Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы. Романтизм в Европе зародился как новое литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и немного меньшее на живопись.

Направление романтизм в музыке было сформировано в 1820-х гг. и развивалось на протяжении всего XIX-го века.

Представители романтизма в музыке очень старались наиболее полно выразить всё богатство и всю полноту человеческой души, отразить всю её палитру, стенания сердца и полёт мысли. К важнейшим сферам творчества музыкантов-романтиков относятся лирика, фантастика, народно- и национально-самобытное, натуральное, характерное.

В этом направлении музыка обрела свою индивидуальность. Наиболее широкое распространение получило развитие баллад.

К представителями музыки направления романтизма можно отнести Франца Шуберта, Роберта Шумана, Карла Вебера, Николо Паганини.

Это далеко не все представители этого музыкального направления. Среди русских композиторов можно отметить Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и Чайковского.

Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звездами своих дней. Список виртуозов воглавляют пианисты Лист и Шопен и скрипач Паганини. Все они были музыкальными бриллиантами эпохи романтизма.

В Германии значительной частью репертуара музыкантов стал романс - идеальная форма для романтизма как единство музыки и поэзии. Шуберт и Брамс создавали очень много романсов. Исполнялись в основном в сопровождении фортепиано.

В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времен. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами, и это в сочетании с прямым и ясным подходом к созданию музыки очень сильно воздействовало на слушателей.

В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. До Вагнера действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория могла аплодировать между номерами, а исполнители раскланиваться на аплодисменты.

Оперы Вагнера написаны как длинная, непрерывно текущая музыка. Характеры персонажей и идеи произведения описывают короткие мелодии, названные лейтмотивами. Для музыки Вагнера важно сочетание гармонии. Это похоже на конструирование - главное, как слова ложатся на музыку, а не только рифмуются между собой.

Идеи Вагнера повлияли на многие музыкальные произведения, на крупномасштабные симфонии Брукнера и Малера и оперы Рихарда Штрауса, и достигли Италии, где Верди и Пучини начали создавать оперы, используя многие из этих идей.

Знаковые работы периода романтизма в музыке:

Бетховен Симфония № 9

Чайковский "Щелкунчик", Симфония № 6

Шуберт "Зимний путь"

Лист "Симфония Фауста"

Вагнер "Тристан и Изольда", Цикл "Кольцо Нибелунга"

Верди "Риголетто"

9. Творческие портреты компазиторов-романтиков Ф.Шуберта,Р.Шумана,Ф.Шопена,Ф.Листа(по выб)

Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.
Произведения Шумана связано с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного» жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавала» являются циклы «Бабочки» и «давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др.. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др..
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В изящном рисунке песен композитор запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Шумана роль фортепьянного сопровождения, обогащает образ. Самый популярный из числа вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен. В вокальных балладах и песнях-сценах композитор значительно расширил круг сюжетов.
К сожалению, единственная завершена опера Шумана («Геновева») на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом стала его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Видное место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.
Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.



Наши рекомендации