Упражнения на развитие мелкой моторики

Погладим котенка

— Киса, кисонька, кисуля! — Одной, затем другой рукой сделать.

Позвала котенка Юля. расслабляющие движения для пальцев.

—Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять — Поочередно разгибать все пальцы,

Вышли пальчики гулять. начиная с мизинца, затем сгибать

Раз-два-три-четыре-пять — их в том же порядке. В домик спрятались опять.

Мы считаем

Можно пальчики считать: Поочередно разгибать все пальцы

Раз-два-три-четыре-пять. правой (затем левой) руки, начи-

На другой руке — опять: ная с большого пальца.

Раз-два-три-четыре-пять.

Мизинчик

Маленький Мизинчик Кисть руки сжать в кулачок.

Плачет, плачет, плачет. Поочередно разгибать падьцы,

Безымянный не поймет: начиная с мизинца.

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— Может, хочешь кушать? А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку, Говорит: — Не надо плакать, На, поешь немножко!

И. Токмакова

Я сам

Ложка — это ложка, Сжав руку в кулак, подносят ее ко рту — Ложкой суп едят. «едят суп».

Тряпка — это тряпка, Вращая кистью руки, «вытирают стол». Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка, Двумя руками «надевают шапку на голову». Оделся и пошел.

Зайка умывается

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, вымыл ухо, Полотенцем вытер сухо.

Дети имитируют движения умывания и вытирания.

Умывание

Льется чистая водица, Дети имитируют движения по тексту.

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Упражнения за столом

Червячки шевелятся

Ладони лежат на столе. Поочередно поднимать и опускать пальцы. Пальчики сошлись

Ладони лежат на столе. Разводить пальцы и сводить их вместе. Бегают человечки

Указательным и средним пальцами сяачала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу. Дождик идет

Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусо­гнуты. Ногтями ударять по столу. Пальчики танцуют

Три пальца (любые) обеих рук одновременно легкими движе­ниями передвигаются в разных направлениях. Пальчики упрямятсяПоочередно сгибать пальцы обеих рук. У киски Царапки мягкие лапки

Руки лежат на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.Пальчики здороваются

Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не раз­мыкая их, сближать пальцы навстречу друг другу. Изобретательные пальчики

Показывать пальцами и кистями рук «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «солнечные лучи», «козу», «ножницы», «за­мок», «мостик» и т.д.

Кулак — кольцо

Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указатель­ный, средний, безымянный, мизинец) по очереди образовывать кольцо с большим пальцем. Затем то же, но руки поменять.

Домик

На полянке дом стоит, Движения выполняются согласно

Ну а к дому путь закрыт. тексту.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

Повстречались

Повстречались два котенка — На каждую фразу одновременно Мяу-мяу, соединять одноименные пальцы

Два щенка — ав-ав, правой и левой руки по одному,

Два жеребенка — иго-го, начиная с мизинца.

Два тигренка — р-р-р, Два быка — му-у-у-у!

Смотри, какие рога! Показать рога, одновременно вы-

прямить указательные пальцы и мизинцы.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять! По очереди загибать пальцы на правой

руке.

Будем пальчики считать: Сжимают и разжимают кулачки.

Крепкие, дружные, По очереди загибают пальцы на

Все такие нужные! левой руке. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые,

Хотя не очень... чистые. Машут пальцами обеих рук.

Коза и козленок

Идет коза рогатая, Указательным пальцем и мизинцем

Идет коза бодатая. изображают рога.

За ней козленочек бежит, Пальцы соединяют в щепотку, опус-

Колокольчиком звенит. кают вниз — «колокольчики козлят».

Упражнения на умение соотносить движения с текстом

Король Боровик не в духе

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Его покусали мухи.

Фонарики

Вариант 1

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Вариант 2 (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два». На «раз» — пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты; на «два» — пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем уско­рить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками.

Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!

Печем блины

Вариант 1 4

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной ки­сти и ладонью.

Мама нам печет блины, Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.

Вариант 2

Левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной сто­роной. Смена позиции: левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или сопровож­дая движения стихами (см. вариант 1). Дом

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить — это «труба». Посмотри на дом с трубой. В нем мы будем жить с тобой. Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

Вот стоит огромный дом, Дом ужасно важный. Сто окошек в доме том! — Он многоэтажный.

Кошка

Вариант 1

Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.

Маленькая кошка Села у окошка. Хвостиком играет, Мышку поджидает.

Вариант 2

Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и раз­вести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка, Будет дождик за окошком.

Игра с шариками

1. Попасть шариком в цель.

2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцами, удержать шарик одним согнутым пальцем.

Лепка из пластилина

Слегка разогрев, размяв руками пластилин, показать, как скатать из него шарик, вращая кусочек пластилина между ладонями.

Расплющить шарик в лепешку большим и указательным паль­цами. Скатать жгутик. Вылепить из жгутиков баранку, крендель. Спле­сти из двух жгутиков канатик. Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок. Со временем малыш научится выполнять более труд­ную работу: вылепить корзину, тарелку.

Волшебный шнурочек

Вверх шнурок, Попеременно обводить шнурком каждый палец — Вниз шнурок сверху вниз от указательного до мизинца и обратно. И еще, еще разок. А теперь — наоборот, Вот шнурок назад идет. Пальчик вверх, Пальчик вниз, Этот вверх, вот опустись! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик!

Футбол

Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута — это «воро­та». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол», подталкивая шарик к левой ладони.

Карандаш

Дать ребенку карандаш, пусть он поместит его между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладони к кончикам пальцев.

Собираем ягоды

Расслабить кисть левой руки (пальцы опущены). Ребенок изобра­жает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимает с ветки ягоды».

Пальчики моются

Согнутые указательные пальцы одной руки смыкаются с согну­тыми пальцами другой руки в замочек и шевелятся.

Пальчики здороваются

Кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются — мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.

Бутончик

Кончики пальцев собираем в горстку, а затем ладошка раскрыва­ется — «цветок раскрылся навстречу солнцу».

Коза рога гая,.

Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на со­гнутых безымянном и среднем. Чередующимися движениями вверх-вниз приближаем руку к ребенку.

Приложение 6

Наши рекомендации