О России петь - что стремиться в храм
На этом уроке продолжается знакомство учащихся с образами святых. На развороте Учебника «Кирилл и Мефодий» (с. 30-31) предложен художественный материал — икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», нотная запись церковного напева «Величание Кириллу и Мефодию» и гимна болгарского композитора XX в. Понайота Пипкова (1871 — 1942) на слова С. Михайловски, изображение памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодаря «общению» школьников с перечисленным выше произведениями искусства становится возможным формирование у них позитивного отношения к создателям славянской письменности, которые всю свою жизнь бескорыстно служили Богу и просвещению людей.
Школьникам известно, что в честь святого Кирилла славянская азбука названа кириллицей.. Первые буквы азбуки — А, Б, В — читались как аз, буки, веди, что означает: я буквы знаю. Обратившись к рассматриванию букв старославянского алфавита, четвероклассники еще раз отметят, что в нем есть буквы, по своему написанию схожие с современным алфавитом, а есть и такие, которые исчезли из употребления.
В честь святых Кирилла и Мефодия сложена торжественная песнь — величание. Вокализация по нотной записи (с. 30) этого церковного напева должна подсказать учащимся, какими чертами обладает эта музыка: поступенное движение придает этой мелодии певучесть, характерный неторопливый ритм начала и остановки на выдержанных звуках в конце фраз сообщают напеву торжественность, неспешность, что характерно для музыки гимнического склада. Мажорный лад также соответствует общему радостному характеру величания.
При исполнении этой мелодии можно предложить учащимся спеть поочередно сначала нижний, затем верхний голоса, отметить их интонационную близость. Такой тип двухголосия («втора») часто встречается как в церковных напевах, так и в народных песнях.
Рекомендуется сопоставить мелодии церковного величания и современной песни-гимна. Школьники услышат (и увидят в нотной записи) их отличие. В гимне совершенно иной тип мелодии, она насыщена широкими ходами, ее рисунок волнообразен, пунктирный ритм подчеркивает в ней черты маршевости.
Между тем обе мелодии роднит мажорный лад. Именно светлая ладовая окраска подчеркивает эмоциональный тон этих сочинений'.
Предложите четвероклассникам рассмотреть изображение святых Кирилла и Мефодия на иконе и в скульптуре. Святые на иконе изображены не одни, над ними простирает руки Иисус Христос, словно благословляя их на славные дела. Лики святых сосредоточенны и сдержанны. В руках у них древние свитки с азбукой и священными текстами.
Скульптурные фигуры Кирилла и Мефодия (авторы — скульптор В. Клыков и архитектор Ю. Григорьев) выглядят более величественно. Между ними — огромный крест как символ православной веры, в руках святых — древние свитки. Надпись на памятнике гласит: «Святым равноапостольным перво-: учителям словенским Мефодию и Кириллу — благодарная Россия». Из надписей на памятнике мы узнаем и о том, что он был воздвигнут «на средства гражданина России Конаныхина Александра Павловича» и «тщением Международного фонда славянской письменности и культуры при участии Российского национального банка». Этот памятник был открыт в Москве на Славянской площади 24 мая 1992г. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада — знак вечной памяти братьям-просветителям. Именно 24 мая весь христианский мир празднует День славянской письменности и культуры. В этот день в 2004 г. в городе Самаре был открыт еще один памятник просветителям славянских народов.
Пусть учащиеся задумаются над тем, каким образом можно объединить в «пары» близкие по своему образному строю различные художественные произведения: величание, светский гимн, икону, современную скульптуру. Как правило, четвероклассники предлагают такое соотношение: величание — икона; гимн — скульптура.
Кроме величания и гимна в честь Кирилла и Мефодия можно вспомнить с учащимися величания в честь других святых — князя Владимира и княгини Ольги, песнопения о Сергии Радонежском, а также исполнить знакомые школьникам песни об азбуке, алфавите, школе, учителях.
В качестве подтверждения мысли об образности русского языка можно вновь предложить учащимся прочитать рассказ С. Романовского «Русь» из Рабочей тетради (с. 3). В качестве домашнего задании можно рекомендовать работу с разворотом Рабочей тетради «Кого почитают, того и величают» (с. 8-9).
Для подготовки к следующему уроку можно предложить четвероклассникам прочитать вместе с родителями рассказ «Троица» С. Романовского (с. 70 Учебника).
Урок № 4 (31)