Индивидуальные психологические особенности ребенка и их учет в обучении. Организационные возможности индивидуализации учебной работы (ПК-5)

Описание

В школе №789 активно обсуждается идея оптимизации и повышения эффективности учебного процесса в связи с низкими показателями образовательных результатов ГИА и ЕГЭ.

На педагогическом совете было выдвинуто предложение о дифференцированном подходе к учащимся в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.

Так, для повышения эффективности учебного процесса было предложено распределять учащихся по классам в зависимости от их темперамента.

Задание

1. Обоснуйте несостоятельность выдвинутых критериев для осуществления идеи индивидуализации обучения в рамках «переформирования контингента учащихся».

2. На какие ресурсы учащихся с разными темпераментами возможно опираться учителю без переформирования классов?

3. Какие другие психологические критерии можно использовать при организации индивидуальной работы с учащимися?

Материалы кейса

1.Критерии индивидуализации.

Статья «Индивидуализация обучения: формы и методы »

Автор - Н.А.Ляпина, директор МОУ СОШ № 10, Н. В. Худоярова, заместитель директора по УР МОУ СОШ №10.

Кейс №24

Психология младшего школьника. Ведущая деятельность и основные психические новообразования

(ОПК-2)

Описание

С приходом в школу ребенок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений со взрослыми (родителями и педагогом) и сверстниками. Новый социальный статус обуславливает и формирование особенностей личности младшего школьника.

В приведенных ниже фрагментах текста представлены эпизоды жизни ребенка младшего школьного возраста.

Фрагмент 1. Первоклассница Маша хвастается перед маминой гостьей: «У меня все отметки есть: единица, двойка, тройка, четверка и пятерка. А у Нины - только четверки и пятерки... »

Фрагмент 2.

- Что тебе больше всего нравится в школе? - спрашивает папа у Вадика.

- Больше всего - переменки. Там можно бегать и играть.

Фрагмент 3. Однажды семилетний Саша явился из школы и торжественно сообщил: «А мы сегодня букву «о» проходили!» Значимости этого события для ребенка можно было только удивиться, так как к поступлению в школу он уже бегло читал и неплохо владел письмом. А с какой уверенностью он несколько позднее отстаивал непогрешимость Нины Ивановны, которая «лучше знает, как надо писать», когда родители попытались утверждать, что в тетрадке сына она неверно исправила «зайчонок» на «зайченок».

Фрагмент 4. «Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» – спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! – иронически восклицает мальчик. – Только двойки получает!».

Задание

1. Какие особенности дошкольного периода сохраняются в начальной школе? В чем это проявляется в представленных текстах?

2. Какая особенность взаимоотношений первоклассников со взрослыми проявляется в приведенных примерах?

3. Какие действия взрослого в каждой из описанных ситуаций могут быть стимулировать развитие младшего школьника?

Рекомендуемая литература:

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, - 1994. – 192 с. (глава «Как дошкольник становится школьником?»)

Кейс №25

Психологическое содержание подросткового возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования

(ОПК-2)

Описание

После родительского собрания мама одного из учеников класса обратилась к классному руководителю со следующей проблемой.

«Моему сыну Саше 14 лет. Неожиданно в нем проснулось чувство бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, - говорит мама. - Он не признает никаких правил и, кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытаемся заставить его соблюдать дисциплину. В конфликтных ситуациях он неуправляем».

Задание

Представьте, что вы классный руководитель мальчика, и его мама попросила вас ответить на следующие вопросы:

1.С чем связаны изменения, происходящие в поведении подростка?

2. Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?

3. Какова должна быть стратегия поведения взрослых?

Рекомендуемая литература:

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Глава 9 «Подростковый возраст в свете разных концепций». - С. 172-173. Электронная библиотека RoyalLib.




Кейс №26

Психологическое содержание юношеского возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования

(ОПК-2)

Описание

Георгий рассказывает: «Мне 16 лет, но я бы не сказал, что для меня это время светлых надежд на будущее. Дело, конечно, не во времени, а во мне. Я не могу радоваться жизни, потому что не рад самому себе. Я ненавижу свои детские фотографии, а в течение последних двух лет не фотографируюсь вовсе. Если бы я мог, то обезобразил бы свою физиономию: белую, нежную, как у девочки, кожу, родинку на щеке, опалил ресницы, которые слишком длинные и закручиваются, как у Мальвины.

Но лицо – это еще полбеды. Я слаб, у меня порок сердца, поэтому мне противопоказаны физические упражнения. Результат – узкие плечи, неразвитые мышцы. Прибавьте ко всему тонкие кисти рук, длинные пальцы. Картина, по-моему, получается полная. Я - женоподобен настолько, что девушки не обращают на меня внимания вообще, видимо, принимая за своего (или за свою?). Конечно, кому нужен когда-то «подававший надежды пианист, жалкий тип с хрупкой фигурой, который через лужу вряд ли перенесет девушку. Но я хочу быть нормальным парнем, которого уважают друзья и любят девчонки».

Задание

1. О каких психологических особенностях юношеского возраста идет речь в этом рассказе юноши?

2. Охарактеризуйте состояние Георгия с точки зрения психологического содержания юношеского возраста.

3. Какие условия может создать учитель для полноценного самоутверждения Георгия в социуме?

Рекомендуемая литература:

Кон И.С. Психология юношеского возраста. Глава VII. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли.Электронная библиотека: http://vprosvet.ru

Кейс №27

Наши рекомендации