Социализация личности. Механизмы социализации. Школа как институт социализации (ПК-3, ПК-8)

Описание:

Социальный мир должен предоставить ребенку некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов социально-культурного поведения: общепринятых представлений о том, к каким жизненным целям стремится и какие средства применяет для их достижения нормальный человек. Следовательно, главная задача подготовки подрастающего поколения к жизни - внедрение в сознание молодых людей представлений о целях и средствах, правилах и образцах жизнедеятельности и о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культурой данного общества.

Материалы кейса:

1.Фрагмент урока истории в 8 классе // Из отчета по практике студентки 4 курса ИИЯ ВГСПУ 2010-11у.г.

2.Фрагмент урока литературы в 9 классе // Из отчета по практике студентки 4 курса ИИЯ ВГСПУ 2010-11у.г.

Задание:

В материалах кейса к государственной итоговой аттестации представлены фрагменты уроков. Проанализируйте тексты и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие социализирующие функции выполняет педагог в каждом случае?Для включения, каких социально-психологических механизмов социализации, способствуют созданные условия учителем на уроке? Приведите конкретные примеры из текстов.

2. Какие условия в процессе обучения и воспитания способствуют формированию социально зрелой и социально инфантильной личности?

3. Какие формы социально-психологической работы учителя с ребенком, на ваш взгляд, наиболее успешны для присвоения социальных норм, ценностей личностью обучающегося?

№2

Каково значение формирования умений на уроках экономики? В чем специфика общепредметных и предметных умений, формируемых на роках экономики? Сформулируйте цели урока по теме «Семейный бюджет» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 86) и продумайте методические приемы достижения развивающих целей.

Задание к билету №28

№1

Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления
конфликтом (ПК-2,ПК- 8)

Описание:

Один из учеников 8 класса средней школы попал под воздействие уличной компании, не бывает дома, бросил занятия в секции по футболу, успеваемость в школе ухудшилась. Родители не обращают внимания на поведение ребенка, дают ему полную свободу. Классный руководитель пытается работать с ребенком, снизить влияние улицы. Обращается к родителям, но они агрессивно отвечают на просьбы и советы учителя обратить внимание на ситуацию с учеником. Начинают писать жалобы на учителя, обвиняя того в предвзятости к их ребенку.

Материалы кейса:

Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.)

Задание:

1. Чем можно объяснить поведение родителей в данной ситуации? Как поведение родителей определяет структуру данного педагогического конфликта?

2. Какие методы разрешения конфликтов возможно применить в изменении данной ситуации?

3. Представьте программу действий по разрешению данного конфликта с позиции администрации школы.

№2

Какова специфика организации уроков-лекций в школе? Перечислите основные требования к данному уроку.

Сформулируйте цели урока по теме «Предмет макроэкономики» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 95) и продумайте методические приемы их достижения.

Задание к билету №29

№1

Взаимосвязь обучения и развития. Психологические теории учения: возможности реализации в современной образовательной практике (ОК- 1, ПК-3)

Описание:

Образование в истории возникает тогда, когда определенная часть накопившегося общественного опыта уже не может быть передана подрастающим поколениям в процессе повседневной жизни и непосредственного труда. Эта часть опыта связана с достаточно высоким уровнем развития всех форм общественного сознания, находящим свое выражение в осмысленных и отрефлектированных общенаучных сведениях, сведениях об искусстве, морали, праве и религии, которые фиксируются чаще всего в такой духовной продукции, как книги. Такие сведения относятся уже к уровню теоретических знаний.

Материалы кейса:

1. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).

Задание:

1. В чем заключается основная трудность передачи такой формы знания?

2. Чем кардинально различаются известные вам подходы к организации учения школьника?

3. Чему обучает ребенка учитель, каково содержание социокультурной позиции учителя?

№2

Укажите особенности применения кейс метода в обучении экономике.

Сформулируйте цели урока по теме «Денежное обращение» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 117) и продумайте методические приемы их достижения.

Задание к билету №30

№1

Наши рекомендации