Методика преподавания музыки в начальных классах

Преподавание музыки в начальной школе претерпевало много изменений. Однако, начиная с 50-х годов XX века, преодолевается узкомузыкальный подход, и основной це­лью музыкального воспитания становится всестороннее развитие личности ребенка. Наиболее полной, теоретичес­ки обоснованной и методически оснащенной является про­грамма, разработанная НИИ школ МП Российской Феде­рации под руководством Д.Б. Кабалевского. Она сохранила свою актуальность и значимость для современной школы до сих пор.

Новизной программы Д.Б. Кабалевского являются, прежде всего, его подходы, принципы построения и методы организации уроков.

К ним относятся: принцип тематизма как методологи­ческая основа, на которой строится вся программа; прин­цип связи музыки с жизнью, активизирующий деятельность ученика, который проявляется в умении осознавать, рас­ширять и закреплять полученные музыкальные впечатле­ния; принцип актуализации предшествующего музыкаль­ного и жизненного опыта ученика, принцип увлеченнос­ти — главное средство успешных занятий и создания на них атмосферы творческой заинтересованности, в котором про­цесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально прочувствованным; принцип сходства и раз­личия, который проявляется в умении анализировать, обоб­щать на основе восприятия и осознания музыкальный ма­териал, делать правильные выводы о близости и полной не­схожести творческих стилей композиторов; принцип цело­стного подхода к уроку, подчеркивающий неразрывность эмоциональной и интеллектуальной сферы музыки и др.

Среди методов, предложенных в программе, можно вы­делить следующие: методы «забегания вперед» и «возвраще­ния к пройденному»' методы ретроспективы и перспекти­вы; методы проблемного обучения; метод эмоциональной драматургии.

В программе выделяются важнейшие функции музы­кального искусства: включение личности в освоение духов­ного опыта поколений; содействие самопознанию ребенка, формирование у него целостного отношения к миру; интел лектуальное эмоциональное, физическое развитие, нрав ственное, эстетическое воспитание детей под воздействием музыки. Музыка рассматривается как язык психологичес­ких состояний и специфический тип духовного общения.

Программа имеет огромный эмоциональный заряд, ко­торый позволил переосмыслить содержание музыкального ооразования детей не только в общеобразовательных, но и в специальных музыкальных школах Эпиграфом к програм­ме по музыке в общеобразовательной школе, разработан­ной Д.Б. Кабааевским, поставлены слова выдающегося пе­дагога В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова необходимо отнести не только к уро­кам музыки, но и ко всему воспитательному процессу, сред ством которого является музыка.

Музыка так прочно обосновалась в нашей жизни, что нередко мы перестаем ее воспринимать как искусство, ко­торое способно не только и не столько развлекать, но и будить в человеке тончайшие чувства и глубокие мысли. Музыка выражает самые разнообразные отгенки эмоций и настроений, чувств и мыслей, поэтому она обладает не только огромной силой эмоционального воздействия на че­ловека, но и помогает ему увидеть прекрасное в окружаю­щей жизни. Подобную мысль, проиллюстрировав примера ми, высказал Д.Б. Кабагевский в книге «Воспитание ума и сердца»: человек, лишенный способности чувствовать под­линную красоту, море, например, рассматривает как «пляж», пригодный или неригодный для купания. Для истинных це­нителей красоты море — это дивные водные просторы, вос­петые в гимнах Пушкина, это яркие, красочные музыкаль­ные поэмы Римского-Корсакова «Садко» и «Шахеразада», это волнующие живописные полотна Айвазовского[32].

Тематизм уроков музыки: знакомство с содержанием уроков музыки

С переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе рассмотрим программу для детей 6-летнего возраста, разработанную под руководством Н.А. Ветлугиной. В осно­ву данной программы положен принцип тематизма, кото­рый является основой для установления преемственности в содержании программ первых классов и подготовительных групп детского сада.

Выбор тем для первого класса по программе 1-4 заклю­чается в следующем.

1. Условием общения детей с музыкальным искусством является пробуждение склонности к сопереживанию, эмоци ональной отзывчивости, побуждение к размышлению о харак тере, насгроении и содержании музыкального произведения.

2. Восприятие эмоциональности музыкального произ­ведения основывается на его художественном образе, про­грамме, сюжете, развитии. Таким образом начинается по­стижение художественно-образной сущности музыкально­го искусства.

3. Освоение музыкального языка позволяет ощутить интонационную природу музыки, выраженную мелодией, ритмом, темпом, динамическими оттенками.

4. Постепенное приобретение музыкального опыта по­зволяет создать условия для полноценного, целостного вос­приятия музыки

Соответственно перечисленным условиям, в программу для первого класса включены следующие темы.

Первая четверть — «Какие чувства передает музыка?» (Ознакомление с характером, эмоциональным содержани­ем музыкальных произведений.)

Вторая четверть — «О чем рассказывает музыка?» (Оз­накомление с художественным музыкальным образом.)

Третья четверть — «Как рассказывает музыка?» (Освое ние особенностей средств музыкальной выразительности.)

Четвертая четверть — «Что и как рассказывает музыка?» (Осознание связи содержания произведения и средств му­зыкальной выразительности.)

На уроках используются игры, пляски, хороводы, т. е. сохраняется преемственность с дошкольным образованием. На уроке дети слушают два- три произведения, поюг попев- ки, разучивают песни, играют на детских музыкальных ин­струментах, исполняя простейшие ритмические рисунки.

Программа для трехлетней начальной школы имеет обо­снованную и завершенную структуру. Начинается первое занятие в первом классе темой «Композитор—исполни­тель—слушатель», в которой дети узнают, кто является со­здателем музыки и кто сопричастен к ее появлению. Также называется тема четвертой четверти третьего класса, в кото­рой дети обобщают полученные за все годы обучения зна­ния, представления о композиторах, исполнителях как ин­терпретаторах музыкальных произведений и слушателях, музыкальная культура которых зависит от личного багажа.

Темы программы строятся следующим образом.

1(2) класс: «Три жанра в музыке», «Что выражает и что изображает музыка», «Большие музыкальные страны», «Язык музыки». Дети последовательно и постепенно по­гружаются в сущность музыкального искусства: узнают наи­более яркие проявления характера музыки, которые выра­жаются в таких жанрах, как песня, марш и танец; выявляют выразительно-изобразительные средства музыки; знако­мятся с крупными музыкальными фоомами (оперой, бале­том, концертом, симфонией), узнают особенности построе ния простейших музыкальных форм

2 (3) класс: «Песенность, маршевость, танцевагтьность», «Интонация в музыке», «Развитие в музыке», «Построение

(формы) музыки». Перечисленные темы синхронно повто­ряют гематизм в 1(2) классе, но уже на основе нового музы­кального содержания и более глубокого осмысления музы­ки. Дети узнают о характере музыкального произведения (песенность, маршевость и танцевальность), вне зависимо­сти конкретных малых форм (песни, марша и танца). Зна комство с интонацией и развитием музыки позволяет им открыть интонационную природу музыкального искусства, которая определяет не только содержание, но форму произ­ведения.

3 (4) класс: «Музыка моего народа», «Музыка народов' России», «Музыка народов мира», «Композитор—исполни тель—слушатель». Тематика уроков музыки направлена прежде всего на выявление специфических особенностей и общего между музыкой разных народов Дети обобщают представления о народной и классической музыке, узнают принадлежность того или иного произведения к сокровищ­нице музыкального искусства, познают стилистические и национальные особенности известных композиторов-клас­сиков.

Уроки музыки, его виды

Урок музыки занимает особое место в учебном процессе начальной школы Урок музыки как образовательный пред­мет определяет цель, конкретные задачи и конечный ре зультат, который зависит от качества, содержания, приемов, методов, средств обучения и воспитания, применяемых на уроке. Однако урок музыки — это прежде всего урок искус­ства. Музыкальное искусство является:

— особой формой отражения действительности, которое проявляется в чувствах эмоциях, выражается в художе­ственном образе;

— способом познания, прежде всего, самого себя, затем окружающего мира;

— способом повышения аудиальной культуры;

— средством вдохновения, гармонизации личности с ок­ружающими людьми;

— способом релаксации и оздоровления.

Из этого следует, что урок музыки должен сохранять своеобразие и строиться по своим канонам.

Прежде всего учителем продумывается драматургия му­зыкального занятия; подбирается музыкальный материал, который может стать основой музыкальной культуры; пла­нируется создание эмоционального фона, тона речи, темпа урока в зависимости от его содержания и др. По словам Д.Б. Кабалевского, урок музыки всегда должен быть целос­тным, объединяющим все элементы в единое понятие: му­зыка, музыкальное искусство.

Разнообразие содержания зависит от видов уроков му­зыки, выбор которых обусловлен конкретной целью.

К основным видам уроков музыки относятся традици­онные: «урок-сооощение нового материала», «урок-опрос учащихся», «урок-повторение пройденного материала». Та­кие уроки имеют общую структуру с общеобразовательны­ми предметами. Однако на практике в чистом виде такие уроки встречаются редко. Обычно в одном уроке сочетают­ся разные моменты: опрос, повторение, закрепление.

Специфическими, отражающими сущностное содержа­ние музыки, являются: «урок-концерт», который проводит­ся в конце четверти; «урок-беседа» как диалог о музыке и музыкантах; «урок музыкального творчества» как погруже­ние в творчество и построение урока по законам творче­ства; «урок-конкурс» на лучшего исполнителя, на лучшего слушателя, на лучшего импровизатора, «урок-экскурсия» по музыкальным произведениям, в мир музыки.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте программу по музыке для началь­ной школы, разработанную авторским коллективом под ру­ководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.

2. Дайте характеристику программам: «Музыка в четы­рехлетней начальной школе» (разработана под руковод­ством Л.В. Школяр); «Музыка для 1—8-х классов» (програм­ма для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).


Наши рекомендации