Теории социализации личности. Категории «социализация», «воспитание», «развитие». Институты и механизмы социализации

В отечественной психологии существует представление, что личность задана в системе социальных отношений и развивается через ведущие виды деятельности. Поэтому общество должно создавать условия для нормального психического развития ребенка.

Основные западные теории:

Название теории Основоположники Детерминанта социального развития   Основные положения Понятие социального развития
Биогенети-ческая теория Дарвин, Геккель Генетика - развитие личности определяется генетическими факторами; - для реализации генетической программы необходимы социокультурные условия, которые задают темп развития задатков; - развитие личности – последовательность; определенных фаз, следовательно существует регресс и прогресс. Соц. развитие – процесс, подчиняющийся внутренним закономерностям
Социоге-нетическая теория Мид Культура - культурные условия определяют направление, развитие ребенка; влияет на то, насколько доброжелательно принимается ребенок взрослым. - итогом социализации является адаптация человека в культуре. В разных культурах стадии социализации разные, отсюда нет единых возрастных этапов. Соц. развитие – социокультурные условия
Теория социально-го научения (на основе бихевиоризма) Скиннер, Толмен, Бандура Научение - личность – набор изученных моделей поведения; - научение человека соц. действиям происходит в результате наблюдения за поведением других и подражания значимым лицам; - необходимым элементом является подкрепление - + и -; - замещающее подкрепление – видит где-то из опыта; - самоподкрепление Соц. развитие – личность формируется в процессе научения – поведение, моральные принципы, установки
Когнитив-ная теория Пиаже, Колберг Развитие когнитив-ных процессов– речь, мышление - процесс соц. развития – это освоение совокупности норм и правил соц. взаимодействия, а также подчинения своего поведения соц. требованиям. 6 стадий соц. развития. Переход от одной стадии к другой определяется развитием когнитивных процессов и формированием способности к сопереживанию. 1 и 2 стадии пассивного принятия соц. роли и подчинения требованиям роли с целью заслужить поощрения, либо избежать наказания. 3 и 4 стадии – человек осознает мнения других о себе и действует так, чтобы заслужить одобрение. Формируется представление о том, что такое хорошо-плохо, добро-зло.5 и 6 стадии – характеризуются осознанием противоречий между нравственными убеждениями и формируется собственная этическая система, которая влияет на процессы общения, взаимодействия.   Соц. развитие – движение от пассивного принятия соц. норм к пониманию соц. требований и навыкам соц. взаимодействия вне ролевого предписания с опорой на универсальные этические принципы

Социализация– двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом соц. опыта, путем вхождения в соц. среду, а с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой среды в деятельности. (Андреева Г. М.)

Воспитание и развитие имеют некие черты социализации, но имеют свои специфические черты.

Воспитание понимается в двух смыслах:

Воспитание – педагогически организованное воздействие на субъект. Целенаправленный процесс со стороны воспитывающего.

Воспитаниеприравнивается к совокупности всех, в том числе нецеленаправленных и случайных социальных воздействий.

Развитие– постепенное вхождение человека в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека.

Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к общественным нормам и ценностям.

1. Семья

2. Дошкольные детские учреждения

3. Школа

4. Профессиональные образовательные учреждения

5. Трудовой коллектив

6. После трудовой коллектив, общественные группы

Процесс социализации – непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но по интенсивности, по количеству изменений больше в детстве. К 30 годам сформированы представления о мире, стереотипы, самооценка, которые трудно изменить.

Механизмы социализации:

1) идентификация — это отождествление индивида с неко­торыми людьми или группами, позволяющее усваивать разно­образные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации являет­ся полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для пред­ставителей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения ин­дивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических со­стояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние пове­дения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Н.Смелзер выделяет четыре психологических механизма со­циализации:

1. Имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

2. Идентификация — усвоение детьми родительского поведе­ния, установок и ценностей как своих собственных.

3. Стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

4. Чувство вины — переживание разоблачения и позора, свя­занное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие опреде­ленное поведение.

Наши рекомендации