Динамика культуры: механизмы и закономерности ее развития

Ни одна культура не является статичным образованием — и ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденции.

Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадии культурной эволюции человечества. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.

Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.

Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволю­ции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют соб­ственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.

Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Иx длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей сре­ды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в це­лом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.

Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обще­стве. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития и сравнении с центральными и урбанизированными регионами.

Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в принимающей культуре.

Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявляется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как деле­ния; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т.п.

Духовно-идейный фактор включает в себя идеи, ценности целостные программы культурной активности. В наше время ни один исследователь не рискнет трактовать действие данного фактора в том смысле, будто «идеи правят миром». Часто духовные изменения происходят вслед за инновациями в материально-технических областях практики. Но есть немало свиде­тельств того, что духовные регулятивные программы определя­ли развитие важных сторон жизнедеятельности людей на про­тяжении длительных периодов времени, подчиняя себе прак­тические сферы. Речь идет о мощных по силе воздействия религиозных программах действия (например, комплекс идей буддизма, христианства, ислама); о политичес­ких идеологиях (либеральная идеология, марксизм), о философско-нравственных идеях (конфуцианство в странах Дальне­го Востока, философия Просвещения или модерна в Западной Европе).

Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и Политических отношений, осуществляемую государством.

Формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. Тle изменения, которые развиваются в нарастающем режи­ме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств, носят название прогрессивные из­менения. Им противоположны регрессивные изменения, свиде­тельствующие о затухании, уменьшении целесообразных ка­честв культуры и о разрастании кризисных признаков, о на­ступлении хаоса.

В качестве варианта циклического развития исследователи выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен (туда-обратно, например, от традиционного состояния к социальным преоб­разованиям, от преобразований — к восстановлению ряда ут­раченных культурных форм).

Культурный застой характеризуется как состояние длитель­ной неизменности, повторяемости культурных норм, ценнос­тей, смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой на­ступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.

В противоположность застою период культурного взрыва характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Для периода взрыва характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий, втягивание в активные действия самых разных социальных сил и субъектов деятельности. Каждый момент взрыва приобретает свой набор равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния, за пределами которых находятся заведомо невозможные трансформации.

Нередко бывает весьма сложно определить характер и направленность культурной динамики. В этом случае для уяснения смысла происходящих перемен требуется определенный временной период, когда результаты культурного развития той или иной области социальной практики приобретают очевидные последствия для общества. Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию ее отдельных частей.

Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, уве­личение противоречий и разрыва между традициями и иннова­циями в той или иной области социальной практики. Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнею культурного опыта).

3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не сов­падают с эпохами расцвета и упадка и других сферах об­щественной жизни, например, в экономике; б) сами ви­ды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития худо­жественной культуры мы говорим об отсутствии полити­ческой культуры или катастрофическом состоянии куль­туры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования куль­туры имеют качественные изменения в науке и технологии, от­крывающие новые возможности для производства и распро­странения культурных ценностей. Можно выделить три качест­венных скачка: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).

Техническое оснащение поначалу рождало самые радужные надежды. Казалось, благодаря мощным техническим средствам культура может гораздо раньше и эффективнее социа­лизировать человека. Но ожидания «культурного взлета» оказались нереализованными. Социологи установили, что культура человека начинает терять свою цело­стность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» человека играет сегодня то, что он прочтет на афише, увидит в кино, по телевидению, почерпнет из газет или узнает из разговоров.

Наши рекомендации