Формирование трудовой деятельности. Системогенез. Действие, операция как элементы анализа трудовой деятельности

В современной науке все в окружающем мире организовано по принципу системности. Этот принцип распространяется и на человека, на его психику, на трудовую деятельность. Любая система — это компоненты, их взаимосвязи. Любая психологическая система, обеспечивающая конкретную трудовую деятельность, существует в форме психологической системы деятельности.

Психологическая система трудовая деятельность (ПСД)- это
единство психических структурных элементов (свойства, функции, механизмы), обслуживающих деятельность и их связи. С точки зрения психологии, отдельные элементы выступают в виде целостных образований. Они имеют вполне конкретные функции и могут выступать как система. Эти системы выступают как подсистемы. Между ними есть связи для выполнения базовой функции основной системы. ПСД формируется на базе индивидуальных качеств личности, путем их построения, переструктурирования и взаимосвязи, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. ПСД не возникает одномоментно. Процесс ее формирования развернут во времени и связан с построением этой системы.

Системогенез- это процесс построения ПСД, в котором определяется компонентный состав, устанавливаются функциональные взаимосвязи и развиваются отдельные компоненты. ПСД проходит ряд этапов: формирование цели деятельности, формирование информационной основы деятельности, формирование исполнительской части, формирование системы ПВК.

Действия, которыми реализуется профессиональная деятельность - компонентный состав этой деятельности. Действия могут служить элементом анализа деятельности - наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части. Действия имеют самостоятельную цель, способ реализации, мотивационную основу. Исходя из этого можно использовать действие как модель деятельности и считать элементом деятельности.

Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной цели.

Признаки действий: целесообразность, адекватность к текущему состоянию объекта труда, полиэффекторность (одно и тоже действие можно выполнять не только разными способами, но и задействовать разные системы и органы человека), общественная обусловленность действий.

Классификация трудовых действий(классификация Казакова) (в основании структура трудового процесса):

1)ориентировочные действия (действия по определению цели и условий деятельности, действия по выделению средств и путей достижения этой цели),

2)исполнительские действия (реализующие цель),

3)корректировочные (действия по получению информации об ошибках),

4)завершающие (проверка качества выполнения всех предыдущих действий).

Каждое действие с психологической точки зрения имеет структуру (по Гальперину):

1.ориентировочная основа,

2.исполнительская часть,

3.контролирующий эталон.

Критерии оценки действий:

l. по уровню выполнения,

2. обобщенность (если действие может использоваться на разных этапах деятельности и в различных деятельностях, то это действие обладает критерием - обобщенность),

З. сокращенность действия (по мере освоения любое действие свертывается, поэтому действие приобретает оперативный характер выполнения),

4. степень освоенности (условным показателем степени освоенности выступает оценка).

Реальный способ выполнения действия называется операцией.Операция - это способ каким выполняется действие, определяемый не самой целью, а условиями, в котором дана цель.

Формированиелюбой операции происходит поэтапно:

1)обобщение исходного действия (базовой цели, смысловая оценка),

2)поэтапная интериоризация действия (усвоение, распредмечивание действия для будущей реализации),

3) Автоматизация (как только какое то действие полностью автоматизируется, оно включается в систему > сложного действия),

4) перевод в > сложное действие. В условиях производства выделяют производственную операцию — это наименее относительно завершенная часть технологического процесса, осуществляемая одним рабочим или группой при помощи однотипных инструментов и сочетание трудовых приемов с единой производительной целью.

12. Предмет и задачи психологии труда. Определение
психологии труда. Связь психологии труда с др. науками.

Психология труда - это наука о психических явлениях, механизмax, об особенностях, активизирующихся у человека в процессе труда, об особенностях личности, а также о методах, которые играют важную роль процессе труда и его максимальной целесообразной организации.

Субъект входят психологические характеристики человека и иные его особенности - человеческого фактора трудового процесса. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для многих дисциплин.

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи:

- повышение производительности, эффективности трудовой деятельности.

- гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

Разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

• исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;

• изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

• исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;

• изучение проблемы мотивации трудовой деятельности;

• изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности;

• раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;

• разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности;

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

• разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора, профориентации;

• оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

• психологическая рационализация и оптимизация;

• разработка процедур проведения профессиональной аттестации;

• разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;

• разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности;

• разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются пограничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда специального направления — профессиографического. Это и так называемая каръеровая психология, точнее — та ее часть, которая рассматривает психологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии.

Связь с другими науками. Являясь частью психологической науки, психология труда занимает особое место в ее структуре, так как предметом психологии труда является деятельность, которая занимает одно из центральных мест в системе психологических понятий. Этим объясняется связь психологии труда со всеми отраслями психологии и другими науками. Место психологии в системе наук определяется местом и ролью человека в природе и обществе, которая заложена в его биосоциальной природе.

Модель Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук. В его модели психология расположена в центре равнобедренного треугольника. Углы у основания треугольника означают биологические и социальные науки, так как человек — биосоциальное существо. В вершине треугольника — технические науки, благодаря им создана искусственная техническая среда для человека и общества с более совершенными условиями для существования и развития, которые позволили человеку усилить свои возможности в изменении природы и приспособления к ней.

Модель А.В. Петровского. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям:

1. Первое основание, которое объединяет науки, направленные на изучение конкретных видов человеческой деятельности, — это конкретная деятельность (психология труда, инженерная психология, а также целый комплекс прикладных наук по разным сферам деятельности человека: авиационной, космической, медицинской, педагогической, военной, юридической, спортивной, торговле, творчеству, научной и др).

2. Вторым основанием является развитие, которое объединяет возрастную психологию и ее ответвления, а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом наук

3. Третье основание модели — отношения личности в обществе, которые изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности.

Объединяющим началом для всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности психики человека и животных. Тесная связь психологии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств.

Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Сама психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.

Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности.

Социальная психология вносит свой вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах.

Особенности: 1) п.т. может использовать методы исследования, методические принципы, полученные в др. науках, 2) п.т может опираться на явления и закономерности других дисциплин, 3) методы, разработанные в п.т переходят в другие науки, 4) п.т. может поставлять закономерности другим наукам, где они используются как базовые. От п.т. появились разветвления, превратившись в самостоятельные дисциплины: инженерная, юридическая, авиационная, промышленная психологии и др. Эти научные дисциплины не порвали связей с п.т. Передавая конкретным дисциплинам частные вопросы исследования, п.т. конкретизирует в себе исследование общих закономерностей, глобальных состояний, методические и методологические проблемы. С этой точки зрения п.т. имеет статус теоретической науки. Наиболее крупные исследования - США и Россия.

Наши рекомендации