У. Развитие мелкой моторики

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Неделя № урока Предмет Тема Кол-во часов
Тетрадь № 1
Развитие речи Звуки вокруг нас. Лексическая тема: Домашние птицы.  
Грамота Слово. Лексическая тема: Насекомые.  
Развитие речи Как звучат слова. Лексическая тема: У реки.  
Грамота Слог. Лексическая тема: Цветы и ягоды.  
Грамота Ударение. Лексическая тема: домашние животные.  
Развитие речи Предложение. Лексическая тема: Домашние животные.  
Грамота Звук [а]. Буквы А, а  
Развитие речи Звук [у]. Лексическая тема: Овощи и фрукты.  
Грамота Звук[у]. Буквы У, у  
Грамота Буквы А-У. Учимся читать.  
Развитие речи Звук [о]. Лексическая тема: Осень в лесу.  
Грамота Звук[о]. Буквы О, о.  
Развитие речи Звук [и] Лексическая тема: Игрушки. Игры.  
Грамота Звук[и], буквы И, и.  
Грамота Звук[ы]. Буквы Ы, ы  
Развитие речи Звук [э]. Лексическая тема: Бытовые приборы.  
Грамота Звуки[э]. Буквы Э, э  
Развитие речи Звуки[м], [м']. Лексическая тема: В магазине.  
Грамота Звуки[м], [м']. Буквы М, м  
Грамота Грамота и письмо. Закрепление.  
Тетрадь №2
Развитие речи Звуки[н], [н']. В гостях у гномов  
Грамота Звуки[н], [н']. Буквы Н, н  
Развитие речи Звуки[л], [л']. Лексическая тема: Лесная школа.  
Грамота Звуки[л], [л']. Буквы Л, л  
Грамота Закрепление  
Развитие речи Лексическая тема: Мой Казахстан.  
Грамота Звук[й']. Буквы Й, й  
Развитие речи Звуки [й 'а].Лексическая тема: Кругом вода  
Грамота Звуки[й'а]. Буквы Я, я  
Грамота Буквы А-Я  
Развитие речи Звуки[й'у]. Лексическая тема: Юрта.  
Грамота Звуки[й'у]. Буквы Ю, ю  
Грамота Буквы У-Ю  
Развитие речи Лексическая тема: Моя семья.  
Грамота Звуки[й'э]. Буквы Е, е  
Грамота Звуки[й'о]. Буквы Ё, ё  
Грамота Буквы е, ё после согласной  
Тетрадь №3
Развитие речи Звуки[с], [с']. Лексичес5кая тема: Мебель  
Грамота Звуки[с], [с']. Буквы С, с  
Развитие речи Звуки[з], [з']. Лексическая тема: Зимние забавы.  
Грамота Звуки[з], [з']. Буквы З, з  
Грамота Звуки[с], [с'] - [з], [з']. Буквы С-З.  
Развитие речи Звуки[г], [г']. Лексическая тема: Зимующие птицы  
Грамота Звуки[г], [г]. Буквы Г, г  
Развитие речи Звуки[к], [к']. Лексическая тема: Посуда.  
Грамота Звуки[к], [к']. Буквы К, к  
Грамота Звуки[к], [к'] - [г], [г']. Буквы К- Г  
Развитие речи Звуки[б], [б']. Лексическая тема: В зоопарке.  
Грамота Звуки[б], [б']. Буква Б, б  
Развитие речи Звуки[п], [п']. Лексическая тема: Одежда, обувь и головные уборы.  
Грамота Звуки[п], [п']. Буквы П, п  
Грамота Звуки[б], [б']- [п], [п']. Буквы Б-П  
Развитие речи Звуки[х], [х'].Лексическая тема: Хлеб.  
Грамота Звуки[х], [х']. Буквы Х, х  
Развитие речи Звуки[т], [т']. Лексическ5ая тема: Мамин день  
Грамота Звуки[т], [т']. Буквы Т, т  
Развитие речи Звуки[д], [д']. Лексическая тема: Ранняя весна  
Грамота Звуки[д], [д']. Буквы Д, д  
Грамота Звуки[т], [т']-[д], [д']. Буквы Д-Т  
Тетрадь №4
Развитие речи Звук [ш]. Лексическая тема: Наурыз.  
Грамота Звук[ш]. Буквы Ш, ш  
Развитие речи Звук [ж]. Лексическая тема: Дикие животные.  
Грамота Звуки[ж]. Буквы Ж, ж  
Грамота Звуки[ш], [ж]. Буквы Ш-Ж  
Развитие речи Звуки[в], [в']. Лексическая тема: Профессии.  
Грамота Звуки[в], [в']. Буквы В, в  
Развитие речи Звуки[ф], [ф']. Лексическая тема: Мой город  
Грамота Звуки[ф], [ф']. Буквы Ф, ф  
Грамота Звуки[в], [в']-[ф], [ф']. Буквы В-Ф  
Развитие речи Звуки[ч']. Лексическая тема: Полевые цветы.  
Грамота Звук [ч']. Буквы Ч, ч  
Развитие речи Звуки[щ']. Лексическая тема: Строительство дома.  
Грамота Звук [щ']. Буквы Щ, щ  
Грамота Звук [ц]. Буквы Ц, ц. В цирке.  
Развитие речи Звуки[р], [р']. Лексическая тема: Времена года. Природные явления.  
Грамота Звуки[р], [р']. Буквы Р, р  
Развитие речи Лексическая тема: В мире книг.  
Грамота Буква Ь  
Грамота Буква Ъ  
Развитие речи Лексическая тема: Алфавит.  
  Итого: Грамота-48 часов 80ч.
Развитие речи – 32 часа

Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте и письму.

Пояснительная записка

Цели и задачи интегрированного курса по развитию речи и обучению грамоте и письму определены в «Программе предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы».

Но нам хотелось бы подчеркнуть особо одну из них, а именно, - «развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенци­ального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка», - которая нами определяется как главная в программе подготовки дошкольников.

В процессе реализации всех программных задач основной акцент в ра­боте по данному курсу ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Большая часть отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети практически 'знакомятся с понятием звук, буква,слог', слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие, шипящие и свистящие.

Поэтапная работа над каждым 'звуком строится следующим образом: выявление артикуляционных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в 'звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;

-- определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;

- сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним 'звуками;

- сравнение слогов, а затем слов по звуковому (и слоговому) составу;

изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

- образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых

фрагментов из других слов;

-- знакомство с буквой;

- чтение слогов.

Особенностью данного курса является использование звуковой символи­ки. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которой дети не только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в слоге, что обеспечивает обу­чение чтению. Такой способ наглядности также позволяет существенно расширить возможности работы по звуковому и слоговому анализу слов, сделать доступным для ребенка понимание его наиболее сложных сторон. Звуковое «чтение» предваряет букварное, т.к. формирует фонетико-фонетическую базу для последующего чтения по буквам. Непосредственно же чтение по буквам ограничивается чтением по слогам. Дальнейшее развитие умений чтения осу­ществляется в процессе обучения детей в начальной школе.

Авторы стоят на следующей позиции: целью дошкольной подготовки является не обучение чтению, а развитие ребенка, создание необходимой базы обучения чтению в 1-м классе, предупреждение ошибок в чтении.

Данный курс подготовки детей к обучению грамоте включает в себя эле­менты логопедической методики (в ее создании принимал участие логопед), которая ориентирована не только на обучение чтению на основе развития фонетико-фонематических способностей детей, но и на предупреждение оши­бок в чтении и письме. В отдельных случаях в описании занятий в скобках приводятся варианты ответов детей, зафиксированные в ходе апробации курса. Они помогут воспитателю продумать дополнительные наводящие вопросы. В некоторых случаях при водятся также варианты вопросов.

В пособии предложена определенная структура занятия с детьми 6 -7 лет. А) Этапы 'Занятия по развитию речи:

1. Организационный - сообщение темы занятия.

Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перей­ти к теме занятия.

П. Актуализация - беседа по рисунку. Работа над предложением и словом. Его цель - подготовить почву для активного усвоения нового материала, создать проблемную ситуацию, стимулирующую активность детей к поиску ее решения (этап мотивации).

НОВЫЙ материал.

1.Выделение нового звука.

2.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Артикуляционная гимнастика.

На данном этапе реализуются следующие задачи: уточняется артикуляция (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); показыва­ется произношение 'звука с использованием зеркала; уточняются акустические признаки звуков (глухие или звонкие, твердые или мягкие, гласные или со­гласные); звуки обозначаются цветовыми символами; определяется их место в звуко-буквенном ряду.

IV. Закрепление.

1. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Работа по формированию выразительности речи.

2. Словарная работа. Обогащение лексического словаря.

На этих этапах занятий решаются следующие задачи: развитие фонемати­ческого восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение грамматическими категориями словоизменения 11 словообразования, постижение смысла и многозначности слов; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простым и и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части 'занятия. Основные 'задачи физминутки - это снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального 'заряда; выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Музыка и ритмичные дви­жения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему и предлагаются различные формы проведения физминуток.

3.Работа над предложением (словосочетанием).

4.Развитие связной речи.

На данных этапах занятия решаются следующие задачи: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуа­лизация накопленного словаря; формирование связности и четкости выска­зываний; работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; анализ и синтез словесного состава предложения: развитие воображения и творческой фантазии, словотворчес тва, мелодико-интонационных и просодических компонснтов (ритма, ударения и интонации).

У. Развитие мелкой моторики.

Цель: развитие мелкой моторики руки (развитие мышц кисти руки, ко­ординация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки), отработка дифференциации правых и левых частей тела, формирование ори­ентации в окружающем пространстве и на плоскости.

VI. Итог;

На заключительном этапе занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Здесь должна присутствовать положительная эмоцио­нальная оценка, например: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами!», Обязательное условие - передача положительных эмоций. Здесь нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит, если активно работать, все получиться. Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышал в следующий раз?» и т. д. Итог занятия может быть предложен в игровой форме,

Б) Этапы занятия по обучению грамоте и письму:

L. Организационный момент. Введение в тему (побуждение, сообще-

Ние темы).

П. Новый материал.

1.Выделение нового звука. Характеристика звука.

2.Знакомство с буквой,

111. Обучение чтениюслогов, слов, предложений с изучаемой буквой.

Второй и третий этапы занятия предусматривают решение следующих

задач: познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый 'звук; научить детей читать эту букву, а также слоги, слова и предложения с ней.

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, начинается обычно с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети разыскивают новую букву в звуко-буквенном ряду. Строчная и заглавная буквы сравниваются - отмечаются их сходство и различие. Затем определяется, на что похожа та или иная буква, т.е. при совместном творчестве либо по инициативе

воспитателя создается зрительный образ буквы,

IV. Письмо.

Цель: учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать карандаш (ручку) и ориентироваться на листе: дети знакомятся с линовкой и косой линией: осваивают методику работы по раскрашиванию рисунков (штриховку) как один из самых легких видов деятельности по развитию согласованных дей­ствий зрительного и двигательного анализаторов и укреплению двигательного аппарата пишущей руки.

Они выполняют упражнения с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами: раскрашивание мелкими штрихами с возвратом: центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка): штриховку длинными параллельными отрезками.

Дети осваивают направления движений ручки: рисование (написание)

линий вверх, вниз, вправо, влево, рисуют узоры по клеткам и линиям, а также выполняют следующий ряд упражнений: обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, само­стоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков), копирование, печатанье, списывание и т.д.; начинает формироваться навык письма по слуху, пол диктовку, самостоятельного написания букв, слогов и слов.

Параллельно на том же самом материале у детей развиваются внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на не­скольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

У. Итог.

В) 'Этапы занятия по обучению грамоте и письму (закрепление):

Организационный момент.

11.Актуализация.

111. Новый материал. IV.Обобщение.

У. Письмо.

VI. Итог.

В учебном пособии представлен богатый иллюстративный материал, который избавит преподавателя и родителей от подбора необходимых рисунков. При желании, конечно, можно использовать и дополнительный наглядный и раздаточный материал. Например, отдельные картинки на тот или иной 3ВУК или задания для развития звуко-слогового анализа, требующие дополнительной наглядности.

Для работы с учебными тетрадями необходимо иметь только набор цвет­ных карандашей и маленькое зеркальце - для выяснения способа произнесения того или иного звука.

При необходимости можно использовать картинки для работы над связной речью. В этом случае детям предлагается пересказать прослушанную историю пли составить свой рассказ по картинкам.

Учебный материал занятий вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных. Одновременно у детей фор­мируется представление о явлениях языка.

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных за­даний и упражнений. Предполагается и групповая работа, и самостоятельное выполнение заданий в учебной тетради. Достаточно большой объем учебного материала предоставляет преподавателю возможность при необходимости вос­пользоваться им избирательно, исходя из индивидуальных возможностей детей. Для этого достаточно использовать лишь часть 'заданий. Главное чтобы дети усвоили навык работы, необходимый для их выполнения. Желательно сохранить структуру занятия и последовательность изложения материала, предложенные в методических рекомендациях, объем же материала воспитатель может регу­лирован, по своему усмотрению.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием рече­вых игр, что позволяет детям успешно овладеть 'Звуковым анализом, с интересом наблюдать 'за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подастся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать. выби­рать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятель­ности- творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Учебный материал для развития внимания и мышления представлен в виде ребусов и игровых заданий со звуками и словами, в сравнении слогов и слов, сходных по 'звуковому составу.

Данный курс включает в себя 48 часов обучения грамоте и письму (ОГП) и 32 часа развития речи (рр) -- всего 80 занятий.

Занятия по курсу представляют собой интеграцию заданий и упражнений по развитию речи, грамоте и письму и проводятся В фронтальной форме в помещении группы. Частотность и последовательность проведения занятий такая: первая неделя - 2 'занятия (РР + ОГП), вторая неделя- 3 занятия (РР + ОГП + ОГП) и т. д., после каждого 5 занятия предлагается страница для самостоя­тельной работы ребенка с родителями. Иногда, учитывая логику содержания программного материала, последовательность 'занятий изменяется, что отражено в календарном планировании.

Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.

Наши рекомендации