Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Детский сад №5 «Пчёлка»
Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Музыкальное воспитание
Как средство сохранения
И укрепления здоровья дошкольников»
Составила:
Окунева Елена Геннадьевна,
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории.
2013 – 2015 год
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Система моей работы включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. В ООД по музыке возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии.
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Организованно-образовательная деятельность по музыке включают в себя здоровьесберегающие технологии. Валеологические знания, полученные на ООД, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.
НОВИЗНА
В организованно-образовательной деятельности «Музыка», в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме: применение валеологических песен - распевок, игрового самомассажа, пальчиковых игр, пассивной музыкотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, сопровождение речевых игр музыкально-ритмическими движениями.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные ООД по музыке с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Тип проекта:музыкально – оздоровительный.
Интеграция образовательных областей:
Ø социально-коммуникативное развитие;
Ø познавательное развитие;
Ø речевое развитие;
Ø художественно-эстетическое развитие;
Ø физическое развитие.
ДОСТУПНОСТЬ
Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
РЕЗУТАЛЬТИВНОСТЬ
Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Разработка и проведение организованно-образовательной деятельности по музыке, включая в её планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
ГИПОТЕЗА
Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании в ООД по музыке здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
Ø сохранению и укреплению здоровья детей;
Ø развитию сенсорных и моторных функций;
Ø формированию потребности в двигательной активности;
Ø профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
Ø приобретению навыка правильного дыхания;
Ø развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
Ø развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Участники проекта:
дети и воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители,
учитель-логопед.
Научная основа проекта базируется на программах и методических пособиях:
Ø по музыкальному воспитанию - Н.Ветлугиной, О.Радыновой, Т.Тютюнниковой, А. Бурениной, М.Картушиной;
Ø по воспитанию здорового ребенка - В.Алямовской, Г.Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н. Ефимова, А. Осиповой,
А. Стрельниковой.
В основе построения музыкального воспитания в ДОУ лежит уровень развития музыкальности детей, заданный программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.
Этапы внедрения технологии
1- этап. Анализ проведения ООД по музыке с позиций здоровьесбережения.
2- этап. Постановка практических задач по результатам анализа.
3- этап. Изучение методической литературы.
4- этап. Анализ методической литературы. Подбор материала для работы и
консультаций.
5- этап. Внедрение в практику.
6- этап. Мониторинг результатов. Анализ организованно-образовательной
деятельности «Музыка».
1 ЭТАП
Май 2013 г.
Параметры | Результаты анализа |
1.Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. | Соответствует нормам СанПиН |
2.Продолжительность ООД «Музыка». | Соответствует возрасту. |
3.Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей) | Количество видов деятельности в ООД «Музыка»: 3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество-песенно-танцевальное, игры-драматизации ). Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. |
4.Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). | ТСО применяется в основном для прослушивания музыки. Общая длительность использования на занятии не превышает 25% Соответствуют нормам. |
5.Физкультминутки и другие оздоровительные моменты в ООД по музыке - их место, содержание и продолжительность. | В процессе слушания и пения проводятся различные разминки, физкультминутки.(0,5-2 мин; 2-3 раза за все ООД «Музыка») |
6.Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. | Регулярно проводятся |
7.Психологический климат в ООД по музыке. | В основном, занятия проходят в спокойной обстановке |
8.Темп и особенности начала и окончания ООД по музыке. | На занятия дети приходят в разном настроении. Иногда сложно начать с ними работу. К концу ООД «Музыка» дети могут уставать. |
ЭТАП
ЭТАП
ЛОГОРИТМИКА
Логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Практика показала, что регулярное включение в ООД по музыке элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе ООД осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен.
Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
В ООД по музыке пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.
Регулярное включение в ход ООД музыкальных пальчиковых игр и сказок:
ü стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
ü совершенствует внимание и память;
ü формирует ассоциативно-образное мышление;
ü облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
ПСИХОГИМНАСТИКА
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот «контроль» и как он «работает» в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.
Снятие эмоционального напряжения. Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Коррекция настроения и отдельных черт характера. Обучение ауторелаксации.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
Ø положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
Ø способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
Ø улучшает дренажную функцию бронхов;
Ø восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Ø исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:
Ø обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
Ø выработку контроля за положением рта.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Помещение для ООД должно быть хорошо проветрено.
РИТМОПЛАСТИКА
Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики в ООД по музыке — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальным, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. В ООД по музыке ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна в ООД по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Требования к подбору музыки.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
Ø небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших); умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
Ø 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
Ø музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно
разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
Ø доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
Ø понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
Ø разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий в ООД по музыке можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения (по рекомендации и под наблюдением педиатра), и др.
5 ЭТАП
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
( виды деятельности варьируются в зависимости от плана ООД
и настроя детей).
ВИДЫ ООД ПО МУЗЫКЕ |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ |
СОДЕРЖАНИЕ ООД ПО МУЗЫКЕ |
ТИПОВОЕ |
ДОМИНАНТНОЕ |
ИНТЕГРИРОВАННОЕ |
КОМПЛЕКСНОЕ |
ПОДГРУППОВЫЕ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ, СЮЖЕТНОЕ |
ФРОНТАЛЬНЫЕ |
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дыхательная гимнастика
ООД по музыке включает упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – в коротком и резком вдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
Ø вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая запах гари);
Ø выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно);
О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
Ø В стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Основные задачи дыхательных упражнений в ООД по музыке:
Ø укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);
Ø формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);
Ø тренировать силу вдоха и выдоха;
Ø развивать продолжительный вдох.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.
При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала в ООД использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Упражнение основного комплекса
Артикуляционная гимнастика.
При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном
развитии мышц речевого аппарата.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных,
полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики в ООД по музыке:
Ø формирование артикуляции различных звуков;
Ø закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах;
Ø совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
Ø увеличение объема слуховой памяти и внимания;
Ø выделение сильной доли в цепочке слогов;
Ø развитие музыкальной памяти, запоминания текста песен;
Ø совершенствование дикции;
Ø развитие чувства ритма;
Ø совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе В.В. Емельянова. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
Ø работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
Ø с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки);
Ø массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом.
Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака"
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, Потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала. Дети зевают
Травку сочную сжевала. Имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. Глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! Произносят звуки отрывисто и громко
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Примеры.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Упражнение на дыхание « В Лесу»
Музыкальный руководитель: « Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос ,
3, 4 – выдох через рот.
Игровой массаж
Благоприятно воздействуют на организм различные виды самомассажа, которые провожу в игровой форме с музыкальным сопровождением. Во время проведения дети знакомятся с пользой точечного массажа и самомассажа, которые стали неотъемлемой частью ООД по музыке.
Цель – обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
Ребенок может легко этому научиться в игре. Я использую различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Дети с большим удовольствием «лепят», «мнут», «разглаживают» свое тело. Применение самомассажа имеет давнюю историю. Издавна люди использовали самомассаж при различных недугах. Я же предлагаю использовать массаж, как средство подготовки лицевых мышц к певческой деятельности. Это прекрасная разминка для подготовки к пению. Она придаёт мышцам лица и артикуляционного аппарата чувство лёгкости и раскованности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки, которая создаёт дополнительное чувство комфорта. Когда упражнения хорошо выучены, можно добавить лёгкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности.
Логоритмика
Логоритмические упражнения в ООД по музыке я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр- драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Песня с движениями «Колыбельная» ( младшие группы)
Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение
на релаксацию.
|
| ||||||
| Поднимают руки вверх. |
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной
(диск «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа).
Использую в музыкально - ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
|
| |||||||||
|
| |||||||||
| Вращают кистями рук. | |||||||||
|
|
Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом» на координацию речи с движениями под музыку (старшая, подготовительная группа).
Использую в музыкально-ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем на праздниках и развлечениях (осенний праздник) для вовлечения всех детей в ход действия.
(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)
Хором. Огород у нас в порядке — мы весной вскопали грядки.
(Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород.
(Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород.
(Покачиваться вперед—назад)
В лунках маленьких не густо, посадили мы капусту.
(Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела, разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
А сейчас ей тесно белой, говорит: — Посторонись!
(Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)
Пальчиковые игры.
Очень полюбилась моим детям гимнастика для пальчиков, которую провожу с пропеванием или с проговариванием текста, что способствует развитию мелкой моторики, координации движений, чувства ритма и речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Дети с большим удовольствием не только разучивают «пальчиковые» упражнения, но и придумывают их сами. Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого развития, что в свою очередь просто необходимо при пении.
Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно:
Ø речь ритмизируется движениями;
Ø она становится более громкой, четкой, эмоциональной;
Ø рифма положительна для слухового восприятия.
В ООД по музыке пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко,
О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра.
Песочный дом
Вот песочница большая Разводят руки в стороны.
С крышею в горошек. Руки «домиком» над головой.
Из песка мы строим дом, Стучат кулачком о кулачок.
В доме пять окошек. Показывают раскрытую ладошку –
«пять».
Первое – для зайчика, Загибают на левой руке пальчики
по очереди.
Второе – для совочка.
В третьем куколка стоит,
В четвёртом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку. Ладошки «спят» под щёчкой.
Только кошке места мало. Грозят указательным пальчиком.
Прыг! И домик наш сломала! Шлёпают ладошками по коленям.