Общая характеристика учебного коллектива.
Коллектив учащихся 7-х классов по своему составу неоднороден. С основным составом детей, нашими воспитанниками, прошедшими курс обучения в начальной школе удаётся установить педагогический контакт и работать в соответствии с заданными Стандартом параметрами.
Коллектив учащихся 7А имеет большой творческий потенциал, они эмоциональны, восприимчивы к музыкальному искусству, подают большие надежды.
Учащиеся 7Б очень ответственны, хорошо организованы в учебной деятельности, демонстрируют хороший уровень обученности.
В коллективе 7В есть яркие звёздочки, музыкально одарённые- Руденко Анастасия, Белисова Ксения, которым давать задания повышенной сложности. Так же группа учащихся
Этого класса имеют проблемы в освоении курса. Необходимо это учитывать и по возможности давать диффиринцированные задания, чтобы все учащиеся смогли успешно освоить образовательную программу по предмету «Музыка».
В 7 «Г» музыкальную одарённость имеет Яковлева Анна. Необходимо подготовить и отправить учащуюся на предметную районную теоретическую олимпиаду.
Информация о внесенных изменениях, внесенных в Примерную программу.
«Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
* Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы», М., Просвещение, 2007г., стр.6.
1.7 Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)
Учебно-методический комплект «Музыка». Авторы: Сергеева Г.П. (руководитель проекта), Е.Д. Критская.
Идеи Д.Б. Кабалевского в содержании УМК «Музыка»
- Духовно-нравственная направленность
- Связь с жизнью
- Опора на закономерности музыки (жанры, язык, образ, стиль)
- Методы познания, адекватные интонационной природе музыки
- Критерии отбора материала: художественность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность
- Целостность урока музыки
- Разнообразие видов музыкально-практической деятельности учащихся
Особенности содержания УМК «Музыка»
- Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта : фольклор, музыка религиозной традиции; «золотой фонд» классического наследия; современная (академическая и популярная) музыка;
- Усиление роли русского музыкального искусства: вхождение ребенка в мир музыки «от родного порога»;
- Концентрический принцип структурирования материала;
- Формирование музыкальной культуры учащихся на основе развития ассоциативно-образного мышления;
- Интеграция основного и дополнительного музыкально-эстетического образования и воспитания.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
1.8 Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод художественного контекста;
• метод создания «композиций»;
• метод перспективы и ретроспективы.
Слушание музыки.Обогащение опыта эмоционально – образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия ,и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Пение.Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки( классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Совершенствование вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально – пластическое интонирование.Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.
Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.
На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека
Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.
В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении, и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.
1.9 Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительны следующие формы организации учебного предмета: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа