Развитие мелкой моторики рук

Формировать (развивать, совершенствовать) умение:

- выполнять действия «сжимание - разжимание» кулачков (или: «сгибание - разгибание» пальцев; «напряжение - расслабление» пальцев; потягивание, растягивание пальцев; вращение пальцами; покачивание пальцами, выгибание прямых пальцев и др.);

- выполнять самомассаж тыльной стороны кистей рук (и/или: ладоней, пальцев);

- удерживать пальцевую позу;

- изображать пальцами буквы (или: цифры, персонажей рассказов и т. д.) по образцу (или: по памяти, по представлению и др.);

- удерживать статичные позы обеими руками одновременно;

- плавно переключаться с одного движения на другое;

- ритмично осуществлять переходы из одной статической позы в другую;

- выполнять ритмичные движения кистью и пальцами одной руки (или: обеих рук);

- одновременно выполнять скоординированные движения пальцами и кистями обеих рук (или: умение выполнять согласованные действия обеими руками);

- выполнять синхронные (или: асинхронные) движения обеими руками;

- обводить трафареты, шаблоны;

- обводить контуры изображений;

- рисовать по точкам;

- соединять точки прямыми линиями;

- рисовать по клеточкам;

- проводить линии заданной формы;

- штриховать горизонтальными линиями в направлении справа налево;

- копировать изображения предметов (или: символов);

- копировать ряды изображений предметов (или: символов);

- воспроизводить графические программы и т. д.

Развитие памяти

Формировать (развивать, совершенствовать) умение:

- осуществлять межмодальный перенос: переводить из тактильной в зрительную модальность (или: из слуховой в зрительную модальность, из зрительной в слухоречевую модальность и т. п.);

- запоминать материал, используя прием создания внешних опор - «ассоциация» (или: «мнемосхема», «группировка» и др.);

- запоминать материал, используя прием создания смысловых опор - «классификация» (или: «опорные пункты», «достраивание материала», «аналогия», «структурирование» и др.) и т. д.

Развитие интегративных функций

Формировать (развивать, совершенствовать) умение:

- выполнять координированные действия в системе «глаз - рука» (или: «ухо - рука», «ухо - глаз - рука»);

- копировать образец с доски и т. д.

Развитие мышления

Формировать (развивать, совершенствовать) умение:

- выделять детали и систему признаков (свойств) объектов при их непосредственном восприятии (или: воспроизводя образ объекта по памяти);

- выделять существенные и второстепенные признаки объектов;

- устанавливать сходство и различие между объектами при их непосредственном восприятии (или: опосредованно);

- находить сходное в разном и разное в сходном;

- проводить сравнение двух предметов (или: изображений) по определенному плану, выделяя общие и отличительные признаки;

- выделять существенные признаки сравниваемых объектов;

- выполнять многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;

- группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец (или: с опорой на представления);

- классифицировать объекты по обобщающему слову;

- группировать объекты по самостоятельно найденному основанию;

- определять основание для объединения в группу заданной совокупности объектов;

- включать объект в разные системы обобщений;

- объединять объекты в классы и выделять подклассы;

- обобщать (и/или: конкретизировать) понятия;

- выполнять разные варианты классификации одной и той же группы объектов;

- устанавливать отношения противоположности (или: последовательности; функциональные отношения; «род - вид»; «целое - часть»; «причина - следствие»);

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках;

- устанавливать и словесно определять последовательность событий, употребляя слова сначала, потом;

- устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;

- выполнять сериацию (или: ранжировать объекты) по признаку величины (или: веса; яркости; возраста и др.);

- задавать уточняющие простые безусловные вопросы[13] (или: уточняющие простые условные вопросы; уточняющие сложные вопросы и др.);

- вырабатывать гипотезы;

- делать выводы;

- выстраивать словесно-логические умозаключения;

- структурировать материал;

- систематизировать понятия от более общего к более частному (или: на основе выстраивания последовательности; на основе операции сериации и др.);

- доказывать и защищать свои идеи и т. д.

Развитие устной речи

Формировать (развивать, совершенствовать) умение:

• в области развития лексической подсистемы речевого умения:

- дифференцировать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу;

- подбирать глагольные слова-синонимы (или: слова-антонимы);

- определять значение незнакомых слов при помощи словаря;

- производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим[14] и/или лексико-семантическим[15];

- определять содержание слов с помощью описания и т. д.;

• в области развития грамматической подсистемы речевого умения:

в области словоизменения:

- устанавливать грамматические связи между словами;

- дифференцировать существительные именительного падежа единственного и множественного числа;

- дифференцировать грамматические формы существительного множественного числа именительного падежа с различными флексиями: -ы, -и, -a, -ja;

- образовывать предложно-падежные конструкции единственного числа (предлоги в, на, под)(или: предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под);

- употреблять предлог всо значением местонахождения предмета (предложный падеж) (или: со значением направления действия (винительный падеж));

- дифференцировать в употреблении предлог вс другими предлогами, обозначающими местонахождение предмета (ви на; ви у; ви за; ви над; ви под; ви перед);

- отражать значение предлогов в графической схеме;

- образовывать беспредложные конструкции существительных множественного числа;

- образовывать предложно-падежные конструкции существительных множественного числа;

- дифференцировать глаголы настоящего времени единственного и множественного числа и согласовывать их с существительными;

- согласовывать глаголы настоящего времени и существительные в числе;

- дифференцировать глаголы настоящего времени по лицам;

- согласовывать глаголы прошедшего времени и существительные в роде;

- согласовывать прилагательное с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- согласовывать прилагательное с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции) (или: конструкции с предлогами);

- согласовывать прилагательное с существительным во множественном числе (беспредложные конструкции) (или: конструкции с предлогами);

в области словообразования:

- образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (или указывать конкретно, с помощью какого суффикса: -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-;-ц-);

- образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-со значением вместилища;

- образовывать существительные с помощью суффикса -инк-;

- образовывать существительные, обозначающие профессии, с помощью суффиксов: -щик-; -чик-;-иц-; -ниц-(или: образовывать существительные, обозначающие мужские профессии, с помощью суффиксов: -щик-; -чик-;образовывать существительные, обозначающие женские профессии, с помощью суффиксов: -иц-; -ниц-);

- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин- (или: с суффиксом -j-);

- образовывать качественные прилагательные с суффиксом -н- (или: с суффиксом -лив-);

- образовывать относительные прилагательные с суффиксом -ов- (или: с суффиксом -н-);

- образовывать и адекватно употреблять в речи возвратные глаголы;

- образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида с помощью приставок (или: с помощью суффиксов) с опорой на картинки и вопроы;

- образовывать и дифференцированно употреблять в речи приставочные глаголы (приставки: в-; вы-; при-; от-;у-; пере-);

- образовывать однокоренные глаголы с помощью приставок (в-; вы-; при-; от-;у-; пере-)с опорой на картинки (или: с опорой на образец);

в области связной речи:

- составлять смысловую программу прослушанного текста с опорой на графическую схему;

- составлять предметно-графический план знакомого рассказа самостоятельно;

- пересказывать текст цепной организации с опорой на предметно-графическую схему (или: на графическую схему; на часть предметно-графической схемы и др.);

- пересказывать текст по плану из вопросительных предложений (или: назывных предложений и др.);

- составлять вопросный план текста;

- использовать при пересказе текста в качестве средства межфразовой связи прямой лексический повтор (или: местоимения; контекстные синонимы);

- варьировать в процессе пересказа (или: рассказа) средства синтаксического сцепления предложений (или: межфразовой связи);

- составлять рассказ параллельной организации с опорой на символический план;

- составлять рассказ-описание предмета с опорой на символический план;

- составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план;

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- составлять рассказ по сюжетной картинке устно (или: письменно);

- составлять рассказ на заданную тему;

- составлять рассказ с опорой на готовый предметно-графический план с введением детей в типичную ситуацию (или: в нетипичную ситуацию);

- составлять рассказ с опорой на частично заданный предметно-графический план;

- составлять несколько вариантов рассказа с опорой на один и тот же предметно-графический план;

- составлять рассказ на основе вербально-графического плана;

- составлять рассказ на основе графического плана;

- составлять рассказ с добавлением предшествующих (и/или: последующих событий);

- составлять текст комбинированного типа, структура которого включает в повествовательную канву элементы описания;

- употреблять в речи указатели начала рассказа, его продолжения, конца и т. д.

Развитие языкового анализа и синтеза

Формировать (развивать, совершенствовать) умение

• на уровне текста:

- выполнять структурный анализ текста, представленного в устной форме (или: представленного в письменной форме);

- определять количество предложений в тексте;

- находить заданное предложение в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять текст из отдельных предложений (или: с определенным количеством предложений; по графическому плану);

- определять границы предложений в тексте, представленном в устной форме (или: представленном в письменной форме).

• на уровне предложения:

- выполнять структурный анализ предложения;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- выделять заданное слово и определять место слов в предложении;

- выделять логическое ударение в предложении;

- составлять графическую схему предложения;

- составлять предложения по заданной графической схеме;

- распространять предложение с опорой на систему вопросов;

- составлять предложение с определенным количеством слов.

• в области слогового анализа и синтеза:

- определять последовательность и количество слогов в слове;

- определять место слога в слове относительно других слогов;

- осуществлять слоговой анализ[16]:

двусложных слов из открытых слогов; трехсложных слов из открытых слогов; односложных слов из закрытых слогов; двусложных слов из закрытых слогов; двусложных слов со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

двусложны слов со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

двухсложных слов со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

двусложных слов со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

трехсложных слов с закрытым слогом; трехсложных слов со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

трехсложных слов со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

односложных слов со стечением согласных в начале и конце слова;

двусложных слов с двумя стечениями; трехсложных слов с двумя стечениями; четырехсложных слов из открытых слогов; пятисложных слов из открытых слогов; четырехсложных слов с закрытым слогом и(или) стечениями; пятисложных слов с закрытым слогом и(или) стечениями; слов со сложным стечением (более трех согласных рядом);

- составлять слова из слогов;

- составлять слова с определенным слогом;

- составлять слова с определенным количеством слогов и т. д.

Наши рекомендации