Учет успеваемости на уроке музыки

Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет j школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог на* блюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе рабо­ты: в процессе усвоения новых музыкальных знаний, умений | навыков при повторении пройденного, т.е. учет знаний долже| входить во все звенья учебного процесса. $

Специфическая черта урока музыки как урока искусства застав- ляет искать такие пути проверки учащихся, которые не превра? щали бы этот процесс в сухую формальность, а сохраняли харак; тер музыкально-эстетической деятельности. I

Проверка знаний служит не только показателем итога работь) Например, основная цель учителя, когда он проходит по ряда^ поюших учеников, — проверить умения и навыки учащихся в хои ровом пении. Сам процесс такого «коллективного опроса», в сво^ очередь, повышает при верной направленности уровень овладе» ния соответствующими навыками. !>

В том случае, если проверка дает точное отражение истинноп уровня успехов данного ученика в баллах, она заметно активи» зирует работу всего класса, закрепляет уже имеющиеся знания умения, навыки и, несомненно, помогает совершенствований самого процесса обучения, творческому усвоению нового. i

Проверка помогает учителю заметить, верно ли усвоено ка­кое-либо понятие, правильно ли разучивается песня, и позволяет сравнительно быстро исправить допущенную ошибку.

Это дает возможность активизировать мыслительную деятель­ность учащихся. Так, готовя шестиклассников к слушанию сим­фонической миниатюры «Весна» Э.Грига, учитель предварительно ^ознакомил их с одноименной песней. После этого было предло­жено внимательно прослушать миниатюру, где звучит мелодия указанной песни. Были заданы вопросы проблемного характера: какие изменения произошли с мелодией в ходе ее первого и вто­рого слушания? Изменился ли при этом характер музыки, в чем именно это выразилось? Учитель и не рассчитывал услышать абсо­лютно точные ответы на поставленные вопросы. Важно было акти­визировать всех учащихся, особенно пассивных, столкнуть раз­личные мнения, создать своеобразную конфликтную ситуацию. Даль­нейший ход урока показал действенность такого метода опроса.

Шаг за шагом в процессе обучения учитель-музыкант создает на уроке ряд проблемных ситуаций. Эти ситуации представляют собой совокупность вопросов и заданий, ответы на которые не позволяют иметь предварительное знание о предмете, обусловли­вающем возникновение проблемы. Это знание возникает в про­цессе рассуждений учащихся, столкновения мнений и в конеч­ном итоге — разрешения учебной проблемы. Этим учебная про­блема принципиально отличается от простого учительского воп­роса, на который можно дать прямой и точный ответ, например: «Сколько опер создал М. И. Глинка?»

В ходе разрешения проблемных ситуаций, обсуждения учебных проблем можно выявить фактический уровень музыкального мыш­ления учащихся и соответствующим образом оценить его.

Учет знаний имеет целью не только установить, что именно из материала освоено недостаточно тем или иным учеником, но и найти причину этого. Так, в одном из пятых классов романс М. Глинки «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петер­бургом» разучивался с большим трудом. Индивидуальная проверка показала, что мальчикам, составляющим большинство в классе, трудно петь протяжную мелодию романса, написанную к тому же на довольно высоких звуках. После транспонирования произведения на один тон вниз мальчики запели свободнее, чище, спокойнее, что немедленно сказалось на качестве исполнения романса в целом.

Таким образом, зная особенности класса, отдельных учащихся, учитель может при оценке знаний и умений отличить ошибки, происходящие от невнимательности, небрежного отношения к уче­нию, лени, и не отождествлять их с погрешностями, в основе которых лежат объективные причины.

В ходе проверки можно выполнять задачи, связанные и с обу­чением определенному виду музыкальной деятельности. Однако в этом случае обучение происходит в иной форме, нежели во вр мя разучивания новой песни. Это может быть, например:

1) разбор всем классом положительных и отрицательных от тов удоски. Привлечение учащихся всего класса к оцениванию;

2) оценка ответа с разъяснением причин, побудивших учите ля выставить именно этот, а не иной балл;

3) советы отвечающему ученику, как устранить выявленн при ответе ошибки;

4) рекомендации всему классу по устранению типичных пе ческих, слушательских и игровых недостатков.

В некоторых случаях бывает важно показать учащимся успел в выполнении того или иного задания. Так, в VII классе в р- зультате довольно длительной работы над исполнением роман С.Рахманинова «Островок» у многих отдельно проверяемых уче ников и у класса в целом заметно улучшился певческий зв> появилась напевность. Замечавшееся ранее форсирование зв> уступило место мягкому, спокойному, свободному и непринуж денному звучанию. Этот факт был доведен до сведения класса воспринят с энтузиазмом.

В процессе проверки знаний на уроке особенно важна требова тельность учителя к качеству исполнения, уровню знаний и ум ний учащихся. Ученики, сознательно и прочно усвоившие прой денный музыкальный материал, стремятся проявить свои знан и даже обижаются, если учитель почему-либо не спрашивает Очень важно поддержать это стремление, найти пути поощрен активности учащихся.

Проверять и оценивать знания на уроках музыки возможно в са; мых разнообразных формах: и в текущей работе, и в подведен* итогов в конце четверти, полугодия или года.

Проверку и оценку знаний важно проводить так, чтобы и пр индивидуальном опросе активно работал весь класс.

Наши рекомендации