Городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №___ от « ____» ________ 20___г. Руководитель МО __________О.В.Филиппова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ­­­­­­­­­­­­­­­­­­________И.Н.Купцова «____» ___________20___г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Т.В.Кириллова Приказ №____ от «____» ___________20___г.    

Рабочая программа

По учебному предмету

«Литературное чтение »

Уровеньначальное общее образование

Классы 1-4

Срок реализации рабочей программы 2016 - 2020 гг.

Составлена на основе авторской программы Э. Э. Кац «Программа курса «Литературное чтение» 1 - 4 классы» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 - 4 классы. УМК «Планета знаний» - М.: АСТ: Астрель, 2011), соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.

Учитель Абдулвалеева Гузель Радиковна

Год составления рабочей программы 2016 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

· формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

· знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

· высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

· осознавание необходимости изучения произведений художественной литературы с целью формирования чистоты и грамотности речи;

· понимание необходимости изучения литературы с целью осознания важности восприятия окружающей действительности;

· использование своих наблюдений с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам;

· определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события;

· воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

· формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;

· приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

· формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

· формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности;

· формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

· формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

· обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;

· выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:

· формирование положительной мотивации к чтению;

· создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

· развитие воссоздающего воображения;

· обучение адекватному восприятию читаемого;

· обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, жанровой специфике;

· совершенствование всех сторон навыка чтения;

· формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал;

· развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение;

· обучение основам литературного анализа художественных произведений разной жанровой принадлежности;

· изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;

· формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

· обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями;

· освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера;

· формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;

· Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);

· обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания;

· развитие литературных способностей.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

1 класс

Личностные результаты

У обучающихся будет сформировано:

· положительное отношение к урокам литературного чтения.

Обучающиеся приобретают опыт:

· внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;

· внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У обучающихся может быть сформировано:

· внимание к красоте окружающего мира.

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Обучающиеся научатся:

· воспринимать на слух художественное произведение;

· сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

· объяснять смысл названия произведения;

· читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

· отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

· выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· сочинять рассказы по рисункам;

· сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся получат возможность научиться:

· выделять рифмы в тексте стихотворения;

· чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);

· различать сказки, стихотворения, рассказы.

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

· ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

· находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);

· участвовать в диалоге;

· сравнивать героев разных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

· знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

· внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;

· сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

2 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

· положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Обучающиеся приобретают опыт:

· внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

· оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У обучающиеся могут быть сформированы:

· представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

· умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

· ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

· умения оценивать свое отношение к учебе;

· внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

· эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Обучающиеся научатся:

· воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

· читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

· пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

· объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

· вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

· объяснять действия персонажей;

· делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

· сравнивать героев разных произведений;

· ставить вопросы к тексту.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

· создавать рассказ по циклу картинок;

· рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

· выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· читать по ролям художественное произведение;

· сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

· придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

· создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

· участвовать в инсценировании литературных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

· выделять рифмы в тексте стихотворения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

· объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

· находить сравнения в тексте произведения;

· определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

· определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

· выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

· определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся приобретают опыт:

· выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

· самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

· планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

· прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

· самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Обучающиеся получат возможность научиться:

· сравнивать произведения и героев;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

· находить объяснение незнакомых слов в словаре;

· находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

· работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

· задавать вопросы по тексту произведения;

· сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Обучающиеся получат возможность научиться:

· обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

· аргументировать собственную позицию;

· получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

3 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

· умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

· ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

· умение оценивать свое отношение к учебе;

· уважение к культуре разных народов.

У обучающихся могут быть сформированы:

· представление об общих нравственных категориях у разных народов;

· нравственное чувство и чувственное сознание;

· умение анализировать свои переживания и поступки;

· способность к самооценке;

· эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

· бережное отношение к живой природе;

· эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Обучающиеся научатся:

· правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

· пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

· рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

· привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

· определять и оценивать позиции литературных героев;

· выявлять тему и главную мысль произведения;

· сопоставлять героев, идеи разных произведений;

· составлять план рассказа;

· определять свое и авторское отношение к героям;

· формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

· делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

· читать по ролям художественное произведение;

· продолжать сюжет произведения, историю героя;

· участвовать в инсценировании произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

· выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

· различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

· выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

· находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

· использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

· соотносить свои действия с поставленной целью;

· выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

· планировать свои учебные действия;

· анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

· составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

· планировать свою читательскую деятельность;

· планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

· сравнивать произведения и героев;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

· свободно ориентироваться в аппарате учебника;

· находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· сравнивать и классифицировать жизненные явления;

· выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

· находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

· сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

· ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

· находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

· извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

· знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

· участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

· сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

· осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

· овладевать диалогической формой речи;

· формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

4 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

· способность к самооценке;

· чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

· представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

· ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

· регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

· эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

· эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

· познавательная мотивация учения;

У обучающихся могут быть сформированы:

· чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

· устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

· толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Обучающиеся научатся:

· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

· читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

· прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

· находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

· различать последовательность событий и последовательность их изложения;

· выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

· пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

· обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

· составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

· соотносить поступки героев с нравственными нормами;

· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

· высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

· высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

· создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

· читать по ролям художественное произведение;

· создавать текст на основе плана;

· придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

· писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

· участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

· создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

· создавать иллюстрации к произведениям;

· создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

· выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

· определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

· выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

· вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

· определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

· различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

· находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

· создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

· самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

· планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

· выделять существенную информацию из текстов разных видов;

· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

· устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

· работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

· владеть диалогической формой речи;

· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Содержание учебного предмета

1 класс (132 часа)

Речевое общение (виды речевой деятельности)

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).

Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его.Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.

Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

Обучение грамоте (92 часа)

Подготовительный (добуквенный) период (11ч)

Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.

Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.

Слогоделение. Ударение. Ударный слог.

Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Основной (букварный) период(81 ч)

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.

Знакомство с русским алфавитом, с печатным начертанием букв.

Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).

Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

1 класс (40 часов)

Круг чтения

Страна Вообразилия (16 ч) С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

Сказки о животных (14 ч)

Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».

Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».

Природа и мы (10 ч)

Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой. Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и«герой произведения», учатся включать их в свою речь.

2 класс (136 часов)

Круг чтения

Осень пришла (12 ч)

Вспомним лето (6 ч)С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

Здравствуй, осень (6 ч)М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».

Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

Зимние картины (12 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).Загадки о зиме

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки (35 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».

Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Писатели о детях и для детей (32 ч)

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-

Наши рекомендации