Социализация личности. Механизмы социализации.
Школа как институт социализации
(ПК-5)
Описание
На уроке истории в 8 классе учитель предложить подросткам поразмышлять над вопросом: что мы имеем в виду, когда используем выражение «в окопах»? Ученики предположили, что данное выражение возможно связано с войной.
«Хорошее предположение» - ответил учитель. «Боевые операции велись в окопах первой мировой войне. Солдаты выкапывали глубокие траншеи и прятались в них. Во время проведения многих боевых действий использовались окопы, вот откуда пришло это выражение. Кто знает еще что-нибудь о первой мировой войне? Кто был участниками в войне?»
«Она велась против Гитлера» - ответила Лиза.
«Нет, это была вторая мировая война» - возразил ей Саша.
Учитель истории согласился с Сашей: « Это типичная ошибка, которую люди допускают в отношении первой мировой войны. Есть предположения, почему так происходит?»
«Потому что мы воевали против Германии в обеих войнах?» ответила вопросом Лиза.
«Это верно. Кто-нибудь знает, почему началась война?» - спросил учитель, и не дождавшись ответов спросил: «А кто принимал участие в войне?»
В классе стало шумно, ребята, споря между собой, пытались дать ответ: «Россия, Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки…и Германия». Вдруг среди этого шума раздался голос Миши, который до этого сидел молча: «Мне кажется, что у меня в голове первая и вторая войны перемешались. Еврейские концлагеря были в первую мировую? А нацизм был? Я не уверен».
Учитель, выслушав ребят, сказал: «Похоже, у всех вас есть обрывочные знания о первой мировой войне, но часть из них ошибочны. Так как мы будем изучать эту войну в нашем следующем проекте, вы узнаете больше о ней самой. Я хочу, чтобы вы задумались о причинах, толкающих страны к войне. Если вы поработаете с дополнительной литературой, то наверняка справитесь с этим заданием. В своих тетрадях опишите причины и приведете примеры для наглядности».
Задание
1. Какие социализирующие функции выполняет педагог, какие он преследует цели?
2. Какие механизмы социализации модно проследить в данном тексте? Приведите конкретные примеры.
3. Какие формы социально-психологической работы учителя с ребенком, на ваш взгляд, наиболее успешны для присвоения социальных норм, ценностей личностью обучающегося?
Кейс №28
Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления конфликтом (ПК-5)
Описание
Один из учеников 8 класса средней школы попал под воздействие уличной компании, не бывает дома, бросил занятия в секции по футболу, успеваемость в школе ухудшилась. Родители не обращают внимания на поведение ребенка, дают ему полную свободу. Классный руководитель пытается работать с ребенком, снизить влияние улицы. Обращается к родителям, но они агрессивно отвечают на просьбы и советы учителя обратить внимание на ситуацию с учеником. Начинают писать жалобы на учителя, обвиняя того в предвзятости к их ребенку.
Задание
1. Чем можно объяснить поведение родителей в данной ситуации?
2. Как поведение родителей определяет данный конфликт?
3. Какие методы разрешения конфликтов возможно применить в изменении данной ситуации?
Рекомендуемая литература:
Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.
Кейс №29
Взаимосвязь обучения и развития. Психологические теории учения: возможности реализации в современной образовательной практике
(ОПК-2)
Описание
Образование в истории возникает тогда, когда определенная часть накопившегося общественного опыта уже не может быть передана подрастающим поколениям в процессе повседневной жизни и непосредственного труда. Эта часть опыта связана с достаточно высоким уровнем развития всех форм общественного сознания, находящим свое выражение в осмысленных и отрефлектированных общенаучных сведениях, сведениях об искусстве, морали, праве и религии, которые фиксируются чаще всего в такой духовной продукции, как книги. Такие сведения относятся уже к уровню теоретических знаний.
Задание
1.В чем заключается основная трудность передачи такой формы знания?
2. Чем кардинально различаются известные вам подходы к организации учения школьника?
3. Чему обучает ребенка учитель, каково содержание социокультурной позиции учителя?
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).
Кейс № 30