Народное музыкальное творчество

Титульный лист

Музыка 5-6 классы

Цели и задачи учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования

Формирование у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.

Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.

В методологическую основу программы легли современные научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею познания обучающимися художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.

ФГОС Музыка:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью · эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам

Выпускник научится:

· понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

· анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

· определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

· различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

· понимать основной принцип построения и развития музыки;

· анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

· понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

· определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

· понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

· понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

· распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

· узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

· различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

· называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

· узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

· определять тембры музыкальных инструментов;

· называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

· определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

· владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· определять характерные особенности музыкального языка;

· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

· анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

· анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

· творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

· различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

· определять характерные признаки современной популярной музыки;

· называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

· анализировать творчество исполнителей авторской песни;

· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

· находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

· сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

· понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

· понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

· называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

· определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

· владеть навыками вокально-хорового музицирования;

· применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

· участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

· передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической деятельности;

· понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

· эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

· приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

· применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

· обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

· использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

· понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

· понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

· понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

· определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

· распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

· различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

· выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

· активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Содержание учебного предмета

«Музыка»

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Титульный лист

Музыка 5-6 классы

Цели и задачи учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования

Формирование у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.

Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.

В методологическую основу программы легли современные научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею познания обучающимися художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.

ФГОС Музыка:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью · эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам

Выпускник научится:

· понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

· анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

· определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

· различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

· понимать основной принцип построения и развития музыки;

· анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

· понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

· определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

· понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

· понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

· распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

· узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

· различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

· называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

· узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

· определять тембры музыкальных инструментов;

· называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

· определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

· владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· определять характерные особенности музыкального языка;

· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

· анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

· анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

· творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

· различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

· определять характерные признаки современной популярной музыки;

· называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

· анализировать творчество исполнителей авторской песни;

· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

· находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

· сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

· понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

· понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

· называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

· определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

· владеть навыками вокально-хорового музицирования;

· применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

· участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

· передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической деятельности;

· понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

· эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

· приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

· применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

· обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

· использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

· понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

· понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

· понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

· определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

· распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

· различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

· выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

· активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Содержание учебного предмета

«Музыка»

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Наши рекомендации