Примерная схема анализа трудовой деятельности

1. Какие трудовые уголки имеются в групповых комнатах и на участке? Соответствуют ли они педагогическим и гигиеническим требованиям? Как используется трудовое оборудование в данной возрастной группе?

2. Как планируется трудовая деятельность в данной возрастной группе? Какие воспитательные задачи решались в процессе трудовой деятельности, соответствуют ли они программе воспитания в детском саду и уровню воспитанности детей данной группы?

3. Какими видами труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд) занимались дети в течение дня? Соответствуют ли они требованиям программы воспитания в детском саду?

4. Сколько детей участвовало в различных видах труда? Какие формы организации труда (индивидуальный или коллективный труд, труд рядом, совместный труд, дежурство) использовались в течение дня в данной возрастной группе?

5. Как владеют дети необходимыми трудовыми умениями и навыками (самостоятельно или нуждаются в показе и помощи)? Соответствуют ли трудовые умения и навыки требованиям программы воспитания в детском саду?

6. Каково отношение детей к разным видам труда? Как организуют рабочее место, осуществляют уборку рабочего места и оборудования после труда (самостоятельно или с помощью взрослых)? Каковы мотивы трудовой деятельности в данной возрастной группе?

7. Какие приемы руководства трудовой деятельностью использовал воспитатель, их направленность и целесообразность.

8. Как оценивалась деятельность детей и результат труда?

9. Какие трудности наблюдались в процессе труда, как они преодолевались?

10. Какие задачи последующей работы можно сформулировать по итогам наблюдения за трудовой деятельностью детей?

П р и л о ж е н и е № 4

Примерная схема анализа дидактической игры

1. Воспитательно-образовательное значение игры.

2. Реализация принципа развивающего обучения через игру.

3. Занимательность и новизна содержания.

4. Заинтересованность детей игрой.

5. Степень усвоения детьми содержания и правил игры.

6. Стиль и тон взаимоотношений воспитателя с детьми в процессе игры.

7. Эмоциональное состояние детей.

8. Руководство воспитателя ходом игры.

П р и л о ж е н и е № 5

Примерная схема анализа сюжетно-ролевой игры:

Деятельность детей

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

5. Чему отдавали предпочтение дети во время игры – действиям с предметами или взаимоотношениям между людьми?

6. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

7. Сколько времени продолжалась игра? Связана ли данная игра с другими играми детей?

8. Как окончилась игра – организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

9. Самостоятельны ли были дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

10. Соответствует ли игра возрасту детей?

11. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

12. Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Деятельность педагога

1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр (какое время отведено в распорядке дня, есть ли специальное место в группе, на участке, оборудование для игр, руководит ли ими воспитатель)?

2. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция)?

3. Способствовал ли педагогразвитию игры? Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации? Расширял ли знания детей для развития игры? Вносил ли дополнительное оборудование (изготовлял его вместе с детьми)?

4. Уделял ли педагог внимание формированию дружеских взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты)?

5. Способствовал ли педагог усилению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами)?

6. Принимал ли сам педагог участие в игре?

7. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой?

8. Как вы в целом оцениваете руководство воспитателя данной игрой?

П р и л о ж е н и е № 6

Схема написания конспекта занятия

1. Вид занятия. Тема.

2. Программное содержание (включаются образовательные, воспитательные, раз­вивающие задачи).

3. Предварительная работа:

а) обогащение впечатлений и формирование эмоционально-положительного от­ношения к теме;

б) формирование знаний, умений и навыков;

в) опережающая индивидуальная работа.

4. Материалы:

а) наглядно-информационный;

б) словесно-информационный;

в) операционный.

5. Ход занятия (подробно списывается вся методика проведения занятия, с указа­нием предположительных ответов детей):

а) вступительная часть;

б) основная часть;

в) заключительная часть.

П р и л о ж е н и е № 7

Наши рекомендации