Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации

17.12.2012

1. Детские школы искусств на современном этапе развития.

Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детская школа искусств (далее ДШИ) - среднее профессиональное - высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства.

Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом.

С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании»[1], в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.

В результате:

- не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;

- ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, например, по отделению фортепиано: 2008 г. - 332710 чел., в 2009 г. - 323700 чел., 2010 г. - 319744 чел., 2011 г. - 312965 чел.

- во многих субъектах страны ДШИ стали финансироваться по остаточному принципу, что привело к ухудшению материально-технического состояния этих образовательных учреждений;

- разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДШИ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений;

- у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;

- снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. Согласно статистике число ДШИ, в том числе музыкальных, художественных, хореографических и др., заметно сократилось: в 1990 году их число составляло 6591, в 2001 году - 5837, в 2008 - 5456. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом.

В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В малых городах и сельской местности деятельность школ искусств является практически единственным культурообразующим фактором. В больших городах — школы искусств могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и инкубаторами творческих профессий нового поколения, в немалой степени способствовать распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Таким образом, система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.

Изменения[2], внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2011 г., позволяют говорить о возможности преобразования деятельности ДШИ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований (далее ФГТ)[3].

На сегодняшний день существующая правовая база позволяет ДШИ:

- реализовывать дополнительные общеобразовательные программы;

- реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в целях выявления одарённых детей в раннем детском возрасте, приобретения ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств;

- самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности (для предпрофессиональных программ – на базе ФГТ).

Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:

- преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.

В перспективе предполагается реализация дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ (далее – общеразвивающие), которые должны обеспечивать:

- повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения;

- выявление одаренных детей;

- привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории и слушателей.

Общеразвивающие программы должны постепенно заменить существующие дополнительные общеобразовательные программы. Однако в настоящий период времени нормативно не закреплены условия (сроки, порядок, обязательства ДШИ) перехода на предпрофессиональное и общеразвивающее образование, а также отсутствуют правовые основы реализации общеразвивающих программ (по типу ФГТ, либо рекомендаций по примерным учебным планам).

2. Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе.

Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки/компетенции помогут ему при решении встающих перед ним задач.

Цель системы ДШИ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.

Задачи, которые должна решать система ДШИ:

1. Воспитание у детей любви к искусству;

2. Выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;

3. Формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства;

4. Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

5. Воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;

6. Раскрытие творческого потенциала детей и подростков;

7. Повышение привлекательности/статуса творческих профессий;

8. Обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;

9. Создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.

Основными направлениями деятельности ДШИ должны явиться:

1. Реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;

2. Развитие у обучающихся комплекса творческих способностей, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям в случае поступления выпускников ДШИ в средние профессиональные или высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля, в том числе и на интегрированные программы среднего профессионального образования в области искусств;

3. Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры с ДШИ с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий и пр.;

4. Взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;

5. Организация детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных, театральных и др.), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов;

6. Методическое обеспечение реализации программ творческой направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей (творческих студиях, домах культуры и др);

7. Расширение географии деятельности системы — организация культурно-просветительской деятельности, интеграция форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, развитие творческих занятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);

8. Популяризация художественно-эстетического образования среди населения.

Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества.

Концепция ставит перед собой задачу показать, что творческий потенциал общества может стать одним из эффективных локомотивов общественного развития, и предполагает создание современной инфраструктуры, гибко настраивающейся на локальную специфику, действующей параллельно с существующей и постепенно вытесняющей неэффективные образовательные механизмы системы. Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального (первого уровня в системе трехуровневого) образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария.

3. Существующие проблемы развития и пути их решения:

В существующей деятельности ДШИ можно выделить несколько направлений, которые требуют корректировки и модернизации.

3.1. Нормативно-правовое направление:

Проблемы:

- отсутствует централизованное управление системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления. В итоге, ДШИ в подавляющем большинстве субъектов РФ отнесены к компетенции муниципалитетов, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ. В частности, отсутствие финансовых средств, достаточных для создания материально-технических, учебно-методических условий для реализации образовательных программ; специалистов, компетентных в вопросах управления деятельностью ДШИ; организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательной деятельности;

- отсутствуют нормативы в определении потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие, что не позволяет говорить о возможности определения критериев равноценного финансирования учреждений системы ДШИ в целом;

- отсутствуют сроки перехода с существующей дополнительной общеобразовательной программы ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие, что затрудняет обеспечить реализацию двух направлений централизованно и перейти на более эффективную модель образования;

- нормативно не закреплено понятие общеразвивающей образовательной программы обучения в ДШИ, а также не определены критерии и основы деятельности по данным программам, что не позволяет учреждениям приступить к их внедрению на местах и отказаться от существующей дополнительной общеобразовательной программы.

Предлагается:

- разграничить полномочия органов исполнительной власти следующим образом:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Министерство культуры РФ), определяет основные ФГТ к деятельности ДШИ - требования к содержанию программ/деятельности, требования к условиям реализации, критерии оценки качества и финансирования учреждений,

- субъекты РФ – на основании самостоятельно разработанных учреждениями на основе ФГТ программ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают финансирование образовательной деятельности учреждений, в том числе оплату труда работников, осуществление методической работы, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, оборудование, необходимое в образовательном процессе, музыкальные инструменты, расходные материалы, иные расходы, связанные с реализацией и освоением обучающимися программ;

- муниципальные образования – содержат материально-техническую базу ДШИ (коммунальные расходы, хозяйственные нужды, ремонт и содержание зданий и инженерных коммуникаций и пр.);

- на федеральном уровне определить нормативы потребности в учреждениях ДШИ (далее Нормативы ДШИ), в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие, исходя, в т.ч. из общего возможного объема субсидирования системы ДШИ. Такие нормативы необходимо определять по аналогии с методиками, определяющими иные объекты социальной инфраструктуры (общеобразовательные школы, поликлиники и пр.).

- определить сроки и условия перехода с существующей дополнительной общеобразовательной программы ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие, позволяющие в ближайшем будущем запустить реализацию предпрофессиональных программ, общеразвивающих и постепенно завершить обучение по дополнительным общеобразовательным программам;

- нормативно закрепить понятие общеразвивающие образовательные программы ДШИ, основы их разработки, внедрения и реализации.

3.2. Административное направление:

Проблемы:

- отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, реализации творческих мероприятий, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения;

- утрачены творческие и методические связи между ДШИ, средними и высшими учебными заведениями;

- отсутствует унифицированная классификация оказываемых услуг, что не создает единого пространства для достижения целей, поставленных перед системой ДШИ, а также затрудняет управление ею;

- отсутствуют эффективные инструменты контроля деятельности ДШИ, что снижает нацеленность учреждений на результат;

Предлагается:

- Минкультуры России и Минобрнауки России разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;

- разработать и внедрить систему кодификации деятельности системы ДШИ (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, учащихся, квалификации педагогов и пр.)

- внедрить современные инструменты и механизмы контроля в системе ДШИ, среди которых можно рассматривать:

а) электронный учет записи в учреждения;

б) электронный учет посещений занятий ДШИ;

в) внедрение единого сайта системы ДШИ (далее Сайт системы) на уровне субъекта РФ с функциями обратной связи с потребителями (внедрение практик анализа отзывов, размещения информации, публичных портфолио педагогов и т. п.).

3.3. Кадровый потенциал:

Проблемы:

- отсутствует достаточное количество квалифицированных кадров, что не позволяет реализовывать программы предпрофессионального образования на должном уровне;

- не осуществляется реализация образовательных программ в области подготовки профессиональных кадров для общеобразовательных школ в музыкальных ВУЗах, достаточно низкое качество подготовки учителей музыки в педагогических ВУЗах;

- отсутствует мотивация действующих кадров к самосовершенствованию и развитию, что влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг;

- не созданы условия для обучения и притока новых кадров в учреждения в связи с тем, что статус профессии в системе ниже, чем статус педагогов общего образования (количество часов работы за ставку в системе ДШИ выше, чем в системе общеобразовательных школ).

Предлагается — сформировать новую модель педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития, в частности:

- разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;

- внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы, в том числе путем открытой системы оценки и отзывов о работниках системы, в том числе, например: через Сайт системы («публичные портфолио»);

- разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) преподавание предпрофессиональных программ; 2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.

- создать систему профессиональной мотивации (престиж и признание, выдвижение на конкурсы, гранты, предоставление возможности реализации авторских методик и т.п.);

- осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области искусства в высших учебных заведениях, реализующих профессиональные программы в области искусства;

- ввести практику повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников системы на базе существующих учреждений дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переквалификации кадров; разработать соответствующие методики, рекомендации и программы;

- укрепить и развить систему организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ (методические региональные центры, ресурсные центры);

- предусмотреть, что проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ должно осуществляться с участием органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры;

- общеобразовательные школы и ДШИ сделать базами педагогической практики для соответствующих студентов творческих средних и высших образовательных учреждений;

- создать единую открытую базу вакансий на Сайте системы.

3.4. Финансово-экономическое направление:

Проблемы:

- отсутствует практика определения и реализации государственного[4] и социального[5] заказа, что не позволяет в условиях действующей рыночной экономики определить величину спроса как со стороны государства, так и со стороны общества на услуги, предоставляемые ДШИ, и соотнести полученные данные с фактическим предложением в каждом отдельно взятом регионе. Отсутствие аналитических данных не позволяет провести объективную работу по совершенствованию сети ДШИ.

- ограниченность бюджетов местного уровня не позволяет обеспечить реализацию программ в ДШИ на должном современном уровне;

- финансирование ДШИ производится по существующему количеству школ без анализа величины реального спроса на услуги, что, в ряде регионов, приводит к ситуации недостаточности школ и сложности получения соответствующих услуг, а других - сохранения школ «любой ценой» вне зависимости от реальной потребности в ее деятельности;

- существующие схемы финансирования определяются собственниками учреждений (муниципалитетами, субъектами РФ) самостоятельно, что приводит к неравным возможностям учреждений и, соответственно, различному качеству предоставляемой услуги на местах;

- финансирование ДШИ осуществляется по бюджетному принципу вне зависимости от результатов деятельности ДШИ;

- развитая практика взимания регулярных «добровольных» пожертвований с родителей.

Предлагается:

- внедрить практику подготовки государственного (на уровне субъектов РФ) и социального (на основе анализа общественного мнения и запросов) заказов;

- ввести подушевое финансирование ДШИ. Целью введения норматива подушевого финансирования (далее — НПФ) является определение объективной потребности в финансировании ДШИ в соответствии с реализуемыми ими программами в зависимости от направления программы (предпрофессиональная или общеэстетическая) и вида искусств. НПФ должны покрывать только те расходы, которые непосредственно связаны с реализацией программ обучающимся. Для этого необходимо на федеральном уровне закрепить базовые НПФ реализуемых программ, учитывая особенности и условия их преподавания, степень общественной значимости и пр., а субъектам РФ предоставить право увеличения базовых НПФ путем применения надбавочных коэффициентов (в зависимости от потребностей и финансовых возможностей субъектов). Кроме того, для исключения ситуации финансирования фактически отсутствующих учеников (записались, но перестали ходить на занятия) требуется данный вид финансирования основать на принципе фактического получения услуги, определяемой через систему электронного учета посещаемости;

- при определении объема финансирования школ исходить из соотношения величин: Нормативов ДШИ (см. стр.8), реальной величины спроса на услуги в соответствующем регионе и стоимости услуги. При недостаточности бюджетных средств для финансирования региона по итогам расчета, возможна реализация двух подходов: 1) определение количества бюджетных мест в учреждениях на основе Нормативов ДШИ, либо 2) передача части школ в оперативное управление коммерческим структурам на ограниченный период времени. Такой подход даст возможность сохранить существующую сеть и обеспечить предоставление услуг в школах на качественном уровне. Предполагается, что возврат школ из оперативного управления будет производиться постепенно по мере развития системы, повышения спроса на ее услуги.

- разработать и утвердить на федеральном уровне несколько моделей-шаблонов финансирования ДШИ, которые субъекты смогут принимать самостоятельно, выбирая наиболее предпочтительную модель с учетом специфики деятельности ДШИ в регионе, либо сочетать в деятельности несколько моделей. Для чего рекомендуется разработать на федеральном уровне и ввести в действие Положение о финансировании ДШИ. Предлагаемые исходные данные для Положения:

а) подушевое финансирование государственной услуги;

б) использование единого классификатора услуг (кодификация услуг);

в) периодическое (месячное, квартальное, годовое) авансовое финансирование с корректировкой по факту деятельности;

г) методика определения количества бюджетных мест;

д) введение норматива посещаемости занятий потребителями услуг (с целью исключения практики финансирования бюджетных мест, по факту посещаемых потребителями единичное количество раз и/или на нерегулярной разовой основе);

- разработать систему субсидирования ДШИ (условия выделения и распределения средств);

- в связи с ограниченностью бюджетных средств необходимо сделать упор на поддержке тех программ и направлений, которые обеспечивают оптимальное соотношение показателей государственного и социального заказов. При этом требуется определить категории граждан, направления программ, условия предоставления льгот и прочие необходимые исходные данные, на основании которых будет определяться объем финансирования и иной поддержки деятельности ДШИ. Конечной задачей является исключение существующей «распыленности» по финансированию программ путем ориентирования бюджетного финансирования исключительно на актуальные и социально-востребованные программы и направления.

- развитие практики государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций в систему.

3.5. Содержательное направление (программы, методики и пр.)

Проблемы:

- современный уровень развития, новые технологии, формы и методы творческого самовыражения открывают новые грани академических искусств, а также новые виды искусств. Деятельность в сфере фотографии, дизайна, современной музыки или танца, с одной стороны, все чаще становится профессиональной и требует соответствующей подготовки, с другой стороны, интересна и необходима детям для адаптации и социализации в современном мире. При этом существующая система ДШИ опирается на традиционные образовательные программы и методологические принципы, разработанные еще в ХХ веке, что приводит к несоответствию уровня услуг ожиданиям и потребностям потребителей;

- отсутствие методических основ реализации общеразвивающих программ.

Предлагается:

- провести «ревизию» оказываемых услуг в ДШИ и на федеральном уровне закрепить обязательный перечень услуг с учетом современных тенденций[6]:

а) по общеразвивающему направлению: рекомендуется сделать его зоной эксперимента, пространством освоения новых практик.

б) расширить перечень учебных предметов: театр, дизайн, кино, анимация, фото, архитектура, современный танец, мультимедиа-арт, современное искусство, фолк, современная музыка (неакадемические жанры) и т.п.[7]

в) для определения востребованных дисциплин (программ) использовать инструменты государственного и социального заказов (данные электронных систем посещаемости, отзывов на Сайте системы, потребности в специалистах и т. п.).

- ввести изучение существующих образовательных технологий и творческих практик зарубежных стран по разным видам искусства в творческих средних и высших образовательных учреждениях. Крайне важно инициировать и поддержать публикации описаний передового зарубежного опыта. Развивать системы стажировок молодых специалистов в странах, успешно использующих апробированные образовательные методики в сфере искусства. Приглашать с мастер-классами, семинарами ведущих зарубежных педагогов, разработчиков новых подходов;

3.6. организационное направление:

Проблемы:

- отсутствие норм, закрепляющих мероприятия по организации обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим направлениям — предполагается их осуществлять параллельно на базе каждой школы или предполагается материально-техническую базу каждого из направлений;

- в учебном процессе практически не используются современные технологии;

- неудовлетворительное состояние зданий и помещений, в которых располагаются ДШИ;

- критическое состояние технической оснащенности ДШИ — отсутствие парка музыкальных инструментов, оборудования, необходимого в образовательном процессе, учебников и учебных пособий, необходимых для обучения и т. п. (для осуществления предпрофессиональных программ этот пункт критичен: осуществлять начальное профессиональное обучение на разбитом или некачественном инструментарии невозможно. При этом родители далеко не всегда могут позволить себе приобрести качественный инструмент для ребенка.);

- для преподавания учебных предметов, особенно современных, требуется достаточно высокотехнологичное оборудование: звукоусилительная аппаратура, видеопроекционные системы или их аналоги, аппаратура для воспроизведения аудио и видеоматериалов, компьютеры и пр. Однако на сегодняшний день далеко не все школы оборудованы элементарными средствами телефонной или интернет связи.

- отсутствие полноценных доступных библиотечных фондов, необходимых для освоения учебных предметов;

- издательская деятельность по переизданию по переводу зарубежных изданий, необходимых для изучения мирового опыта, практик, носит, скорее, локальный опыт, что также приводит к снижению качества и уровня образования.

Предлагается:

- закрепить организационный порядок реализации предпрофессионального и общеразвивающего направлений;

- при организации учебного процесса, расчете НПФ (см.стр.11) в обязательном порядке закладывать средства на техническое перевооружение и оснащение ДШИ;

- провести инвентаризацию общего количества ДШИ по регионам; при необходимости, перераспределить объекты недвижимости по районам в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктур[8] и пожеланиями потребителей услуг, полученных через ресурсы обратной связи системы;

- провести техническую инвентаризацию объектов ДШИ с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности;

- провести работы по ремонту, благоустройству, переоснащению и модернизации материально-технической базы объектов ДШИ на основании данных инвентаризации, обеспечив бюджетное целевое финансирование по экономически и технически обоснованным сметам[9];

- внедрить требования обязательного планирования ДШИ на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;

- обеспечение ДШИ учебниками и учебно-методическими пособиями в необходимом количестве;

- развитие издательского направления, сотрудничество со специализированными российскими и зарубежными издательствами.

3.7. Информационное направление:

Проблемы:

- низкая информированность населения о деятельности ДШИ;

- отсутствие у контролирующих ведомств информации о степени удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг.

Предлагается:

- на Сайте системы (см.стр.9) размещать справочную информацию о деятельности ДШИ – расположение, направления деятельности, педагогический коллектив, условия приема и т.п.;

- обеспечить регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы Интернет (на Сайте системы, социальных сетях, форумах, сайтах электронных дневников), региональных, городских и районных средства массовой информации), распространение полиграфии на объектах социальной инфраструктуры (школы, поликлиники, торговые центры, фитнес-клубы и пр.);

- проводить регулярные социологические опросы, мониторинги общественного мнения с привлечением существующих научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений.

4. Определение критериев оценки качества оказываемых ДШИ услуг.

Критериями качества работы ДШИ должны быть:

- количество творческих мероприятий, организованных ДШИ самостоятельно или совместно с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры;

- количество принятых учеников и их сопоставление в количеством выпущенных учеников;

- достижения одаренных детей в творческих мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках, постановках, концертах, олимпиадах и т.п.);

- внедрение новых общеразвивающих дисциплин/программ;

- по предпрофессиональным программам:

а) соответствие качества подготовки выпускников требованиям ФГТ;

б) обеспечение качества подготовки абитуриентов для средних и высших профессиональных учебных заведений соответствующего профиля;

в) количество поступивших в средние и высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля в процентном отношении к общему количеству выпускников ДШИ.

- положительная оценка деятельности педагогов ДШИ (через систему обратной связи);

- наличие молодых специалистов в педагогическом коллективе школы, их становление и развитие;

- внедрение прогрессивных методов обучения, разработка авторских методик.

5. Необходимые действия для реализации Концепции.

На уровне РФ:

- перераспределить полномочия между федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, определив основы их деятельности, формы взаимодействия и порядок финансирования системы ДШИ.

Правительству РФ:

- внести поправки в Распоряжение Правительства РФ №1683-р от 19.10.1999 г. «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», определив нормативы потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие;

- внедрить требования обязательного планирования ДШИ на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;

- разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;

- разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) преподавание предпрофессиональных программ; 2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ, что позволит иметь объективные показатели квалификации работающих в системе людей; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля;

- внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы;

- разработать систе

Наши рекомендации