Ii. Cодержание учебного предмета
Предмет «Композиция прикладная» - это связующее звено между учебными предметами «Рисунок», «Живопись» и «Работа в материале». Многим учащимся трудно дается переход от законов и принципов изображения объектов в реалистическом искусстве к пониманию и созданию их декоративной выразительности в рамках предмета «Работа в материале». Поэтому содержание учебного предмета нацелено на развитие восприятия и понимания языка декоративного искусства, на развитие способностей понимать и применять в учебной и творческой работе принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства.
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Курс «Композиция прикладная» включает в себя четыре раздела:
· основы общей композиции;
· цветоведение;
· орнамент;
· стилизация и трансформация формы.
Шестой класс имеет иную структуру и состоит из одного раздела, содержание которого носит комплексный характер:
· эскизное проектирование.
Разделы повторяются каждый год и имеют различный уровень сложности.
В разделе «Орнамент» в первом классе учащиеся знакомятся с правилами построения линейного орнамента, во втором – замкнутого, в третьем – сетчатого, в четвертом - знакомятся с правилами создания монокомпозиции и в пятом классе пробуют свои силы в создании орнаментальной формы для прикладного применения в окружающей среде (например: костюм, интерьер).
В разделе «Цветоведение» учащиеся знакомятся с законами составления цветовых гармоний (от ахроматических до полихромных сложных цветовых тем).
В разделе «Стилизация и трансформация формы» учащиеся работают с растительными, животными и другими природными формами, а также с формами и предметами окружающей среды. В пятом классе разрабатывают темы, связанные с созданием многофигурных композиций или элементов костюма (для направления «текстиль»).
В разделе «Основы общей композиции» учащиеся знакомятся с законами и правилами составления композиции, в каждом классе задачи усложняются.Все темы связаны между собой и имеют интегрированные основы.
Например, стилизованная форма цветка используется и как основной мотив в орнаменте и может стать главной темой для работы в разделе «Цветоведение». При ограниченном количестве часов, отведенных на предмет, это дает возможность создавать интересные творческие композиции.
Порядок изучения разделов и количество тем может меняться в зависимости от задач и особенностей предмета «Работа в материале». Варианты стилизации и направленность орнаментальных композиций можно выбирать созвучно национальному колориту или в русле предмета «Работа в материале».
Работу в каждом разделе по теме можно рассматривать, как цикл заданий небольшого формата или - как объединенную общей задачей большую композицию.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать серия цветовых или графических работ небольшого формата или одна законченная композиция в рамках изучаемой темы в цвете или графическая.Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
В течение всех лет обучения рекомендуется создание учащимися портфолио из выполненных работ. Портфолио используется как личное методическое пособие на уроках «Композиция прикладная» и «Работа в материале», а также для самостоятельной работы учащихся.Данный вид работы формирует систему знаний в области «Композиция прикладная», позволяющую успешно сдавать вступительные экзамены в средние профессиональные организации и организации высшего образования по направлениям: «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн».
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Учебно-тематический план
При 5-летнем и 6-летнем сроках обучения изучение предмета начинается с первого класса, при 8-летнем и 9-летнем сроках обучения изучение предмета начинается с четвертого класса.
Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | ||||
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||
Первый год обучения I полугодие | |||||
Раздел 1. Основы общей композиции | |||||
1.1 | Вводная беседа. Понятие предмета «Композиция прикладная» | Урок | |||
1.2 | Изобразительные свойства композиции (линия, пятно, точка штрих) | Урок | |||
1.3 | Масштабирование формы и формата | Урок | |||
1.4 | Пропорциональность форм внутри формата (соразмерность предметов) | Урок | |||
1.5 | Ритм, метр | Урок | |||
1.6 | Симметрия и асимметрия | Урок | |||
1.7 | Динамика и статика | Урок | |||
Раздел 2. Стилизация Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы | |||||
2.1 | Рисунок с натуры | Урок | |||
2.2 | Силуэт | Урок | |||
2.3 | Трансформация формы предмета | Урок | |||
2.4 | Геометризация формы | Урок | |||
Итого первое полугодие | |||||
Первый год обучения II полугодие | |||||
Раздел 3. Цветоведение Характеристики цвета | |||||
3.1 | Цветовой круг (8 цветов) | Урок | |||
3.2 | Основные группы цветов | Урок | |||
3.3 | Насыщенные, ненасыщенные цвета | Урок | |||
3.4 | Темные и светлые | Урок | |||
3.5 | Теплые и холодные | Урок | |||
3.6 | Декоративная выразительность цвета | Урок | |||
Раздел 4. Орнамент Способы создания линейного орнамента | |||||
4.1 | Виды орнамента. Орнаментальная полоса | Урок | |||
4.2 | Принципы построения линейного орнамента | Урок | |||
4.3 | Орнаментальный мотив | Урок | |||
4.4 | Орнамент в полосе | Урок | |||
Итого второе полугодие | |||||
Итого первый год обучения | |||||
Второй год обучения I полугодие | |||||
Раздел 1. Стилизация Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы | |||||
1.1 | Копирование | Урок | |||
1.2 | Графические техники, как способ стилизации | Урок | |||
Раздел 2. Основы общей композиции Выявление композиционного центра | |||||
2.1 | Зрительный центр. Равновесие картинной плоскости | Урок | |||
2.2 | Способы выделения композиционного центра | Урок | |||
2.4 | Плоскостная композиция | Урок | |||
Итого третье полугодие | |||||
Второй год обучения II полугодие | |||||
Раздел 3. Орнамент Замкнутый орнамент. Способы построения замкнутого орнамента | |||||
3.1 | Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в круге) | Урок | |||
3.2 | Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в квадрате) | Урок | |||
3.3 | Орнаментальная композиция в круге | Урок | |||
Раздел 4. Цветоведение Ахроматическая, монохромная гамма | |||||
4.1 | Ахроматическая гамма | Урок | |||
4.2 | Монохромная гамма | Урок | |||
4.3 | Декоративная выразительность цвета | Урок | |||
Итого четвёртое полугодие | |||||
Итого второй год обучения | |||||
Третий год обучения I полугодие | |||||
Раздел 1. Стилизация Стилизация и трансформация предметов быта | |||||
1.1 | Натюрморт | Урок | |||
1.2 | Способы декоративизации натюрморта | Урок | |||
1.3 | Способы изменения характера натюрморта | Урок | |||
Раздел 2.Цветоведение Гармоничное сочетание двух цветов | |||||
2.1 | Цветовая пара. Контрасты | Урок | |||
2.2 | Цветовая пара. Нюансы | Урок | |||
2.3 | Изменение контраста в цветовой паре | Урок | |||
2.4 | Декоративная выразительность цвета | Урок | |||
Итого пятое полугодие | |||||
Третий год обучения II полугодие | |||||
Раздел 3.Основы общей композиции Доминанта и акцент в композиции | |||||
3.1 | Натурные зарисовки натюрморта с введением декоративности | Урок | |||
3.2 | Выделение доминанты | Урок | |||
Раздел 4. Орнамент Сетчатый орнамент. Способы построения сетчатого орнамента. Способы построение плетеного орнамента | |||||
4.1 | Композиционная структура сетчатого орнамента | Урок | |||
4.2 | Приемы построения сетчатого орнамента с помощью вспомогательной решетки | Урок | |||
4.3 | Способы построения плетеного орнамента | Урок | |||
Итого шестое полугодие | |||||
Итого третий год обучения | |||||
Четвертый год обучения I полугодие | |||||
Раздел 1.Основы общей композиции Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Выражение свойств и характера предметов | |||||
1.1 | Эмоциональные свойства линии | Урок | |||
1.2 | Эмоциональные свойства пятна (геометрические фигуры) | Урок | |||
1.3 | Фактура | Урок | |||
1.4 | Эмоциональная выразительность предметов | Урок | |||
Раздел 2. Стилизация Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы | |||||
2.1 | Натурная зарисовка | Урок | |||
2.2 | Орнаментально-художественная выразительность природной формы | Урок | |||
2.3 | Декоративная выразительность природной формы | Урок | |||
Итого седьмое полугодие | |||||
Четвертый год обучения II полугодие | |||||
Раздел 3. Цветоведение Колористическая композиция | |||||
3.1 | Колорит монохромный | Урок | |||
3.2 | Колорит в двухцветной гамме | Урок | |||
3.3 | Колорит полихромный | Урок | |||
Раздел 4. Орнамент Монокомпозиция. Выразительные средства построения монокомпозиции | |||||
4.1 | Выразительные средства монокомпозиции | Урок | |||
4.2 | Монокомпозиция «Природные формы» | ||||
Итого восьмое полугодие | |||||
Итого четвёртый год обучения | |||||
Пятый год обучения I полугодие | |||||
Раздел 1. Стилизация Стилизация фигуры человека | |||||
1.1 | Натурная зарисовка | Урок | |||
1.2 | Графические приемы стилизации фигуры человека | Урок | |||
1.3 | Способы выражения характера фигуры человека | Урок | |||
1.4 | Стилизация фигуры, приближенная к условно абстрактному | Урок | |||
Раздел 2.Основы общей композиции Средства и приемы общей композиции костюма | |||||
2.1 | Дизайн костюма как вид художественного творчества | Урок | |||
2.2 | Метр и ритм | Урок | |||
2.3 | Равновесие, симметрия, асимметрия | Урок | |||
2.4 | Контраст и нюанс | Урок | |||
2.5 | Статика и динамика | Урок | |||
Итого девятое полугодие | |||||
Пятый год обучения II полугодие | |||||
Раздел 3. Цветоведение Цветовая гармония | |||||
3.1 | Гармонизатор «Цветовой круг» | Урок | |||
3.2 | Цветовые гармонии | Урок | |||
Раздел 4. Орнамент Народный орнамент. Народный орнамент в предметах современности | |||||
4.1 | Орнамент народов мира | Урок | |||
4.2 | Народный костюм - источник творчества художника-модельера | Урок | |||
4.3 | Народный орнамент в аксессуарах и современной одежде | Урок | |||
Итого десятое полугодие | |||||
Итого пятый год обучения | |||||
Шестой год обучения | |||||
Раздел 1. Эскизный проект | |||||
1.1 | Выбор темы проекта | Урок | |||
1.2 | Изучение материала по выбранной теме | Урок | |||
1.3 | Концепция темы работы. Обоснование принятого решения | Урок | |||
1.4 | Порядок эскизного проектирования | Урок | |||
1.5 | Технический рисунок | Урок | |||
1.6 | Демонстрационный рисунок | Урок | |||
Итого шестой год обучения | |||||
Итого шесть лет обучения |
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения