Музыкальные произведения, созданные на стихи А.С. Пушкина.

"ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ,

НО И ЛЮБОВЬ - МЕЛОДИЯ!"

А.С.ПУШКИН

Слайд 1 ВСТУПЛЕНИЕ

Искусство включает в себя несколько видов: живопись, музыку, архитектуру, графику, театр, балет, кино … Конечно, они не могут существовать изолированно друг от друга.

Слайд 2 Пушкин

А могут ли музыка и литература жить друг без друга? Музыка без литературы, как и литература без музыки понесли бы значительные потери – оба эти искусства рождены жизнью и своими в чём – то сходными, а в чём – то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность, силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многолетней.

Слайд 3 Пушкин , эпиграф

Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув над нами круг дневных забот,

Пока звучат нам пушкинские строки

И музыка Чайковского поёт.

(Н.Рыленков)

Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных.

Слайд 4 Рахманинов и Чайковский

С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.

Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Слайд 5 Свиридов

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Впервые к стихам А.С. Пушкина Георгий Свиридов обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов, в которых раскрылось самобытное мастерство девятнадцатилетнего автора. Тогда же произошло открытие главной темы творчества Свиридова - темы поэта, его высокого предназначения и судьбы, неразрывно связанной с темой Родины и народа.

Слайд 6 Свиридов

Каждый шаг на пути ее постижения был открытием поэтических миров и новых граней творчества композитора. Первой творческой удачей Георгия Свиридова в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов.

Слайд 7 «Пушкинский венок»

Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл "Пушкинский венок". В «Пушкинском венке» Свиридов использовал форму русского хорового концерта, соединив в нем черты больших эпических полотен и лирических камерных хоровых миниатюр.

Первое исполнение концерта для хора «Пушкинский венок» состоялось 5 апреля 1975 года в Большом зале Московской консерватории в год празднования 180-летия со дня рождения поэта.

Слайд 8 Метель

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Слайд 9 Фильм «Метель»

Открытием оркестровых иллюстраций к повести Пушкина "Метель" послужила музыка Георгия Свиридова к фильму того же названия. Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни.

Слайд 10 М.А.Голицына

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Аркадьевна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Слайд 11 Три белых коня

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки, «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского, «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского и многие другие.

Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Слайд 12. М. И. Глинка

Начало музыкальной пушкиниане положил первый полностью русский по духу композитор М.И. Глинка.

Слайд 13. М. И. Глинка пишет оперу « Руслан и Людмила»

Слайд 14 Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»

Памятником великому поэту стала его опера "Руслан и Людмила", в которой он "распел на былинный лад" (Б. Асафьев) поэму Пушкина. В ней нашли свое воплощение такие грани пушкинского гения, как эпос и сказка, ставшие истоком сказочно-эпической традиции в русской музыке XIX века.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Слайд 15 Романсы

Стихи поэта отличаются необыкновенной музыкальностью, и естественно, что многих композиторов привлекали они.

Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина- это поистине десять драгоценных жемчужин.

« Я помню чудное мгновенье» - романс самый совершенный, прекраснейший из десяти.

Кто знает стихотворение Пушкина, тот помнит, какие чувства выражены в нём и каким напряженным внутренним действием оно наполнено. Волнение и напряженность передаёт и музыка М. Глинки. В каждой строфе романса Глинки новые музыкальные образы, будто это рассказ о целой жизни человека.

Наши рекомендации