Закономерности и механизмы развития человека
В отечественной психологии
(ОПК-2)
Описание
Значительная часть практикующих педагогов полагает, что главная трудность образовательной работы учителя заключается в том, что учеников очень сложно «замотивировать на учебу». Именно на «отсутствие мотивации учения» как на самую важную проблему указывают студенты педагогического вуза, выходящие на практику. От того, как учитель сможет «заразить своим предметом», – полагают родители, – зависит успешность ученика в освоении школьной программы.
Задание
1. На какую психологическую реальность обращают внимание студенты-практиканты, утверждая, что у учеников отсутствует мотивация учения? Объясните природу этого явления.
2. Как строится личное знание? Каким должно быть участие взрослого в процессе освоения ребенком теоретического знания?
3. Какие действия родителей ограничивают развитие познавательной потребности ребенка?
Материалы кейса:
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Кейс № 21
Психология возрастных кризисов. Общие и специфические особенности психического развития ребенка в кризисные периоды
(ПК-5)
Описание
«Мама Оксаны обеспокоена по поводу взаимоотношений со своей дочерью. Оксане 11,5 лет, она учится в 5 классе. Жалоб со стороны учителей на девочку до недавнего времени не было. Училась она хорошо. Отношения с дочерью всегда строились на принципах уважения, взаимной честности, принципиальности.
В последнее время поведение Оксаны резко изменилось. Девочка стала часто оговариваться, нередко в грубой форме, старается все делать по-своему, наперекор желанию и требованиям родителей. Успеваемость снизилась, а со стороны учителей появились жалобы на поведение ученицы.
Подружки, с которыми Оксана проводит слишком много времени, не нравятся маме – они, по ее мнению, озабочены только внешним видом и мальчиками. Для того, чтобы узнать, с кем общается Оксана, мама прочитала сообщения дочери в социальных сетях. Обнаружив это, девочка устроила скандал, закрылась в комнате с комментариями о том, что у нее должна быть хоть какая-нибудь личная жизнь…»
Задание
1. Как вы думаете, с чем связаны такие перемены в поведении девочки?
2. Связано ли возникновение и протекание возрастных кризисов с характером педагогического влияния взрослых? Возможно ли бескризисное развитие ребенка? Каковы взгляды ученых на закономерности возрастных кризисов?
3. Разработайте рекомендации для родителей по взаимоотношению с детьми, находящихся в кризисных периодах возрастного развития?
Рекомендуемая литература:
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. – С. 49-53.
Кейс № 22
Мотивация учебной деятельности. Мотивационная сфера личности. Формирование положительной учебной мотивации
(ПК-5)
Описание
Сергей, ученик 8 класса, в данной школе учится с первого класса. Мальчик растет в полной семье, все члены которой с уважением относятся друг к другу. В школе общителен, имеет много друзей. На уроках активность не проявляет. Отвечает на уроке только когда вызовет учитель. Даже если хорошо знает материал, руку не поднимает. Домашние задания выполняет несистематически и не в полном объеме. При выполнении заданий интерес к анализу собственных ошибок не проявляет. Всегда ориентируется на конечный результат. За помощью к учителю в трудных учебных ситуациях не обращается. Хорошо выполняет задания совместно с одноклассниками (в парах или группах), часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию, испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания. Успеваемость повышается к концу четверти (сдает все домашние работы, берет дополнительные задания), когда выводятся итоговые отметки. В свободное время занимается баскетболом и общением в социальных сетях.
Задание
1.Проанализируйте ведущие мотивы учения мальчика.
2. Какие научные методы исследования должны использоваться учителем для изучения мотивации учения школьников?
3. На какие мотивы должен опираться учитель для формирования положительной учебной мотивации.Какую работу необходимо провести с семьей мальчика?
Материалы кейса
Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования
Кейс № 23