Музыкальные произведения для прослушивания
«Нас много на шаре земном». Музыка Ан. Александрова.
«Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели.
«Птичий дом». Музыка Д. Кабалевского.
«Вальс». Музыка Д. Кабалевского:
«С чего начинается Родина?». Музыка В. Баснера, слова
М. Матусовского.
«Баллада о солдате». Музыка В. Соловьева-Седого, слова
М. Матусовского.
«Песня мира». Музыка Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского.
«Пройдут года». Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
«Улетаем на луну». Музыка В. Витлина.
«Пограничники». Музыка В. Витлина.
Танцы и игры под музыку
«Бездомный заяц». Английская народная песня.
«Заданная поза». (игра) Музыка Л. Шварца.
«Танец вокруг елки». Музыка В. Курочкина
«Цветные флажки». Музыка Ю. Чичкова.
«Вертушки». Музыка Е. Туманян.
«Ловишки». Хорватская народная мелодия.
«Придумки». Музыка В. Свирского.
«Салют (танец)». Музыка Т. Ломовой.
«Школьный вальс». Музыка Д. Кабалевского, слова О. Высоцкой.
«Плетень». Русская народная мелодия.
«Голубчик». Музыка В. Герчик, слова народные.
«С чем будем играть?». Музыка Л. Шульгина.
«Покажи ладошки». Латвийская народная полька.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
- характер и содержание музыкальных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль;
- совершенствовать навыки исполнения хорошо знакомых песен от начала до конца;
- закреплять навыки распределения дыхания при исполнении песен с различными динамическими оттенками.
Рисование
(I–VI классы)
(7–14 лет)
Пояснительная записка
Рисование — один из предметов программы обучения детей с тяжелой и умеренной степенью отсталости, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у учащихся правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у школьников развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Основными задачами обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству является:
- воспитание у учащихся положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия форм, конструкции, величены, цвета предметов, их положения в пространстве;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- воспитание у учащихся умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним, понимания красоты в окружающей действительности;
- формировать у учащихся умение работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
Подготовительные занятия
В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длинны и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.
Большое внимание в работе с детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе (групповой) предметы заданного цвета.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту.
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем вначале детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.
На младших годах обучения, при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Большое место при проведении данных занятии занимает тщательный анализ объектов. С помощью учители дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.
Рисование на темы
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанной работе.
На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, знаменательные даты, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Программа
Класс (7– 9 лет)
(70 час.)
Подготовительные упражнения
Выявление навыков рисования.
Развитие умения правильно держать карандаш.
Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.
Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).
Развитие умения проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.
Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветка).
Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.
Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.
Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
Примерные упражнения
Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, туристические палатки и др. (наклонные линии).
Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, качели, шахматная доска и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размера): ленты длинные и короткие; карандаши толстые и тонкие; елочки высокие и низкие и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу, трафарету) предметов круглой, квадратной формы (кубики, коробки, арбузы и др.).
Игровые графические упражнения – рисование (по показу, трафарету) предметов треугольной формы: флажки, дорожные знаки и др.
Упражнения на различение предметов по цвету и форме.
Декоративное рисование
Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.
Примерные задания
Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.
Рисование узора в квадрате (квадрат — по трафарету).
Рисование геометрического орнамента по трафаретам.
Рисование узора в полосе из треугольников.
Рисование круга по трафарету.
Рисование узора в полосе из кругов (круги — по трафарету).
Рисование с натуры
Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Примерные задания
Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).
Рисование по точкам и раскрашивание моркови.
Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам.
Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки.
Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.
Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.
Рисование на темы
Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавать пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, большой, маленький).
Примерные задания
Рисование на тему «Снеговик» по шаблону с последующим раскрашиванием.
Рисование узора для открытки ко дню 8 марта.
Рисование по замыслу с использованием шаблона «Что бывает круглое?»
Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке») по точкам.
Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой (столом);
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения.
II класс (8 – 10 лет)
(70 час.)
Подготовительные упражнения
Вырабатывать умение правильно держать карандаш.
Умение правильно ориентироваться на плоскости листа бумаги (находить середину, верхний и нижний край).
Заучивание основных цветов и их различие (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).
Различие геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Рисование по опорным точкам.
Совершенствование навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.
Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
Примерные задания
Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителя).
Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.
Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, самолет летит, плывет кораблик по волнам, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по образцу): воздушные шарики, клубок ниток.
Декоративное рисование
Вырабатывать у учащихся умение проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в закрашивании элементов с соблюдением контура рисунка; называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.
Примерные задания
Рисование по намеченным линиям, трафарету круг.
Рисование геометрического узора (по образцу, по обводке).
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное оформление открытки.
Рисование с натуры
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по намеченным точкам, трафарету; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контуры.
Примерные задания
Рисование с натуры овощей и фруктов по намеченным точкам и раскрашивание.
Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.
Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шариков.
Рисование с натуры игрушки-кораблика.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, линейка, треугольник).
Рисование на темы
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Примерные задания
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Рисование на тему «Снеговики».
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме);
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- знать названия цветов.
III класс (9 – 11 лет)
(35 час.)
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических форм; определять структуру узора (повторение или чередование элементов); форму и цвет основных частей; правильно располагать элементы оформления в декоративных рисунках, учить использовать в узорах цвета.
Примерные задания
Рисование геометрического узора по образцу, по обводке.
Самостоятельное составление и рисование геометрического узора.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (деление по диагоналям), треугольнике.
Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным закрашиванием.
Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафаретов.
Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (елка, гриб, снежинка, снеговик).
Рисование растительного узора в круге (салфетка).
Рисование узора из цветов и листочков.
Рисование с натуры
Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму отдельных предметов; уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре.
Примерные задания
Рисование с помощью шаблона листьев дуба, березы, тополя. Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов.
Рисование предметов прямоугольной формы (портфель).
Рисование цветов (ромашка, колокольчик).
Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары).
Рисование моделей несложных конструкций (два кубика и призма).
Рисование игрушек (барабан).
Рисование по образцу пройденных цифр и букв.
Рисование на темы
Продолжать обогащать представления учащихся об окружающей действительности.
Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).
Примерные задания
Рисование на темы: «Осенний лес», «Новогодняя елка», «Деревья весной». Иллюстрирование сказки «Репка».
Тематическое рисование к знаменательным датам календаря (Открытка к 8 Марта, «Моя школа к празднику 9 Мая»).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- различать и называть цвета;
- закрашивать рисунок, соблюдая направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш.
IV класс (10 – 12 лет)
(35 час.)
Декоративное рисование
Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.
Примерные задания
Самостоятельное рисование декоративных узоров.
Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Составление растительного узора из 2-х фигурок-трафаретов в полосе.
Самостоятельное рисование растительного узора в полосе.
Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).
Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.
Составление и рисование узора в квадрате, раскрашенного на заданных линиях.
Рисование узора в круге (люстру).
Рисование с натуры
Продолжать учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.
Примерные задания
Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.
Рисование елки с игрушками.
Рисование листьев березы и ивы.
Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.
Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).
Рисование овощей и фруктов различной формы.
Рисование цыпленка.
Рисование башенки из элементов строительного материала.
Рисование на темы
Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметом; учиться по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.
Примерные задания
Рисование на темы: «Ракета в космосе», «Деревья весной», «Моя улица». Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Рисование на темы, связанные с празднованием знаменательных дат календаря.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- составлять и рисовать узоры;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времени года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать рисунок с помощью учителя, отличать в работе достоинства и недостатки.
V класс (11 – 13 лет)
(35 час.)
Декоративное рисование
Учить детей строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать по возможности узор симметрично; подбирать соответствующие цвета.
Примерные задания
Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях, диагоналях).
Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка).
Составление узора в полосе (шарф, шапочка).
Составление и рисование узора для ткани.
Декоративное оформление открыток к Новому году, 8 Марта.
Рисование с натуры
Учить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета; продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы; с помощью учителя определять размеры рисунка по отношению к листу бумаги; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.
Примерные задания
Рисование предметов, имеющих геометрическую форму (почтовый ящик, шкаф, телевизор, ваза).
Рисование дорожных знаков.
Рисование осеннего листа клена (с использованием шаблона).
Классификация и рисование даров сада и огорода.
Рисование учебных предметов несложной формы.
Рисование грибов (сыроежка, подосиновик).
Рисование весенних цветов (ландыш).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование на темы
Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.
Примерные задания
Рисование на темы: «В нашем саду», «Летний лес», «Моя школа (мой дом) в солнечную и дождливую погоду», «Новогодняя елка», «Моя любимая игрушка».
Иллюстрирование сказки «Теремок».
Рисование на выбранные самими детьми темы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- определять с помощью учителя величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов;
- делить лист на две и четыре равные части с помощью учителя;
- изображать от руки предметы разной формы;
- различать и называть цвета;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя.
VI класс (12 – 14 лет)
(35 час.)
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).
Примерные задания
Рисование узора из геометрических элементов в полосе (закладка для книг).
Рисование узора в прямоугольнике (ковер).
Рисование в полосе узора из растительных элементов (вишенка с листочками).
Рисование узора в круге, используя осевые линии.
Оформление узора для пригласительного билета, маскарадных очков.
Рисование с натуры
Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка; правильно подбирать цвета; закреплять понятия о величине предметов (высокий - низкий).
Примерные задания
Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус).
Рисование елочных украшений (бусы).
Рисование листьев и ягод рябины.
Рисование ежа и зайца.
Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал - бабочка).
Рисование игрушек (двухцветный мяч, ведро, кормушка для птиц).
Рисование цветов (одуванчик, мать-и-мачеха).
Рисование предметов из моментов строительного материала.
Рисование на темы
Совершенствовать у учащихся умения отражать в рисунке свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.
Примерные задания
Рисование на темы: «Наши четвероногие друзья», «Мой кораблик», «Новогодний праздник».
Тематическое рисование: «Праздник Великой Победы», «День Российской Армии», «Подарок маме» (открытка).
Иллюстрирование сказок (по выбору учителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш);
- использовать основные линии при построении рисунка (с помощью учителя);
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- закрашивать рисунок, соблюдая контуры изображения;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Социально-бытовая ориентировка
(IV–VIII классы)
(10–16 лет)
Пояснительная записка
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить учащиеся с выраженной и умеренной интеллектуальной недостаточностью в школе, т.е. с чтением, письмом, счетом. Несомненно, что расширение социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Этот предмет вводится в учебный план для с 4-го года обучения, но будет недостаточно, если учащийся заучит, и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счету он может более успешно адаптироваться в общественной жизни; между тем, бесспорно и другое — одного обучения грамоте и счету для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации.
Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения.