Драматургия музыкального занятия
Музыка как вид искусства подчиняется законам драматургии, которая заложена уже в основе каждого музыкального произведения и определяется его содержательной основой. Можно выделить драматургию как эмоционально-содержательное построение музыкального занятия, урока или мероприятия, которое подчиняется общим законам развития художественного произведения. Драматургия музыкального мероприятия наиболее ярко проявляется в процессе музыкального творчества, которое в младшем школьном возрасте основано на фантазировании. Драматургия каждого музыкального мероприятия имеет свою специфику
а) каждый раз заново рождается и умирает вместе с занятием;
б) имеет импровизационный характер и может меняться в зависимости от сложившихся обстоятельств;
в) зависит от всего коллектива в целом и может иметь непредсказуемый результат;
г) требует специальных, активизирующих деятельность детей, приемов и методов (актуа изации «пик-опыта», активизации зоны ближайшего развития и др.).
Важным педагогическим условием включения детей в процесс любого вида музыкальной деятельности является также учет следующих этапов.
1. Подготовка осуществляется в виде эмоционального настроя, актуализации личного жизненного и аудиального опыта детей, имеющихся знаний и представлений о музыке вообще и конкретном музыкальном произведении. Подготовка проходит непосредственно перед включением в различные виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, фантазирование и др.).
2. Ознакомление заключается: а) в представлении аудиальной информации в ходе беседы, рассказа, объяснения на примере музыкальных образов, героев из музыкальных произведений; б) в выявлении средств музыкальной выразительности. Ознакомление осуществляется в процессе первоначального ознакомления с музыкальным образом, которое проходит чаще всего в пассивной (слушание) или фрагментарной (репетиционный момент) форме.
3 Принятие основано на вчувствовании, вживании, слиянии с ролью, на выборе способа включения в деятельность или предполагаемой роли: композитор, исполнитель, слушатель, — на приятии и понимании музыкального образа.
4. Освоение представляет собой самовыражение в процессе музыкальной деятельности, фантазирования на разнообразные темы, создания музыкального образа в ходе непосредственной практической деятельности детей.
5. Рефлексия осуществляется в ходе обсуждения разыгранных ситуаций, в осознании необходимости следования тем или иным музыкальным канонам, в их соблюдении с целью обеспечения более эффективного спосооа взаимодействия с окружающими и с музыкальным произведением.
6. Применение — перенос приобретенных навыков музыкальной деятельности, фантазирования на другие музыкальные произведения, на другие способы взаимоотношения с окружающими, в другие условия и реальные ситуации, в процесс совместной деятельности детей.
Организация работы по развитию музыкального творчества должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, поэтому содержание творческой деятельности может включать применение тайны, волшебства, использование чуда, догадки, применения выдумки, загадок, в виде сказок и фантазий. Целесообразно применение методов по актуализации таких чувств, как удивление, сомнение, озарение, увлеченность.
Основными методами музыкального творчества являются: методы переноса, ассоциации, смещения, аналогии, оживления, одушевления, одухотворения. Желательно использовать также методы импровизации, создания ситуации сакрального действия, драматургической целостности, коммуникативной насыщенности, создания динамики эмоционального фона.
Предложенная модель драматургии музыкального занятия основана на следующих положениях: идеи драматургии в педагогике творчества (B.C. Шубинский), активизации зоны ближайшего развития детей (J1.C. Выготский), актуализации «пик-опыта» (А. Маслоу, К. Роджерс), ситуация инсайта (В.И. Петрушин), идеи самовыражения и фантазирования (А.Ф. Лобова). Структура драматургии музыкальных занятий строится поэтапно следующим образом.
Первый этап «Завязка». Завязка основана на возникновении творческой ситуации, строится на конфликте, противоречии, на столкновении знания и незнания, сопоставлении обычного и необычного, реального и фантастического. Например, в теме «Можно ли увидеть звуки» перед детьми ставится проблема «Существуют ли реально звуки, если существуют, то почему мы их не видим?». При знакомстве со средствами выразительности: ритмом, динамикой, темпом — можно представить их в виде невидимых волшебников, которые живут в царстве Пространства и Времени, детям предлагается представить этих невидимых сказочных героев в реальных и сказочных ситуациях, определить, как бы они в этих ситуациях поступали.
Для этого дети вспоминают, кто может творить чудеса (волшебники, колдуны, маги, чародеи, таинственные существа); с помощью чего им удается это делать (волшебная палочка, золотой волос, живая вода, заклинания, колдовство, скатерть-самобранка, волшебное блюдечко, ларец). Таким образом, детям предлагается активизировать свой имеющийся опыт и соотнести его с поставленной задачей.
Второй этап «Развитие». В данном блоке драматургического построения занятия главным становится творческий процесс, который проявляется в свободном самовыражении. Развитие сюжета, создание музыкальных образов, которые рождаются из своеобразного эмоционального хаоса, может быть спокойным или бурным, но обязательно динамичным. Возможны остановки, паузы, затихания, когда идет процесс вызревания идеи, образа. В этот момент можно провести паузу, минутку сосредоточения или отдыха. Дети могут закрыть глаза, положить голову на парту или тихо отойти к окну, в уголок, к музыкальному инструменту, при условии, что метод свободного перемещения по классу им знаком и освоен.
Но главным в этом этапе является сочинение, обсуждение, вслушивание, накопление, при котором применяются методы переноса, ассоциации, смешения, аналогии, оживления, одушевления, одухотворения. Так, сочиняя сказку, как невидимый волшебник Ритм оживил заколдованного в камень гнома, детям предлагается под музыку нарисовать превращения камней в гномов или наоборот, представить, что мог бы делать гном в том или ином образе камня или воображать, как постепенно он приобретает свой облик.
Третий этап «Кульминация». Творческое озарение хаоак- теризуется моментом наивысшего напряжения, открытия. Эвристический момент представляет собой вспышку «сознания», изумления. Неожиданно весь имеющийся жизненный и «резервный» опыт (еще не открытые, но уже зало женные возможности) ребенка актуализируются в виде «пик-опыта». В музыке это нередко связано с «затянувшимся инсайтом», поскольку процесс наслаждения, ожидания и нахождения ответа в музыке может быть растянут во времени. Если дети достигают наивысшего наслаждения, удивления или изумления, то после этого наступает катарсис, за которым следует сразу же последний этап.
Четвертый этап «Развязка». Для детей младшего школьного возраста очень важно, чтобы главный или добрый герой победил, поскольку они отождествляют себя с положительными образами, если даже они условны, каковыми являются музыкальные образы. На завершающем этапе чрезвычайно важен творческий результат. Он для детей в полном объеме выражается в конкретной деятельности. Творческая деятельность осуществляется в процессе различных видов фантазирования (пластического, ритмического, графического, тембрового, вербального).
Задание
Составьте драматургию урока или внеклассного занятия. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.
3.6 Формы и содержание внеклассной музыкальной работы
Чтобы заложить основы музыкальной культуры, одного урока музыки в неделю недостаточно. Но даже увеличение количества уроков не сможет решить всех проблем музыкального воспитания в массовой школе. Сформировать опыт слушательской культуры можно не в академических условиях, а лишь при непосредственном общении с музыкой в естественных условиях, т. е. во внеучебное время.
Еще в дореволюционной России в привилегированн х учебных заведениях уделяли огромное внимание музыке как средству воспитания. Так, например, в пансионе благородных девиц в Петербурге музыка звучала в течение всего дня: перед завтраком, обедом и ужином — молитва, после них — молитва, перед началом занятий и в конце учебного дня — молитва. В перерывах же между уроками воспитан ницы обычно музицировали, пели, танцевали или просто слушали музыку. Во второй половине дня они пели в хоре научались игре на музыкальных инструментах. Музыка звучала и на специальных вечерах (Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983).
В современной общеобразовательной школе существуют самые разнообразные кружки, хоровые коллективы, ансамбли и пр., которыми руководят специалисты. Но музыка, серьезная музыка, не стала помощницей учителю в воспитании детей. Это связано в одних случаях с непониманием больших возможностей музыки как средства воспитания, в других - с неумением подобрать нужную и хорошую музыку для конкретного мероприятия, с незнанием форм и методов организации внеклассной музыкальной работы.
Мир музыки многогранен: классическая и современная, серьезная и легкая, музыка для отдыха и развлечений и му зыка, которая может помочь задуматься над жизнью, — поэтому существует самые различные формы внеклассной му зыкальной работы. При определении форм и содержания такой работы необходимо учитывать следующие обстоятельства.
1. Недопустимо использовать серьезную музыку, в содержании которой композитор выразил драматические или даже трагические мысли, в легких развлекательных мероприятиях. Так, иногда 40-ю симфонию Моцарта превращают в танцевальную музыку, 5-ю симфонию Бетховена используют в капустниках, тем самым обесценивая глубокое содержание классического музыкального произведения.
2. При составлении сценария любого утренника, сбора, праздника необходимо использовать музыку не как иллюстративный материал, а как один из важных и содержательных компонентов всего мероприятия.
3. Поскольку музыка — выразительный вид искусства, способный вызывать глубокие переживания и чувства, то необходимо создавать особую атмосферу вслушивания, аудиального внимания и сопереживания.
4. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Музыка должна быть доступна по форме и интересна по содержанию. Легче воспринимается музыкальное произведение, в котором имеется определенная программа (программная музыка), применяются моменты звукоизображения и звукоподражания (пение птиц, шум дождя, цокот копыт и т.д.). При этом важно помнить1 то, что изображается в музыке, украшает ее, делает красочнее, богаче. Но главное в музыке то, что она выражает, какие мысли, чувства, настроения передает.
Организация школьных кружков, студий, праздников, мероприятий, утренников, конкурсов не обходится без использования музыки и активного участия детей. Однако существуют формы внеклассных музыкальных занятий, которые выполняют воспитательные, образовательные и развивающие функции. К наиболее распространенным и целесообразным формам внеклассной музыкальной работы в начальных классах относятся: музыкальные минутки, музыкальная информация, музыкальные гостиные, музыкальные дни, клубы любимой музыки, музыкальные кружки, циклы бесед о музыке, музыкальные конкурсы, соревнова ния, эстафеты.
Выбор формы музыкального мероприятия зависит от цели, которую ставит учитель в каждом конкретном случае. Такие формы, как «Музыкальный кружок», «Музыкальная гостиная», «Музыкальный день», «Праздник музыки», цикл тематических бесед, способствуют развитию основ музыкальной культуры и формированию навыков юного слушателя. Музыкальные конкурсы («Лучший знаток музыки»), соревнования («А знаешь ли чьи песни ты поешь?») помогают закрепить знания средств музыкальной выразительности (тембра, динамики, ритма, музыкальной формы), знания биографий и музыкального наследия композиторов. Музыкальная информация помогает раскрыть связь музыки с окружающей жизнью, познакомить с огромным разнообразием музыкальных событий в городе, стране, мире. Музыка может стать эмоциональным фоном при организации минутки отдыха и эмоциональной разгрузки во время любого урока. Использование музыки на уроках природоведения, чтения, изобразительного искусства и физкультуры может активизировать деятельность детей, стать эмоциональной кульминацией урока, помочь детям более глубоко проникнуть в содержание материала, эмоционально пережить полученную информацию.
Положительного результата можно добиться лишь в том случае, если работа будет вестись в системе и по определенному плану. Для этого нужно определить круг тем, подготовить музыкальный материал и, соответственно содержанию, выбрать две-три, но не более, формы музыкальной работы. Помощь в подборе методического материала может оказать учитель музыки, а к организации мероприятия желательно подключить учеников и родителей. Дети могут принести из дома интересный материал, вырезки из газет и журналов, сами подготовить маленькие беседы, исполнить музыкальное произведение на инструменте, которому обучаются в музыкальной школе. Родители же станут гостями, участниками или даже организаторами мероприятия. Музыкально образованные родители с удовольствием могут выступить с беседой о музыке или стать исполнителями на гитаре.
Остановимся подробнее на отдельных формах музыкального воспитания, которые может использовать учитель начальных классов во внеклассной работе.
Музыкальные среды
Одной из причин низкой музыкальной культуры является отсутствие музыкального опыта и навыков слушания. Музыка звучит вокруг детей ежедневно: по радио, по телевидению, в кино, в грамзаписи, в парках и на улицах. Но стихийный наплыв звуковой информации лишь вредит формированию музыкального вкуса приучает бездумно относиться к музыке. В школе же учитель может организовать целенаправленное прослушивание музыкальных произведений.
Но прежде чем организовать такое прослушивание, учитель должен вызвать желание у детей слушать музыку, затем предложить выбрать один из дней недели и назвать его «Музыкальным днем». Это может быть среда, пятница или любой другой день.
В такие дни музыка будет звучать до уроков, на переменах и после уроков. В классе должна быть создана атмосфера вслушивания. Слушание музыки должно быть добровольным, у кого чет желания слушать музыку, могут погулять в коридоре, дети быстро привыкают к этим условиям, если их принимает и выполняет учитель. Ответственный за музыкальный день перед прослушиванием объявляет программу и вывешивает ее на стену. При составлении программы надень необходимо учитывать следующие моменты.
1. Музыкальные произведения должны быть чуть короче перемены, последовательность пьес может сменяться в зависимости от настроения ребят и атмосферы в классе: если ребята чрезмерно возбуждены, лучше включить более спокойную музыку, веселая же музыка помогает им стать более активными и энергичными.
2. Включать полюбившиеся детям музыкальные произведения, которые они слушали на уроках музыки или дома.
3. В день музыки важно создать атмосферу праздника, радостной встречи с музыкальным искусством или состояния особого приобщения к духовному.
Благодатным материалом для слушания и примером организации подобной работы могут стать записи музыкального журнала для школьников В нем рассказывается о композиторах разных эпох, о музыкальных произведениях, инструментах и исполнителях, о воздействии музыки на человека и ее значении в жизни людей. Музыкальный журнал родился на основе ежегодных выпусков «Пионерского музыкального клуба» — сборников рассказов, статей, воспоминаний о музыке, которые появились в 70-е гг., но до сих пор не потеряли актуальности. Эти сборники в свою очередь явились продолжением передачи «Детский музыкальный радиожурнал», которая была основана на радио еще в конце Великой отечественной войны. В редакционную коллегию журнала вошли такие крупнейшие музыканты и педагоги, как Д. Кабалевский, М. Раухвергер, В. Шацкая. Первый выпуск журнала был открыт ответственным редактором Д. Шостаковичем, который начал разговор о музыке с древней легенды об Орфее[33]. Подобным рассказом можно открыть первую «Музыкальную среду».
Секреты могучей силы воздействия музыки знали люди с Оревности. Так, древние греки сочинили замечательный миф о певце Орфее, в котором отразили свое трепетное отношение в музыке. Миф гласит, когда Орфей пел и играл на кифаре, дикие звери выходили из своих логовищ и покорно следовали за ним, деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру, оаже море переставало шуметь при звуках его кифары.
Действительно, музыка сопровожиает человека всю жизнь: от рождения до старости, в горе и в радости, в труде и в развлечениях. Она вошла в нашу жизнь, так органично, что ее мы воспринимаем, как воздух, которым оышим, не задумываясь, не замечая его. Но если представить хоть на минуту, что из нашей жизни ушла музыка, насколько беднее стал бы мир, лишившись эмоционального и своеобразного языка души, помогающего люоям лучше понимать друг оруга.
Чтобы полюбить и понять музыку, надо внимательно прислушиваться к ее удивительно красочному языку, выраженному в мелодии, темпе, ритме, динамике Музыку можно полюбить лишь научившись слушать тишину и бурю, отличать оттенки настроений в своей душей в душах окружающих людей. Постепенно, научишись отличать красоту и добро от безобразия и зла в музыке, можно незаметно для себя научиться отличать хорошее от плохого в жизни. Музыка может стать задушевным другом, который поможет научиться слушать и слышать себя, 1юдей, весь окружающий мир и саму МУЗЫКУ.
Такими словами можно открыть первую «Музыкальную среду».
День музыки
Ежегодно в нашей стране проходят недели музыки для детей и юношества. В каждой школе в этот праздник проводят обычно «День музыки», который организует учитель музыки. Учитель же начальных классов может провести при участии детей музыкальную информацию о происходящих событиях в городе и области, такие события обычно подробно освещаются в местной прессе. В больших городах нередко проводятся областные фестивали детского музыкального творчества «За мир и дружбу на Земле», «Композиторы России — детям». В эти дни гостями города становятся композиторы, исполнители из других городов и областей. В концертах принимают участие детские хоровые коллективы, камерные оркестры, фольклорные ансамбли из других стран. В концертах принимают участие коллективы города и области. «Неделя музыки» обычно проводится в первые дни октября каждого года. Учитель может рассказать о проведенных в предыдущие годы фестивалях, смотрах, которые стали традиционными, а дети могут сделать маленькие сообщения на музыкальные темы, взятые из печати, а также поделиться своими впечатлениями о прослушанных концертах.