Тема: «Музыка – сестра живописи».
Цели урока:
Ø Повторить рассматриваемые на занятиях общие понятия для живописи и музыки.
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø О. Лассо. Эхо (слушание).
Ø П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание).
Ø М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Ø Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море (пение).*
Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, таблицы со звукорядом, с динамическими оттенками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит произведение Орландо Лассо «Эхо».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (Микеланджело Буонарроти) |
II. Сообщение темы урока.
— Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти.
Он подсказывает тему нашего урока — «Музыка — сестра живописи».
III. Работа по теме урока.
Повторение изученного
— Мелодии обычно, вызывают у слушателя определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные либо более или менее ясные картины когда-то увиденного. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка.
Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал несомненной. Много общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах, употребляемых музыкантами и
художниками. И те, и другие, говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.
На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы можете назвать? (Динамика _ распределение в произведении уровней громкости, которые называются оттенками и нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.)
Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте представим себя переводчиками итальянского языка и попробуем перевести некоторые итальянские слова.
Учитель показывает карточки с оттенками музыкальной динамики, а дети отвечают.
— Как в живописи определяется динамика? (Рельеф и фон, одно находится на переднем плане картины, другое—на заднем.)
Понятие контраста
— Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним универсальным понятием, а называется оно — контраст, в литературе — антоним (темно — светло, высоко — низко, далеко — близко...).
В живописи контраст — это сопоставление цветов или масштабов. В музыке — сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.
Посмотрите внимательно на картину Эдуарда Николаевича Дробицкого «Жизнь и смерть» и прочитайте текст на стр. 150-151. Здесь вы видите противопоставление двух вечных философских категорий. В чём здесь контраст? (Светлая фигура — олицетворение жизни, мы видим её лицо, цвет одежды, цвет кожи. Тёмная фигура —олицетворение смерти, представляющая только очертания, силуэт без лица, без деталей, но он точно соответствует силуэту светлой фигуры. В руках тёмной фигуры предметы, которые символизируют богатство, исписанные страницы, то, к чему приходят к концу жизни.
Светлая фигура держит в руках зародыши жизни со всеми будущими делами и свершениями.)
Как мы уже говорили, в музыке используется принцип ладового, контраста — сопоставление мажора и минора. Возьмем для примера песню «Спокойно спи» № 1 из цикла Ф. Шуберта «Зимний путь».
Здесь при помощи контраста передается двойственность эмоционального состояния героя, психологическая глубина произведения.
Первая песня цикла — одно из самых трагических сочинений композитора, таящая в себе всё же проблески надежды.
Учитель исполняет фрагменты песни. После исполнения проводится анализ.
— Контраст можно также найти в многочисленных «пейзажных» пьесах: Таким примером как раз является прелюдия Клода Дебюсси «Паруса».
«Это более чем музыка, — писал композитор Мясковский о своих впечатлениях от сочинений К. Дебюсси, — и, выходя из концерта, чувствуешь себя окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов».
Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был признанным главой импрессионистов в музыке. Его звукопись была близка манере письма Клода Моне, Сислея, Тернера. Дебюсси, как и художники-импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего мира.
Использование в этом произведении приёма противопоставления регистров — контраст светлого, надуваемого морским ветром паруса и тёмной глади воды, всего необозримого морского пространства.
О регистрах говорят — высокий, низкий, средний. Понятие «высота».
применимо не только к регистрам, но и ко всем музыкальным тонам.
«Звуковысотность» — одно из основных понятий в музыке, которое означает распределение музыкальных звуков в пространстве.
Сколько всего нот? (Семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они отличаются между собой по высоте. Каждая следующая нота гаммы выше предыдущей.)
Табличка со звукорядом на доске.
— То есть в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание — это основа выразительности музыки. Наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз — к рокочущим басам, вверх — к сияющей звонкости голосов.
Именно поэтому, звуча одновременно (низ и верх), они возникли в пространстве собора, своей архитектурой отражающей стремление ввысь.
Может быть, поэтому великий мыслитель Гете говорил о том, что архитектура — это застывшая музыка. Собор — символ умолкнувшей музыки, музыка—как устремление линий собора.
Когда о музыке говорят, что это временное искусство, имеют в виду, что она звучит определенный промежуток времени, развитие музыки движется постепенно, такт за тактом.
Произведение изобразительного искусства тоже невозможно охватить целиком сразу. Картины требуют последовательного рассмотрения, требуют времени. Вот и ещё одна общая черта.
В процессе развития музыки появляются новые инструменты, то есть происходит поиск новых тембров, новых красок в музыке.
Введение гармоний, то есть сложение звуков в аккорды, аккордовые сочетания (показ на инструменте), наполнило музыку новым, да ещё каким выразительным, колоритом, способным выражать самые сложные
ассоциации.
Вслед за открывшимися явлениями пришли понятия, названия которых раньше входили в лексикон художников: гамма, тон, полутон, оттенок, нюанс, музыкальная краска, колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и мрачные мелодии.
Вокально-хоровая работа.
— Искусство звучащего пространства — определение, вполне подходящее для музыки. Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности — причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства.
Немало мальчишек отважных, наверно,
Читали когда-то романы Жюль Верна.
И так уж случилось, что каждый роман
Мальчишек тянул и тянул в океан.
Они оставляли потёртые книжки,
Из дома в моря убегали мальчишки.
Матросами, юнгами шли в океаны...
Потом вырастали из них капитаны.
Они становились солиднее, строже,
Был дорог им берег,
Но море — дороже.
Ребята, имена каких известных капитанов вам знакомы? Об одном из них мы с вами сегодня начнём разучивать песню.
Перечисляя знакомые им имена, называют и имя капитана Немо.
Учитель исполняет песню «Капитан Немо» из вокально-поэтического цикла «Песни героев любимых книг» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова. Затем песня разучивается.
IV. Итог урока.
— Итак, сегодня мы с вами дополнили свои знания о том, что же ещё общего у музыки и живописи. (А общего у них, оказывается, совсем немало. Например контраст. В живописи — это контраст цветов, масштабов, образов. В музыке — регистров, ладов... Оказывается, что оба эти вида искусства —понятия временные, ведь для того, чтобы внимательно изучить картину, требуется время. И у музыки, и у живописи есть такие общие понятия, как колорит, гамма...)
V. Домашнее задание.
«Дневник музыкальных наблюдении», стр. 24-25.
***
Урок 25