Тема: «Музыка – сестра живописи».

Цели урока:

Ø Повторить рассматриваемые на занятиях общие понятия для живописи и музыки.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø О. Лассо. Эхо (слушание).

Ø П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание).

Ø М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море (пение).*

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, таблицы со звукорядом, с динамическими оттенками.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит произведение Орландо Лассо «Эхо».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (Микеланджело Буонарроти)

II. Сообщение темы урока.

— Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти.

Он подсказывает тему нашего урока — «Музыка — сестра живописи».

III. Работа по теме урока.

Повторение изученного

— Мелодии обычно, вызывают у слушателя определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные либо более или менее ясные картины когда-то увиденного. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка.

Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал несомненной. Много общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах, употребляемых музыкантами и

художниками. И те, и другие, говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы можете назвать? (Динамика _ распределение в произведении уровней громкости, которые называются оттенками и нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.)

Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте представим себя переводчиками итальянского языка и попробуем перевести некоторые итальянские слова.

Учитель показывает карточки с оттенками музыкальной динамики, а дети отвечают.

— Как в живописи определяется динамика? (Рельеф и фон, одно находится на переднем плане картины, другое—на заднем.)

Понятие контраста

— Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним универсальным понятием, а называется оно — контраст, в литературе — антоним (темно — светло, высоко — низко, далеко — близко...).

В живописи контраст — это сопоставление цветов или масштабов. В музыке — сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.

Посмотрите внимательно на картину Эдуарда Николаевича Дробицкого «Жизнь и смерть» и прочитайте текст на стр. 150-151. Здесь вы видите противопоставление двух вечных философских категорий. В чём здесь контраст? (Светлая фигура — олицетворение жизни, мы видим её лицо, цвет одежды, цвет кожи. Тёмная фигура —олицетворение смерти, представляющая только очертания, силуэт без лица, без деталей, но он точно соответствует силуэту светлой фигуры. В руках тёмной фигуры предметы, которые символизируют богатство, исписанные страницы, то, к чему приходят к концу жизни.

Светлая фигура держит в руках зародыши жизни со всеми будущими делами и свершениями.)

Как мы уже говорили, в музыке используется принцип ладового, контраста — сопоставление мажора и минора. Возьмем для примера песню «Спокойно спи» № 1 из цикла Ф. Шуберта «Зимний путь».

Здесь при помощи контраста передается двойственность эмоционального состояния героя, психологическая глубина произведения.

Первая песня цикла — одно из самых трагических сочинений композитора, таящая в себе всё же проблески надежды.

Учитель исполняет фрагменты песни. После исполнения проводится анализ.

— Контраст можно также найти в многочисленных «пейзажных» пьесах: Таким примером как раз является прелюдия Клода Дебюсси «Паруса».

«Это более чем музыка, — писал композитор Мясковский о своих впечатлениях от сочинений К. Дебюсси, — и, выходя из концерта, чувствуешь себя окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов».

Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был признанным главой импрессионистов в музыке. Его звукопись была близка манере письма Клода Моне, Сислея, Тернера. Дебюсси, как и художники-импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего мира.

Использование в этом произведении приёма противопоставления регистров — контраст светлого, надуваемого морским ветром паруса и тёмной глади воды, всего необозримого морского пространства.

О регистрах говорят — высокий, низкий, средний. Понятие «высота».

применимо не только к регистрам, но и ко всем музыкальным тонам.

«Звуковысотность» — одно из основных понятий в музыке, которое означает распределение музыкальных звуков в пространстве.

Сколько всего нот? (Семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они отличаются между собой по высоте. Каждая следующая нота гаммы выше предыдущей.)

Табличка со звукорядом на доске.

— То есть в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание — это основа выразительности музыки. Наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз — к рокочущим басам, вверх — к сияющей звонкости голосов.

Именно поэтому, звуча одновременно (низ и верх), они возникли в пространстве собора, своей архитектурой отражающей стремление ввысь.

Может быть, поэтому великий мыслитель Гете говорил о том, что архитектура — это застывшая музыка. Собор — символ умолкнувшей музыки, музыка—как устремление линий собора.

Когда о музыке говорят, что это временное искусство, имеют в виду, что она звучит определенный промежуток времени, развитие музыки движется постепенно, такт за тактом.

Произведение изобразительного искусства тоже невозможно охватить целиком сразу. Картины требуют последовательного рассмотрения, требуют времени. Вот и ещё одна общая черта.

В процессе развития музыки появляются новые инструменты, то есть происходит поиск новых тембров, новых красок в музыке.

Введение гармоний, то есть сложение звуков в аккорды, аккордовые сочетания (показ на инструменте), наполнило музыку новым, да ещё каким выразительным, колоритом, способным выражать самые сложные

ассоциации.

Вслед за открывшимися явлениями пришли понятия, названия которых раньше входили в лексикон художников: гамма, тон, полутон, оттенок, нюанс, музыкальная краска, колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и мрачные мелодии.

Вокально-хоровая работа.

— Искусство звучащего пространства — определение, вполне подходящее для музыки. Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности — причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства.

Немало мальчишек отважных, наверно,

Читали когда-то романы Жюль Верна.

И так уж случилось, что каждый роман

Мальчишек тянул и тянул в океан.

Они оставляли потёртые книжки,

Из дома в моря убегали мальчишки.

Матросами, юнгами шли в океаны...

Потом вырастали из них капитаны.

Они становились солиднее, строже,

Был дорог им берег,

Но море — дороже.

Ребята, имена каких известных капитанов вам знакомы? Об одном из них мы с вами сегодня начнём разучивать песню.

Перечисляя знакомые им имена, называют и имя капитана Немо.

Учитель исполняет песню «Капитан Немо» из вокально-поэтического цикла «Песни героев любимых книг» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова. Затем песня разучивается.

IV. Итог урока.

— Итак, сегодня мы с вами дополнили свои знания о том, что же ещё общего у музыки и живописи. (А общего у них, оказывается, совсем немало. Например контраст. В живописи — это контраст цветов, масштабов, образов. В музыке — регистров, ладов... Оказывается, что оба эти вида искусства —понятия временные, ведь для того, чтобы внимательно изучить картину, требуется время. И у музыки, и у живописи есть такие общие понятия, как колорит, гамма...)

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдении», стр. 24-25.

***

Урок 25

Наши рекомендации