Вопрос 49. Социализация личности: сущность, подходы к пониманию, механизмы, направления, факторы. Соц-педагогическая деятельность по социализации личности школьника

Социализация - процесс и результат усвоения индивидом соц. опыта, процесс усвоения знаний, умений, навыков, установок, принятых обществом в данное время, это вхождение чел-ка в общ-во.

Признаки:

1)Происходит на протяжении всей жизни;

2)усвоение соц.опыта;

3)первичная (в детстве) и вторичная (спец.знания, обучен.профессии);

4)стихийная (в повседневной жизни) и упорядоченная (учеба);

5)в процессе соц-ии усваивается соц.статус (положен.в обществе) и соц.роль (ожидаемое поведение, обусловленное статусом).

Социализация осуществляется в процессе взаимодействия человека и окр.среды - меняет себя или среду. Происходит:

-соц.адаптация-приспособление человека к изменяющимся условиям;

-интеграция-проникновение в общество и определение своей социальной ниши.

-обособление - процесс автономизации человека в обществе.

В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития.

Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.).

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (Дж.Мид, М.И. Рожков и др.).

Нам представляется, что существует и третий подход - телеологический - со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним социализация может проходить по нескольким направлениям: во-первых, в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, в интересах только общества (или государства), но не индивида; в-четвертых, в интересах определенных групп.

Соц-ия может быть успешная (у чел-ка высокий уровень развития, стремится удовлетворять свои творч.потребности и интересы, постоянно расширяет свой кругозор) и неусп-ая (вызывается неблагопол.условиями- преступление, стресс, смерть близкого, увольнение с работы. У чел-ка пропадает желание развивать себя).

Механизмы соц-ии:

-подражание-воспроизведение опыта других людей;

-внушение- неосознанное усвоение и воспроизведение мыслей, чувств и опыта других людей;

-фасилитация- у чел-ка возникает желание быть лучше в присутствии определенных людей.

-ингибиция- противопол.процессу фасилитации-торможение в проявлениях личности в присутствии кого-то.

-идентификация- определение своей принадлежности к кому-либо.

-индивидуализация- проявление качеств, присущих только одному человеку.

-конформизм- стремление быть как все.присуще подросткам (одежда,прическа,поступки).

Так как соц-ия происходит во взаимодействии с разл. факторами, выделяют универсальные механизмы:

-традиц-ый - через семью-нормы,эталоны поведения,взгляды,характерные для данной семьи.

-стилизованный-действует в рамках субкультуры (молодежной,профессион-й)-стиль общения, речь, вн.вид.

-межличностный-общение со значимыми личностями.

Влияние всех механизмов опосредуется рефлексией- внутренним диалогом. Соц-ия человека происходит под влянием всех механизмов, но соотношение роли механизмов различно-в селе большую роль играет традиц.механизм;в условиях города-стилизованный,институц-ый. Задача соц.педагога-выявить процесс соц-ции,определить его позитивные и негативные возможности,найти способы использования и усиления позитивных возможностей.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности.

В процессе социализации он проходит определенные стадии, этапы и ступени. Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации.

С точки зрения педагогики целесообразно этапы социализации соотносить с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость(40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации:

1.мегафакторы, к которым относят космос, планету, мир,

2.Микро-семья, соседство, группа сверстников,религиозные организации, воспитательные организации.

3.Мезо –регион, СМИ, субкультура,тип поселения.

4.Макро- страна (влияет на рождаемость и плотность населения, состояние здоровья),этнос, общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми), государство (фактор стихийной соц-ии,т.к. политика,идеология создают условия для жизни граждан,их развития).

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к младшим школьникам это родители и близкие родственники, соседи, учитель, сверстники. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

В соответствии с гос.обр.стандартом деят-ть социального педагога направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитат-й и коррекц. работы с ними в разл социумах.

Процесс соц-ции должен быть начат с изучения и понимания справедливости, равенства, свобода, демократии, личности, правосудия.Они изучаются в процессе реализации соц. проекта «Юный друг милиции»,курсов «Знаешь ли ты свои права», «Закон и мы».В школах проблема соц-ции решается совместными усилиями учителей, родителей, уч-ся.

Проблемы связанные с соц-цией уч-ся: отсутствие единых норм и ценностей в развитых соц. институтах;нежелание понять и признать ценности «иных» людей;отсутствие своевременной помощи со стороны службы сопровождения, родителей, педагогов, товарищей и т. д.

Для успешной соц-ции реб-ка должны взаимодействовать все соц. структуры. Работа строится исходя из анализа условий, в которых проживает, воспитывается, общается реб-к. В начале каждого года составляются соц. паспорта классов, исходя из которых, строится соц. паспорт школы. Выявляются различные категории уч-ся и их семей. Это позволяет определить первичное звено соц-ции и увидеть проблемы, которые можно помочь решить.Следующий шаг выявления проблем -социометрия каждого классного коллектива, что позволяет выявить проблемы соц-ции на этом этапе.Проведение анкет, диагностик об интересах, друзьях и т.д. позволяет найти проблемы на третьем уровне соц-ции. Выявление проблем ведет к практич. действиям по оказанию помощи уч-ся, родителям, педагогам. Только совместными усилиями можно помочь детям преодолеть проблемы соц-ции.

Направления деятельности социального педагога
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

- Защита ребенка в его жизненном пространстве.

Наши рекомендации