Проверка певческих знаний и умений
Каждый из учителей-музыкантов имеет свои модификации о" щепринятых приемов проверки успешности музыкально-певч" ского развития учашихся. В методической литературе еще мало ворится о том, как проверять учащихся на уроке, что имен* оценивать в их пении, в ответах по музыкальной грамоте и слуш нии музыки.
Расскажем о некоторых методах и приемах проверки знани учащихся, используемых в практической работе на уроке.
Вызов к доске. Это, пожалуй, наиболее традиционный мет опроса: ученик поет, учитель прослушивает его пение и выста- ляет оценку. На музыкальных занятиях этот прием является деЙ ственным в том случае, если пение ученика дает пищу для размышлений, обсуждения всем классом. Например, ученик, поющий v доски, — один из лучших певцов. Его выразительное пение может послужить другим ученикам примером для подражания.
Учителя иногда используют и такой прием. У доски поет лучший певец класса, но учитель все же предлагает одноклассникам обнаружить в его исполнении то, что можно улучшить или даже исправить. Надо видеть, с каким жаром и интересом учащиеся (ученики начальных классов и младшие подростки) берутся за дело! Исполнителю приходится подчас выслушать массу замечаний и пожеланий.
Однако на уроке музыки прием вызова к доске имеет и ряд недостатков.
Так, подавляющее большинство учеников-подростков стесняются петь по одному; у доски они поют значительно хуже, чем с места. Специальное микроисследование, проведенное в школе-ин- тернате № 16 Москвы с применением скрытого микрофона, показало, что в окружении поющих товарищей все ученики одного из шестых классов успешно справились с исполнением достаточно трудного произведения Ф. Шуберта «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» («В движенье мельник жизнь ведет, в движенье...»). В то же время больше половины учащихся, вызванных к доске, не сумели правильно спеть ни одного куплета из этой песни.
Другой недостаток проверки ученика у доски — нежелательная реакция класса: смех, поддразнивание, критический шепот. К сожалению, среди современных учащихся, живущих в России в XXI в., пение еще не стало привычным делом. Поэтому неумелое исполнение ученика, отвечающего у доски, вызывает, иногда даже непроизвольно, бурную и довольно отрицательную реакцию класса. Конечно, с этим можно бороться. Однако следует учитывать то обстоятельство, что учащиеся во время индивидуального пения более спокойно чувствуют себя в привычном окружении одноклассников.
И еще один недостаток приема ответа у доски — пассивное отношение класса к происходящему: ученики начинают заниматься посторонними делами, не обращают внимания на поющего. Коэффициент полезного действия опроса заметно падает. И хотя учителя как-то пытаются преодолеть пассивность класса в этих случаях, их усилия далеко не всегда приводят к позитивным результатам.
Групповая проверка. К доске одновременно вызываются три- четыре ученика, которые поют в унисон или многоголосно. Преимущество этого метода — в возможности опросить большее количество учащихся. Стеснительные ученики при этом несколько более спокойны и, как правило, показывают лучшие, чем обычно, певческие результаты.
Основная трудность в применении групповой проверки за юна чается в том, что учителю приходится распределять свое внима ние между пением нескольких учашихся, что может сказаться » точности последующей оценки. Задача упрощается, если, напри мер, поставить двух поющих справа, а двух других слева от себя проверять пение учащихся без инструмента, переходя от одноп поющего к другому. )
Проверка по рядам. Большим подспорьем в ходе использова* ния этого приема проверки являются звукозаписи аккомпанемен та песни. Учитель включает магнитофон и проходит по рядам прислушиваясь к пению учащихся. Привыкнув слышать в класс учительский аккомпанемент, школьники свободно поют и в то| случае, если этот аккомпанемент «механический». \
Проверка с помощью магнитофона. Используя магнитофон в ход проверки успеваемости в различных видах музыкальной деятель ности, чаще всего применяют следующий метод. Все учащиеся : начале учебного года проходят своеобразную «паспортизации» голосов — запись на пленку индивидуального звучания голоса, j Через некоторое время, к примеру в третьей четверти, опр& деленные фрагменты пленки прослушиваются учащимися. Вес класс — и особенно проверяемый ученик — внимательно слушае: запись. А проверяемый, кроме того, должен дать развернутый отзыв о качестве своего пения в начале года. Потом он исполняв1 куплет той же самой песни, его «живое», сегодняшнее исполни ние оценивает кто-то из одноклассников. i
Практикуется и такой прием. Весь класс под аккомпанемен1 учителя поет песню. В это время один из учеников, вооружившие! пишущим плеером (лучше всего — лазерным (цифровым), o6eCi печивающим качественное воспроизведение), останавливаете) на 6 — 8 с около каждого из поющих, называет его фамилию 1 приближает к нему микрофон. После того как пение части класс! записано, запись демонстрируется, и учитель или учашиеся на е< основе оценивают уровень исполнения песни каждым учеником Чтобы такая проверка не носила характер случайности, опрос < помощью плеера практикуется по нескольку раз за учебную чет* верть. Не раз приходилось убеждаться в большой действенност] этого приема проверки пения учащихся. 5