V Открытая областная музыкально-теоретическая олимпиада для учащихся и преподавателей детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств

ПОЛОЖЕНИЕ

V Открытая областная музыкально-теоретическая олимпиада для учащихся и преподавателей детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств

Марта 2018 г.

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ

1.1. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

1.2. ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Олимпиада проводится на базе ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств»;

2.2. Цель олимпиады – выявление интеллектуально-творческого потенциала учащихся и преподавателей, повышение профессионального уровня преподавания музыкально-теоретических дисциплин, расширение интегративных связей между учебными заведениями культуры и искусства.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

3.1. Конкурсные состязания включают четыре номинации:

Сольфеджио и музыкальная грамота

4, 5, 6, 7, 8 классы «Фортепиано», «Скрипка»;

4, 5 классы «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Музыкальная грамота

7,8 класс «Фортепиано», «Скрипка»;

5 класс «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Сольфеджио

Преподаватели детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Время проведения – 26 марта 2018 г. в 1100

Музыкальная литература

· 4 класс «Фортепиано», «Скрипка», 2 класс «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

· 5 класс «Зарубежная музыкальная литература», «Фортепиано», «Скрипка», «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты»;

· 6, 7 классы «Зарубежная и русская музыкальная литература», «Фортепиано», «Скрипка»;

4, 5 классы «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Время проведения – 27 марта 2018 г. в 1100

3.2. По отдельным видам конкурсных заданий устанавливается порядок выступления участников олимпиады (жеребьевка).

3.3. Итоги олимпиады подводятся отдельно по каждой номинации.

3.4. По решению жюри победителям олимпиады присваивается звание Лауреата.

3.5. Победителям олимпиады в номинациях «Сольфеджио и музыкальная грамота», «Музыкальная литература» при поступлении в ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств» предоставляются льготные условия прохождения творческих испытаний.

3.6. Жюри имеет право:

- присуждать не все призовые места;

- делить одну премию между несколькими участниками;

- награждать грамотами за лучшее выполнение одного из конкурсных заданий;

- ознакомить преподавателей с материалами конкурсных испытаний после 30 апреля 2018 г.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

4.1. Для участия в олимпиаде необходимо в срок до 26 февраля 2018 года направить заявку по адресу:

654007, г. Новокузнецк, пр. Энтузиастов, 55,

ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств»

e-mail: [email protected]

4.2. В срок до 26 февраля 2018 года внести аккредитационный взнос в размере 1000 рублей за участие в олимпиаде на расчетный счет ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств».

Форма оплаты: безналичным расчетом(реквизиты Вашего учреждения для составления договора указать в заявке). Информация на сайте ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств» и по телефону (3843)74-59-65.

После 26 февраля 2018 года заявки об участии в олимпиаде и внесение аккредитационного взноса не принимаются.!

Контактные телефоны:

(3843)74-44-27 приемная, (3843)74-57-67 вахта, (3843)74-59-65 бухгалтерия

4.3. Командировочные расходы и питание – за счет направляющего учреждения.

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

Номинация «Музыкальная литература»

4 класс «Фортепиано», «Скрипка»; 2 класс «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

I СТИЛЕВАЯ ВИКТОРИНА

Участникам олимпиады необходимо определить произведение, автора, жанр(если необходимо, автора слов).

1. Агапкин Б. «Прощание славянки».

2. Бах И.С. Органная хоральная прелюдия f-moll.

3. Прокофьев С. Болтунья на сл. А. Барто.

4. Прокофьев С. Петя и волк.

5. Римский-Корсаков Н. «Снегурочка». Пролог. Проводы Масленицы.

6. Чайковский П. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, 3 ч.

7. Моцарт В. «Волшебная флейта». Дуэт Папагено и Папагены.

8. Бизе Ж. «Кармен». Хор мальчиков из 1 д.

9. Бородин А. «Князь Игорь». Хор бояр из 1 д.

10. Шопен Ф. Ноктюрн Es-dur

11. Глинка М. «Иван Сусанин», речитатив и ария Ивана Сусанина из 4 д. «Чуют правду»

12. Глинка М. «Руслан и Людмила». Марш Черномора.

13. Даргомыжский А. «Русалка». Ариозо Наташи из 1 д «Ах, прошло то время».

14. Рахманинов С. Прелюдия ор. 3 № 2, cis-moll.

15. Дебюсси К. Менестрели.

II. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Конкурс предполагает знание:

- жанров вокальной и инструментальной музыки, форм, тембров, музыкально-выразительных средств;

- народных обрядов и песен.

III. СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ

На основе слухового анализа небольшого произведения или его фрагмента определить форму, музыкально-выразительные средства, жанр, тип фактуры, стиль, по возможности композитора, автора словесного текста (в вокальном произведении). Задание выполняется по таблице.

IV. БЛИЦ-ТУРНИР

Вопросы блиц-турнира составлены на основе музыкально-теоретического материала, изучаемого по программе «Слушание музыки» ДМШ и ДШИ.

5 класс «Фортепиано», «Скрипка», «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

I СТИЛЕВАЯ ВИКТОРИНА

Участникам олимпиады необходимо определить произведение, автора, жанр, часть, раздел, действие в опере, вокальную форму, тональность.

1. А. Вивальди «Времена года» («Весна»)

2. И.С. Бах Токката и фуга d-moll

3. Й. Гайдн Симфония №103

4. В. Моцарт Симфония№40

5.В. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»:каватина и ария ФигароI д.

6. Л. Бетховен Симфония №5

7. Ф. Шуберт «Лесной царь»

8. Ф.Шуберт. Неоконченная симфония, 1 часть

9. Ф. Шопен Прелюдия ор. 28 № 4

10. Э. Григ «Пер Гюнт»; сюита №1: «В пещере горного короля».

II. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Конкурс предполагает знание:

- характерных особенностей, понятий, терминов, жанров, форм западноевропейского барокко, классицизма, романтизма;

- жизни и творческой деятельности композиторов: Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, дат создания, жанровой принадлежности, тональности (в том числе отдельных частей), программных заголовков, персонажей наиболее значительных сочинений, авторов поэтических текстов, оперных либретто.

Конкурс проводится в форме тестирования.

III. СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ

На основе слухового анализа небольшого произведения или его фрагмента определить форму, музыкально-выразительные средства, жанр, тип фактуры, стиль, по возможности композитора, автора словесного текста (в вокальном произведении). Задание выполняется по таблице.

IV. БЛИЦ-ТУРНИР

Вопросы блиц-турнира составлены на основе музыкально-теоретического материала, изучаемого в курсе зарубежной музыкальной литературы ДМШ и ДШИ.

Номинация «Музыкальная литература»

6, 7 классы «Фортепиано», «Скрипка»;

4, 5 классы «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Требования, обозначенные в программе, едины для всех классов.

I. СТИЛЕВАЯ ВИКТОРИНА

Участникам олимпиады необходимо определить название и режиссера фильма, автора музыки.

1. «Мэри Поппинс, до свидания». Реж. Л. Квинихидзе, комп. М. Дунаевский. Цветные сны.

2. «Мэри Поппинс, до свидания». Реж. Л. Квинихидзе, комп. М. Дунаевский. 33 коровы.

3. «Приключения Электроника». Реж. К. Бромберг, комп. Е. Крылатов. Колокола.

4. «Приключения Электроника». Реж. К. Бромберг, комп. Е. Крылатов. Крылатые качели.

5. «Гостья из будущего». Реж. П. Арсенов, комп. Е. Крылатов. Прекрасное далёко.

6. «Про Красную Шапочку». Реж. Л. Нечаев, комп. А. Рыбников. Песенка Красной Шапочки.

7. «Чародеи». Реж. К. Бромберг, комп. Е. Крылатов. Тройка.

8. «Чародеи». Реж. К. Бромберг, комп. Е. Крылатов. Снежинка.

9. «Приключения Буратино». Реж. Л. Нечаев, комп. А. Рыбников. Бу-ра-ти-но.

10. «Приключения Буратино». Реж. Л. Нечаев, комп. А. Рыбников. Песня кота Базилио и лисы Алисы.

11. «Новогодние приключения Маши и Вити». Реж. И. Усов, Г. Казанский, комп. Г. Гладков. Спор Маши и Вити о сказках.

12. «Новогодние приключения Маши и Вити». Реж. И. Усов, Г. Казанский, комп. Г. Гладков. Песня о волшебниках.

13. «Мария, Мирабела». Реж. И. Попеску-Голо, комп. Е. Дога. Мария, Мирабела.

14. «Обыкновенное чудо». Реж. М. Захаров, комп. Г. Гладков. Нелепо, смешно, безрассудно… (Песня Волшебника)

15. «Вам и не снилось». Реж. И. Фрэз, комп. А. Рыбников. Последняя поэма.

II. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Конкурс предполагает знание истории и теории оперного жанра в творчестве русских композиторов XIX века:особенностей жанра и жанровых разновидностей, композиции, драматургии, названий и авторов произведений, литературных первоисточников, либретто, первых исполнителей, дирижеров, декораторов, режиссеров-постановщиков, оперных театров Москвы и Санкт-Петербурга XIX века.

М.И. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

А.С. Даргомыжский «Русалка», «Каменный гость»

М.П. Мусоргский «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина»

А.П. Бородин «Князь Игорь»

Ц.А. Кюи «Пир во время чумы»

Н. А. Римский-Корсаков «Псковитянка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Млада», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

П.И. Чайковский «Орлеанская дева», «Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта».

Участнику олимпиады необходимо:

· иметь общие представления об операх:

А.С. Даргомыжский «Каменный гость»,

М.П. Мусоргский «Женитьба», «Хованщина»,

Ц.А. Кюи «Пир во время чумы»,

Н.А. Римский-Корсаков «Псковитянка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Млада», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,

П.И. Чайковский «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта».

· представить достаточно полные знания об операх (включая знания музыкального материала):

М.И. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»,

А.С. Даргомыжский «Русалка» (1 и 3 д.),

М.П. Мусоргский «Борис Годунов»,

А.П. Бородин «Князь Игорь»

Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко»

П.И. Чайковский «Евгений Онегин».

Форма проведения конкурса – тестирование.

III. СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Стилевой анализ включает этапы:

1. прослушивание фрагмента музыкального произведения,

2. знакомство с предложенным текстом анализа фрагмента произведения со смысловыми пропусками,

3. внесение необходимых дополнений в предложенный текст.

IV. БЛИЦ-ТУРНИР

Вопросы блиц-турнира составлены на основе музыкально-теоретического материала, изучаемого в курсе зарубежной и русской музыкальной литературы ДМШ и ДШИ.

Номинация «Сольфеджио»

Преподаватели детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств.

1. Сольфеджирование с листа фрагмента одноголосого вокального сочинения с концертмейстером;

2. Сольфеджирование с листа фрагмента двухголосного вокального сочинения с концертмейстером (участник исполняет второй голос, верхний голос поется иллюстратором).

Мы рады видеть Вас

участниками V ОткрытойОбластной музыкально-теоретическойолимпиады!

ПОЛОЖЕНИЕ

V Открытая областная музыкально-теоретическая олимпиада для учащихся и преподавателей детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств

Марта 2018 г.

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ

1.1. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

1.2. ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Олимпиада проводится на базе ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств»;

2.2. Цель олимпиады – выявление интеллектуально-творческого потенциала учащихся и преподавателей, повышение профессионального уровня преподавания музыкально-теоретических дисциплин, расширение интегративных связей между учебными заведениями культуры и искусства.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

3.1. Конкурсные состязания включают четыре номинации:

Наши рекомендации