Некоторые виды практических заданий и игр, направленных на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики
«Сложи букву».
Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).
Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
«Узнай букву».
Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.
Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
«Прятки»
Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
«Путаница»
Узнавание букв, написанных с наложением.
Приложение 4. Шпаргалка для родителей
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что
o «Наша речь состоит из предложений.
o Предложение — это законченная мысль.
o Предложения состоят из слов.
o Слова состоят из звуков.
o Звук — то, что мы слышим и произносим.
o Буква — то, что пишем и читаем.
o Звук на письме обозначается буквой.
o Звуки бывают гласные и согласные.
o Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).
o Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
o Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р\
o Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
o Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Приложение 5 Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко
Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Шире всех открывает рот - звук ....
Губы трубочкой вытягивает - звук ....
На вытянутый кружок губы похожи у звука ....
Самая широкая улыбка у звука ....
Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук ....
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук ....
Приложение 6 Звуковая зарядка
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
Приложение 7 Игры с использованием наглядного материала «Живые звуки»
Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.
Примечание. Ритм — чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью (серия ударов с длинными и короткими интервалами, закономерное чередование музыкальных звуков и т. д.).
Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.
Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).
1. «Поющие звуки» — воспроизводить ритм по заданной схеме (СНОСКА: Примерные варианты ритмических схем даны ниже).