Задачи производственной практики
I. Общий раздел
Задачи производственной практики
1. Выполнение функций практического психолога организации или учреждения, осуществление психологической деятельности с высокой степенью самостоятельности и ответственности.
2. Проведение психодиагностического среза до и после коррекционной работы. 3.Разработка и проведение психокоррекционной программы.
4.Овладение методами подбора и формирования групп, отслеживание социодинамических процессов и измерение психокоррекционного воздействия на участников занятий.
5. Проведение индивидуальных, групповых психологических консультаций.
6. Систематизация и анализ студентом-практикантом своей практической деятельности.
1.2.Обязанности студента-практиканта
До начала практики:
1. На установочной конференции по прохождению практики получить программу практики, внимательно ознакомиться с ней.
2. Познакомиться на конференции с психологом учреждения, по месту прохождения практики, и обсудить организационные вопросы.
3. Решить возникающие вопросы с руководителем практики.
Во время прохождения практики:
4. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой и заданиями практики.
5. Быть образцом дисциплинированности, вежливости, трудолюбия, организованности.
6. Подчиняться правилам внутреннего распорядка данного учреждения, безоговорочно выполнять распоряжения, методиста, психолога.
7. Ежедневно приходить в учреждение за 15-20 минут до начала работы и находиться на рабочем месте не менее 6 часов.
8. Совместно с психологом учреждения составить индивидуальный план работы на весь период практики и в конце первой недели предоставить их на утверждение методисту.
9. Еженедельно отчитываться о проделанной работе перед психологом и методистом.
10. В случае болезни практикант предоставляет руководителю соответствующий медицинский документ.
По окончании практики:
11. Закончить практику в соответствии с указанными сроками.
12. Получить производственную характеристику с оценкой психолога учреждения и заверенной печатью.
13. Подготовить отчетную документацию и сдать ее руководителю практики не позднее указанного срока.
1.3. Этический аспект деятельности практического психолога:
При прохождении практики студентам следует учитывать этический аспект деятельности практического психолога:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также возрастной, педагогической и практической психологии, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и другой работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить из интересов клиента, задач его полноценного психологического развития, учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда психическому здоровью, чести, достоинству учащихся, педагогов или третьих лиц;
хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб учащемуся или его окружению.
Содержание производственной практики
Методическая работа
1. Ознакомление со спецификой работы данного образовательного учреждения.
2. Ознакомление с психологическим кабинетом и функциями психолога.
3. Ознакомление с нормативными документами, формами психодиагностических обследований и отчетности психолога.
4. Участие в методических совещаниях, собраниях учреждения.
5. Подготовка психодиагностического материала, наглядных пособий и др. инструмента для работы психолога.
Диагностическая работа
Изучение практического запроса
Изучение обращения педагогов, родителей или самих детей. Во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределённый характер. Для наполнения конкретным содержанием проблемы или сомнения необходимо провести специальную беседу для сбора первичной информации.
Если запроса не существует, то психолог сам выбрать конкретного ребёнка или группу детей, если особенности поведения, общения, обучения привлекут его внимание, обеспокоят и возникнет необходимость выяснить их причины и провести следующую коррекцию.
Проведение психодиагностического исследования и определение цели психокоррекционной (развивающей) работы
Запрос, предъявляемый практикой, необходимо перевести в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребёнке. Сбор информации осуществляется при наблюдении за ребёнком во время уроков и на переменах, бесед с учителями, родителями, чтения психолого-педагогической карты ребёнка, в котором фиксируется все результаты психологических обследований, случаи обращений и результаты диагностической, развивающей или коррекционной работы. Очень важно иметь данные об истории развития ребёнка.
Проблема становиться ясной, когда появляются гипотезы о причинах нарушения в обучении, воспитании и развитии. При необходимости исходные гипотезы могут быть заменены новыми.
На основании прицельного психологического обследования ребёнка или группы детей и психологического заключения об особенностях его развития можно определить цели, задачи и тактику проведения коррекционной программы.
Проведение психодиагностического исследования до и после коррекционной работы.
Коррекционная (развивающая) работа
Разработка коррекционной программы.
Содержание коррекционной программы включает в себя:
• Теоретическое обоснование, которое содержит общую характеристику особенностей данного возрастного периода (социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и новообразований возраста). Необходимо выделить общий круг проблем данной возрастной категории школьников и их специфические проявления в данном учебном заведении. Важно выделить принципы построения коррекционных программ, которые определяют отбор методик и техник коррекционной работы.
• Цели и задачи коррекционной программы.
• Содержание форм и методов коррекционной работы (деловые игры, диспуты, беседы, тренинги и т.д.) на каждый день занятий по схеме: цель занятия, его длительность, название, техника выполнения, время выполнения. Программа должна содержать 15-20 занятий общей продолжительностью полтора - два часа каждое.
• Количественный и качественный анализ начального и конечного диагностических срезов. Это один из наиболее сложных этапов работы. В данной ситуации необходимо не комплексное проведение диагностики, а экспресс-исследование. Этот этап позволяет определить эффективность коррекционной работы и дать оценку результатов с точки зрения планируемых целей. Важно выбрать такие диагностические методы, которые бы наглядно доказали эффективность проводимой работы.
• Педагогическая часть программы, в которой, планируется работа с учителями и родителями (формы их участия в коррекционной работе, рекомендации).
• Список используемой литературы, выполненной по форме.
Организация условий осуществления коррекционной программы
Подбор детей в группу коррекции. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с методистами, педагогами, администрацией. Консультирование родителей.
Сроки сдачи документации
1. Документация сдается групповому руководителю практики в первый день учебной сессии.
2. За несвоевременную сдачу документации в указанные сроки оценка снижается автоматически.
Требования к оформлению
1. Отчетная документация оформляется в соответствии с требованиями программы; аккуратно пастой одного цвета.
2. Психологические характеристики респондентов оформляются в журнале практики.
3. Сдаются все протоколы исследования.
4. Вся отчетная документация сдается в отдельной папке.
5.Отдельно прилагается, оформленная в соответствии с требованиями, коррекционная (развивающая) программа.
Примечание!
Студенты, не прошедшие практику без уважительных причин или не выполнившие требования программы, или получившие отрицательную оценку, отчисляются из университета за академическую задолженность, в порядке, установленном Уставом университета.
II. Отчетная документация
Дневник
В процессе прохождения практики, студент заполняет дневник, в котором должна быть отражена вся работа студента-практиканта. Дневник ведется ежедневно, аккуратно, четко заполняются все разделы. В конце каждой недели ставиться оценка психологом организации места прохождения практики.
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Индивидуальный план работы студента-практиканта
Каждый студент под руководством руководителя практики и психолога организации составляет индивидуальный план работы на период практики
№ п.п. | Дата проведения | Форма и содержание работы | Сроки | Выполнение |
Подпись психолога и руководителя практики _________________________________________
Методическая работа
Оценка ………………… Подпись психолога
Психодиагностическая работа
Психокоррекционная работа
Цель |
Задачи |
Формы и методы работы |
Организация психокоррекционной группы |
Частота и продолжительность занятий |
Сроки проведения |
Краткое содержание психокоррекционной работы
№ п/п занятия | Содержание | Продолжительность |
Сравнительный анализ первичных и конечных результатов коррекционной (развивающей) работы
Представить данные, характеризующие каждого респондента и группу в целом, за время участия его в коррекционной (развивающей) работе. Помимо этого необходимо обобщающее заключение по психокоррекционной группе с заключением о достигнутых результатах и эффективности работы
Общее заключение по контрольной группе |
Оценка Подпись психолога
I. Общий раздел
Задачи производственной практики
1. Выполнение функций практического психолога организации или учреждения, осуществление психологической деятельности с высокой степенью самостоятельности и ответственности.
2. Проведение психодиагностического среза до и после коррекционной работы. 3.Разработка и проведение психокоррекционной программы.
4.Овладение методами подбора и формирования групп, отслеживание социодинамических процессов и измерение психокоррекционного воздействия на участников занятий.
5. Проведение индивидуальных, групповых психологических консультаций.
6. Систематизация и анализ студентом-практикантом своей практической деятельности.
1.2.Обязанности студента-практиканта
До начала практики:
1. На установочной конференции по прохождению практики получить программу практики, внимательно ознакомиться с ней.
2. Познакомиться на конференции с психологом учреждения, по месту прохождения практики, и обсудить организационные вопросы.
3. Решить возникающие вопросы с руководителем практики.
Во время прохождения практики:
4. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой и заданиями практики.
5. Быть образцом дисциплинированности, вежливости, трудолюбия, организованности.
6. Подчиняться правилам внутреннего распорядка данного учреждения, безоговорочно выполнять распоряжения, методиста, психолога.
7. Ежедневно приходить в учреждение за 15-20 минут до начала работы и находиться на рабочем месте не менее 6