани. В работе возникают оперативные практические стандартные задачи, решаемые совместно с мастером или начальником смены. Особых требований к речи нет (к работе допускаются даже лица с дефектом речи);

е) моторные действия: в трудовом процессе преобладают сенсомоторные реакции с выбором, серийные, на движущийся объект; моторные акты, связанные с воздействием на предмет; в регуляции действий первостепенное значение имеет непосредственное восприятие объекта труда; работа средней, умеренной тяжести с локальной загрузкой примерно '/3 мышечного аппарата; относительная стабильность движений.

Характеристика движений:в моторных действиях участвуют о верхние конечности; характер движений - мелкие, возвратно-поступательные, вращательные, нажимные; траектория движения - прямолинейная, сложная криволинейная, синусоидальная, круговая; амплитуда малая; направление – в горизонтальной плоскости; регуляция для точности попадания в цель; темп - быстродействие в условиях дефицита времени, скорость отдельных реакций, быстрые точные движения пальцев рук (работа с мелкими деталями и предметами), ловкие, искусные, соразмерные движения рук в целом; синхронность в действиях рук ног, последовательность исполнения.

Управление вниманием: сосредоточение на процессе выполняем работы при помехах (общий шум в цехе, шум работающей машины), а так. при некотором однообразии раздражителей.

Нервно-психическая напряженность в работе может обусловливаться вынужденным темпом и ритмом работы на конвейере, а также высококоординированных действий при дефиците времени. Для преодоления состояния напряженности вводится смена видов деятельности (взаимозаменяемость).

Качества личности, способствующие успеху в работе: психическая и физическая выносливость, в том числе терпеливость, усидчивость, быстродействие, уравновешенность, равномерный темп в работе, трудолюбие, аккуратность, прилежание.

Для разработки модели специалиста (профессиограммы) рекомендуются следующие методы: изучение тарифно-квалификационных справочников; наблюдение на рабочем месте; хронометраж рабочих операций; используются профессиографические анкеты и т.д.

Знание основных требований, предъявляемых профессией к организму позволяет создать рациональную систему профессиональной физической культуры. Поэтому разработка комплексных социально-биологических характеристик - профессиограмм трудовой и спортивной деятельности – кратчайший путь решения задач прфессиональной физической культуры.

7.4. Профессионально-прикладная значимость видов спорта и их элементов как средств ППФП

Главным фактором, от которого зависит степень эффективности профессионально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систему, анализаторы, физические, психические и психофизиологические качества.

Известно, что физическое воспитание организованное как направленная деятельность может иметь решающее значение для достижения требуемого уровня развития профессионально-важных качеств (ПВК).

Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных способностей, то виды спорта и их элементы имеют наравне с физической функциональную направленность и социальную обусловленность.

Перечень видов спорта, которые могут быть использованы в физическом воспитании учащихся в качестве профессионально-прикладного материала, весьма обширен. Если же каждый вид подразделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессиональной физической культуры будет еще больше. Поэтому важность определения профессионально-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их применения не вызывают сомнения.

Отбор видов спорта и их элементов – сложный и трудоемкий процесс, который включает в себя следующие основные этапы (В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, 1982):

1. Профессиологическое исследование с составлением профессиограммы.

2. Оценка направленности отбираемого вида спорта или отдельных его элементов и составление на этой основе спортограммы.

3. Сопоставление элементов профессиограммы и спортограммы при условии достаточной информативности материалов по влиянию профессионального и спортивного воздействия по таким направлениям, как общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на психофизиологические и психические функции.

Для целей отбора видов спорта необходима только часть профессиограммы, которая указывает влияние профессии на развитие физических качеств, психофизиологических и психических функций, а также двигательных навыков. Эти данные располагают в порядке значимости для профессионального обучения.

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально-прикладных видов спорта, проанализировать выбор видов спорта и их элементов, который не должен исчерпываться только программным материалом. Направленность упражнений определяется не только структурой, но и особенностями проведения, игровым содержанием.

В качестве иллюстрации ниже показано проведенное сопоставление данных профессиограмм двух профессий с ярко выраженной спецификой и элементов спортограмм баскетбола и гимнастики (табл.7.).

Такое сравнение дает возможность определить не только прикладной вид спорта для конкретной профессии, но и оценить его прикладную направленность.

Совпадение направленности воздействия вида спорта или его элементов с основными требованиями профессии к организму человека обеспечивает высокий профессионально-прикладной эффект спортивной тренировки, который сказывается и после прекращения занятий спортом.

При анализе основных (массовых) видов спорта, в том числе и входящих в программы физического воспитания различных уровней профессионального образования, было выявлено, что одни виды спорта оказывают тренировочное воздействие на функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессии невозможно, другие благоприятно воздействуют на системы организма, обеспечивающие приспособленность к профессиональным условиям.

Таблица 7

Анализ профессиограмм и спортограмм для развития ПВК

(по В.А. Кабачкову, 1982)

профессии   Функции и качества Виды спорта
монтаж-ник мелких деталей монтаж-ник-высот-ник баскетбол гимнас-тика
+   +   + - - -   +   - + + Подвижность нервных процессов Быстрота зрительного различения Тактильная чувствительность Вестибулярные функции Сила мышц кисти +   +   + - - -   -   - + +

+ направленное развитие качества

– выраженное его отсутствие

По классификации А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова, все виды спорта по прикладной направленности делятся на семь групп.

1-ю группу составляют виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движений: акробатика, гимнастика, прыжки в воду и др.

2-ю группу составляют виды спорта, ведущей чертой которых является достижение высокой скорости в циклических движениях: легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт и др.

Для 3-й группы видов спорта характерна работа на силу и быстроту движений. Группа разбита на две подгруппы: а) виды спорта на перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика); б) виды спорта на создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

4-я группа видов спорта в основном направлена на совершенствование функций анализаторов, освоение информации в условиях борьбы с соперником.

5-я группа видов спорта направлена на совершенствование управления различными средствами передвижения с предъявлением больших нагрузок на центральную нервную систему и ведущие анализаторы в связи с необходимостью обеспечения опережающих и предупреждающих действий (мотоспорт, водно-моторный спорт, конный спорт и др.).

Для 6-й группы видов спорта характерно совершенствование высшей нервной деятельности при малых физических нагрузках.

Для 7-й группы видов спорта основным является воспитание способности к переключению: (современное пятиборье, биатлон и др.).

Для уточнения направленности на организм массовых видов спорта ниже приводится краткая физиолого-гигиеническая характеристика программных видов спорта. При осуществлении профессионально-прикладных мероприятий следует учитывать, что отдельные виды спорта имеют особенности, связанные с психофизиологическими характеристиками вида спортивной деятельности, которые обеспечивают высокую специальную спортивную работоспособность.

Спортивные игры

Наиболее эмоциональные и массовые виды спорта., большинство из которых входит в программы физического воспитания различных уровней профессионального образования. Они характеризуются большим разнообразием движений переменной интенсивности, насыщены элементами бега и прыжков. Большая подвижность, необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, возникающую во время игры, предъявляют к организму высокие и разносторонние требования, приводящие к увеличению силы и подвижности нервных процессов, улучшению координационных способностей, совершенствованию функций зрительного анализатора, усилению кровообращения и дыхания, развитию психических функций внимания, памяти, мышления.

Физиологическое воздействие различных спортивных игр на организм неодинаково, как в отношении величины физической нагрузки, так и влияния, оказываемого на отдельные функции организма.

Баскетбол. Командный вид спорта с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Регулярные занятия позволяют автоматизировать двигательные навыки спортивной техники, повышают подвижность нервных процессов, совершенствуют деятельность анализаторов. Зрительный анализатор совершенствуется в связи с предъявлением к нему особых требований при оценке моментально сменяющихся игровых ситуаций, а также при выполнении таких игровых приемов техники игры, как передача мяча, броски по корзине. Большое значение для точности передач и бросков мяча в кольцо имеет проприоцептивная чувствительность и тактильная чувствительность пальцев рук. Для выполнения резких, своевременных передвижений играющему необходимо хорошее развитие двигательно-координационных способностей.

Волейбол. Спортивная игра, отличающаяся динамической скоростно-силовой работой переменной мощности.

Профессиография – основной метод анализа трудовой деятельности в сфере профессиональной физической культуры - student2.ru Для выполнения точных подач и передач мяча, обманных и атакующих ударов требуется сочетание работы зрительного, кине­стетического и тактильного анализаторов. Функционирование органа зрения зависит от уровня освещенности, а также от цветового оформления спортивного зала. Прыжковые характеристики связаны среакцией опоры, т. е. с качеством упругости и коэффициентом по­верхностного трения покрытия. Ориентировка в пределах площадки зависит от цвета и контраста покрытия и разметки.

Существенное значение для волейболистов имеет подвижность нервных процессов, особенно для связующих игроков.

Футбол.Вид спорта с ситуационными нестандартными движе­ниями. Особое значение для футболиста имеют пространственная точность движений, быстрота двигательной реакции.

Особенности современного футбола обусловливают не только высокие физические, но и нервно-психические и эмоциональные наг­рузки.

После обычной тренировки со средней нагрузкой увеличивается поле зрения, причем в наибольшей степени на зеленый цвет. При утомлении снижается электрическая чувствительность глаза.

Настольный теннис / теннис.Виды спорта с ситуационными ациклическими движения­ми. Диапазон движений, а именно, частое и быстрое перемещение около игрового стола или по площади корта требуют достаточно вы­сокого уровня выносливости и психологической устойчивости. При игре в теннис особо развивается зрительный анализатор, глубина зрения, глазомер, значительно улучшается дифференцировка мышечных усилий по пространственному компоненту.

Хоккей с шайбой, с мячом. Виды спортивной игры с высокой скоростью игровой деятельности. Темповая динамическая работа скоростно-силовой направленности чередуется со значительными статическими напряжениями.

Спортивная работа в них предъявляет высокие требования к зритель­ному анализатору, а именно к функциям быстроты различения и переадаптации, кглазомеру. Важными качествами являются сила и статическая выносливость мышц кистей рук, всего плечевого пояса. Вынужденные спортивные позы сопровождаются значительным напряжением мышц-разгибателей бедра, а силовая борьба способствует выработке волевых качеств. Скоростно-силовая работа в защитном снаряжении способствует напряжению терморегуляции.

Эти виды спорта редко входят в программы профессионального образования и культивируются только в тех регионах России, где имеются условия для занятий.

Циклические виды спорта

Спортивная гимнастика / акробатика / шейпинг.Виды спорта со стереотипными движениями, оцениваемыми по качеству исполнения. В основном это динамическая работа в сложных и разнообразных позах, со статическими напряжениями. Благодаря разнообразию движений гимнастика оказывает положительное воздействие на все мышечные группы повышает возбудимость и функциональную устойчивость вестибулярного анализатора, улучшает координацию движений.

Особые требования предъявляются к двигательному и вестибулярному анализаторам. При занятиях у спортсменов улучшается функциональное состояние центральной нервной системы и органов чувств (вестибулярный аппарат и др.), достигается высокая степень координации движений. При занятиях гимнастикой воспитываются также гибкость, умение владеть своим телом в пространстве и выполнять точные движения отдельными частями тела, формируются морально-волевые качества – смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам высотникам, строителям, пожарникам, водолазам, водителям наземного транспорта, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам и представителям многих других профессий.

Шейпинг – сравнительно новая система занятий, направленная на коррекцию и поддержание общей физической подготовки. Динамические нагрузки позволяют укреплять сердечно-сосудистую систему, локально воздействуют на все группы мышц.

Педагогу любого профиля надо знать гимнастические упражнения, чтобы уметь провести физкультурную паузу в классе для снятия у учащихся накопившиеся утомление. медицинским работникам эти упражнения для проведения лечебной физкультуры. программистам и работникам экономического профиля гимнастические упражнения помогают избежать негативных явлений, связанных с малоподвижным характером работы.

Легкая атлетика– объединяет различные виды физически: упражнений со стереотипными циклическими (спортивная ходьба бег), ациклическими (метания, прыжки) и ситуационными (кросс) движениями.

Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Занятия легкой атлетикой на открытом воздухе оказывают оздоровительный и закаливающий эффект.

Занятия легкой атлетикой специфичны. Спортивная ходьба дает почти на все мышечные группы, особенно нижних конечностей, углубляет дыхание, повышает легочную вентиляцию, усиливает кровообращение и обмен веществ.

Бег, в том числе и кроссы, еще в большей степени вовлекает в работу опорно-двигательный аппарат спортсмена, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, резко повышает обмен веществ и функции всех органов, способствует развитию выносливости и воспитанию волевых качеств.

Прыжки развивают смелость, решительность, умение владеть своим телом в пространстве, укрепляют мышцы ног и туловища, совершенствуют координацию движений и функцию вестибулярного аппарата.

Метания – скоростно-силовые упражнения, вовлекающие в работу ­мышцы рук, плечевого пояса, туловища и ног, и требующие максимальных нервно-мышечных усилий, развивают мускулатуру всего тела, силу, быстроту и согласованность движений.

Легкая атлетика имеет большое профессионально-прикладное значение, обогащая занимающихся целым рядом важных двигательных качеств и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Наибольшую прикладность легкоатлетические упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов, зоотехников и др.

Плавание.Вид спорта со стереотипными циклическими движениями в горизонтальном положении тела. Плавание относится к числу наиболее распространенных видов спорта. Занятия им способствуют развитию всех основных функций организма, особенно дыхательного аппарата и системы кровообращения.

Благоприятное влияние плавания на аппарат дыхания зависит от давления воды на грудную клетку, затрудняющего вдох и выдох, что приводит к дополнительной работе дыхательной мускулатуры. Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему происходит, с одной стороны, за счет мышечной работы и охлаждения тела, а с другой – из-за улучшения условий деятельности сердца.

Благодаря горизонтальному положению тела и давлению воды, облегчающих отток крови от периферии к сердцу, работа сердца становится более экономичной, увеличивается мощность его сокращений. Плавание положительно воздействует на центральную нервную систему, нормализуя ее деятельность, устраняет чрезмерную возбудимость и раздражительность, что способствует борьбе с монотонностью в конвейерном производстве. Охлаждающее действие воды благоприятно отражается на терморегуляторных процессах в организме, увеличивая устойчивость к холоду, что важно для выполнения работ на открытом воздухе зимой (профессии строительства и др.).

Массирующее и очищающее действие воды делает кожу более гладкой, эластичной, способствует нормальному выполнению ее функций и предупреждению кожных заболеваний.

Необходимо учитывать значительные тренировочные нагрузки в спортивном плавании. При двух- и трехразовых тренировках в день, в процессе которых пловец проплывает до 30 км, резко возрастает и время его пребывания в воде.

Существует большое количество профессий, для которых умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки. Это, прежде всего, профессии, связанные с работой в воде, на воде и у воды: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, преподаватели физического воспитания и др.

Прикладное плавание.В прикладных целях применяется плавание брассом на груди, брассом на спине, плавание на боку, различные способы ныряния.

Плавание под водой (ныряние) имеет большое прикладное значение. Оно необходимо при поиске и подъеме со дна небольших предметов, оказания помощи утопающему, свободном всплытии от затонувших предметов. Ныряние способствует тренировке функции задержки дыхания, что снижает проявления гипоксии, характерных для сред, обедненных кислородом.

Прыжки в воду подготавливают к успешному освоению элементов прикладного плавания. Прыжки в воду воспитывают смелость, решительность и уверенность в себе, а длительные погружения на глубину совершенствуют ориентировку под водой и умение выполнять гребковые движения руками в противоположном направлении по отношению к поверхности воды. При прыжках в воду в наибольшей степени развиваются вестибулярная устойчивость и устойчивость к условиям высоты и ограниченной опоры.

Плавание в сложных условиях имеет огромное прикладное значение, так как отдельные его элементы являются жизненно необходимыми не только в профессиональной деятельности, но и для обеспечения безопасности и спасения жизни человека. Плавание в сложных условиях подразделяется на следующие умения: умение плавать в одежде; умение плыть (переплывать) с предметами; умение справляться с судорогами при плавании; способы отдыха на воде.

Умение оказания помощи тонущему и его транспортировка также необходимо каждому человеку и особенно в профессиях, связанных с плаванием на море (реке).

Лыжный спорт. К нему принадлежат лыжные гонки, прыжки на лыжах и лыжное двоеборье, горнолыжный спорт, биатлон.

Лыжные гонки относятся к циклической работе переменной ин­тенсивности умеренной и большой мощности. Нагрузка на организм определяется протяженностью и профилем трассы, метеорологическими условиями и принятым темпом. Развивает общую выносливость посредством совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает закаливающий эффект.

Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и трудовой деятельности.

Технические виды спорта

Стрелковый спорт. Вид спорта со стереотипными ациклическими движениями в определенной позе. Результат в стрельбе зависит от качества прицеливания, спуска курка и устойчивости ору

Наши рекомендации