Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Технологический отчет по изучению техники живописи в музеях

Технологический отчет по изучению техники живописи в музеях

Гетманский Ю.

1. Объект копирования – «Этюд обнаженного натурщика» художника И. П. Маслова (учился в Академии художеств с 1872 по 1879 г.). «Этюд обнаженного натурщика» относится к 1876 году. Размер 67 / 105 см. Инвентарный номер по описи музея Академии художеств: Ж 648.

Сведений об исполнении и об авторе не нашел.

2. При анализе работы предполагаю:

а) Этюд выполнен на мелкозернистом холсте из льна.

б) Этюд выполнен на полумасляном грунте.

в) Была применена имприматура тепло-розового цвета, типа неаполитанской розовой.

г) Этюд был написан масляными красками, для связующего применено льняное, отбеленное, уплотненное масло.

д) По окончании работы нанесен слой покрывного лака.

3. Подбор палитры:

а) неаполитанская желтая,

охра светлая,

охра золотистая,

охра красная,

(…) красная

умбра жженая,

умбра натуральная,

ван-дик коричневый,

кадмий красный светлый,

б) Связующее – лак бальзамно-масляный.

Холст.

Для копии, за неимением нового холста, я применил отстиранный от старой работы мелкозернистый холст отечественного производства.

Грунт.

Грунт клеевой. Рыбий клей – два раза (клей готовый, из грунтовочной мастерской института). И три слоя грунта. (Ред. – Клей не должен быть крепче 3-х %, так как переклееный холст может привести к грунтовым кракелюрам).

Имприматура.

В качестве имприматуры, за неимением неаполитанской розовой, я применил тонкий слой охры золотистой на бальзамно-масляном лаке.

Подготовительный этюд.

В подготовительном этюде я проверил подбор палитры и выбранную имприматуру. Палитра и имприматура выбраны удачно.

Рисунок.

Рисунок я выполнил, предварительно перенеся с фотографии по клеточкам на «картон» и прорисовав с оригинала, перенес припорохом сухой умброй жженой на холст.

Прорисовка.

Прорисовка была произведена умброй жженой с прокладкой тоном теней по телу, волосам, бороде, и прорисовка деталей и фона (в тоне, жидко).

Фон и детали интерьера.

После этого я приступил к закладке фона и деталей интерьера (подиума, ящика, тряпки, подушки). В вариациях фона: в холодных – охра светлая + умбра натуральная + умбра жженая. В теплых – умбра жженая + охра светлая, иногда охра золотистая + ван дик. Все это выполнялось в технике протирки.

Подиум – умбра жженая + охра светлая, охра светлая + умбра натуральная, ван-дик коричневый.

Красная тряпка и подушка – по просохшей умбристой подготовке и по протертой лаком поверхности – английская красная (по светам). В тенях: умбра натуральная + охра светлая, охра светлая + ван-дик, ван-дик + умбра натуральная (в протирку с лаком, жидко).

Ящик – умбра натуральная + охра светлая.

Прокладка полутонов тела и теней.

Тени – умбра жженая + охра светлая, ван-дик + охра светлая, умбра натуральная + неаполитанская желтая или охра светлая.

Полутона – умбра натуральная + неаполитанская желтая, умбра жженая + неаполитанская желтая, английская красная + неаполитанская желтая, охра светлая + умбра натуральная.

Прокладка светов.

Неаполитанская желтая + охра красная, неаполитанская желтая + умбра жженая, неаполитанская желтая + умбра натуральная.

Волосы и борода.

Тени – ван-дик, умбра жженая, умбра натуральная.

Света – умбра натуральная + неаполитанская желтая.

5. При каждой прописке заметно прожухание и ослабление тонов. (Ред. – Прожухание происходит от того, что полувысохший слой краски тянет масло из нового слоя). Наблюдается прохождение на обратную сторону холста уайт-спирита из бальзамно-масляного лака. (Ред. – Бальзамно-масляный лак в настоящее время не выпускается и точный состав его неизвестен). Думая, что это связано с плохим клеем, хотя холст немного кажется переклеенным. (Клей для проклейки брал в грунтовочной, грунт выполнил на этом же клее).

Наши рекомендации