Система жанров древнерусской литературы. Ведущие жанры в историко-функциональном освещении. Ключевые темы, образы, сюжеты древнерусской литературы. 3 страница

Раннее Просвещение характер-ся борьбой с пури­танскими взглядами на искусство (ис­к-во развращает людей, привносит в жизнь общества лень, разорение, отвлекает от молитвы). Большое значение для всего европ. Просвещения имел роман Дефо «Робинзон Крузо», в кот. прославляется труд, по­казывается его великая преобразующая роль в жизни индивида и общества в целом. Роман включал в себя авантюр­ное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философ. притчи. Соколянский, М.Г, «Западноевропейский роман эпохи Просвещения». Дефо в предисловии говорит, что у романа есть аллегорич. скрытый смысл, выделяется несколько т. зр.на это. Елистратова: роман – автобиография (отъезд из дома – отказ стать священником, кораблекрушение и его чудесное спасение – это участие Дефо в заговоре восстания, кот. терпит крах, и Дефо попадает в тюрьму, попадание на остров (Англия). Трудности на острове – трудности его жизни, 2е – общечеловеч. характер. Вся его история (Робинзона) - это аллегория историч. развития человеч-ва вообще: перед нами человек ничего не умеющий, но обладающий навыками, как первобытный человек (ему н. насытиться, пытается ловить рыбу – рыболовство, охота, начинает приручать животных – новая эпоха в развитии человека – животноводство. Высаживает зерна пшеницы, строит, встреча с Пятницей, первое слово, которому он его обучает – «господин» - рабовладельческий строй, образует колонию – эпоха колонизации). (инет) Автор прославил несо­крушимую силу мысли, познающей и покоряющей природу. Герой Дефо с самого на­чала своего пребывания на острове – не «естественный», но циви­лизованный чел, не исходный пункт истории, а продукт дли­тельного истор. развития, индивид, лишь t-о по­ставленный в «естесттв. состояние»: он вооружен трудовыми навыками и опытом своего народа и с успехом пользуется снаря­жением, инструментами и др. материал. ценностями. Волею об­стоятельств оторванный от общества, Робинзон ни на миг не пе­рестает ощущать себя его частицей, остается существом соц. и рассматривает свое одиночество как тягчайшее из выпав­ших на его долю испытаний. Дефо никогда не сомневался в преимуществах цивилизации над первобытным состоянием и был убежденным сторонником материал. и техн. прогресса. Интересны в романе беседы Робинзона с Пятницей о религии: «естеств. человек» Пятница, предвосхищая вольтеровского «Простодушного», своими наивными вопросами без труда ставит в тупик Робинзона, вознамерившегося обратить его в христианство. Подробно раскрывая в романе отношения м/у Робинзоном и спасенным им от каннибалов Пятницей, Дефо стремится под­черкнуть благородную цивилизаторскую миссию английской буржуазии. В его изображении Робинзон хотя и превращает мо­лодого дикаря в покорного слугу, однако обращается с ним мяг­ко и гуманно, приобщает его к благам дух. и материал. культуры и обретает в нем благодарного и способного ученика. Явно идеализируя образ Робинзона, автор как бы преподает урок европ. колонизаторам и работорговцам, учит их гуман­ному обращению с туземцами, осуждает варварские методы по­корения диких племен.

Ещё одним значимым для этой эпохи произведением стали «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта», осн. темой кот. явл-ся изменчивость внеш­. облика мира природы и человека, представленная фантасти­ч. и сказочной средой, в кот. попадает Гулливер во t своих странствий. Текст «Путешествий» буквально пронизан аллюзиями, реминисценциями, намеками, скрытыми и явными цитатами. Двойная худ. функция фантастики - заниматель­ность и гротескная пародия – разрабатывается Свифтом в русле античной и гуманистич. традиции посредством сюжетных параллелей, кот. составляютт особый пласт источников «Путешествий». В соответствии с этой традицией мотивы груп­пируются вокруг схемы вымышленного путешествия. Автор опирается также на англ. прозу 17в , в кот. широко представлены повествания путешественников эпохи великих геогр. открытий. Из описаний морских путешествий 17 в. Свифт заимствовал при­ключенческий колорит, придавший фантастике иллюзию зримой реальности. Сказочная фабула в сочетании с правдоподобным приключенческим колоритом морского путешествия составляет основу «Путешествий». Сюда включен и автобиогр. эл-т - семейные рассказы и собственные впечатления Свифта о необычном приключеии его раннего детства (в го­довалом возрасте он был тайком увезен св. няней из Ирл. в Англ и прожил там почти 3года). Предметом сатирич. изобр-я в «Путешествиях» яв­л-я история (во 2 части описание прошлых смут в Бробдингнеге подразумевает соц. потрясения 17 в). Гротескно-сатирич. описание всех 3х стран, кот. посещает Гулливер п/д своим заключ-м путешествием. Мотив утопии выражен как идеализация предков. Философская основа романа: мир был бы лучше, если бы изменились люди, так как они несовершенные создания. Мир болен. Свифт: «показать обличие этих болезней – разные общественные пороки, чтобы человечество посмотрело на себя, и изменило бы себя и мир». Но в романе мы не находим ни одного позитивного предложения по изменению мира, в этом мастерство автора – люди должны сами дойти до этого.

Период зрелого Просвещения в Англии отмечен бурным расцветом просветит. реалистического романа. Драма, памфлет, эссе и др. жанры продолжают иг­рать видную роль в культурной жизни страны, но уже не ведущие. Роман завоевывает господствующие позиции в анг­л. лит-ре и служит действенным средством пропаганды и популяризации просветительских идей. Важнейшей предпосылкой становления романа нового t послужили те сдвиги в экономич., политич. и культурной жизни Зап. Европы, кот. были связаны с процессом распада феодальных и утверждения новых бурж. отношений. Роман обращается к изучению повседневной частной жизни в ее многообразных проявлениях, вводит в лит-ру нового героя из бурж.-демокр. слоев общ-ва, ставит и решает новые, актуальные д/своего t филос, соц и этич проблемы. Характерным для этого периода произведением явл-ся роман «Памела, или Вознагражденная добро­детель» Сэмюэла Ричардсона. Форма ро­мана в письмах позволяет автору с глубокой психологич. достоверностью раскрыть душевный мир героини, сложнейшие перипетии ее взаимоотношений с молодым сквайром. Памела и мистер Б. противостоят др. др. как представители различных общественных сословий и как носители противоположных нравственных начал. «Просто­народные» добродетели в романе одерживают верх над аристо­кратич. пороком. Показывает ханжескую мораль англ. общества и их чопорность, доведенную до абсурда. Проповедь смирения, кот. Рич. вкладывает в уста Памелы, заметно снижает выдвинутый им идеал свободной, ду­ховно независимой личности. Особенно это ощущ-я во 2 части романа, где героиня предстает рачительной и благо­честивой хозяйкой поместья. «Кларисса, или Истории молодой леди» Усложняется стр-ра романа, обогащается его эпи­столярная техника: история героини раскрывается не только в ее собств. письмах, как это было в «Памеле», но и в письмах ее родных, друзей и знакомых, каждый со своим хар-м, своей т. зр. на события, своей, глубоко ин­дивид. манерой письма. Конфликт романа - это не т. любовно-психологич. и моральный поединок 2х сильных и гордых натур - чистой и благородной Клариссы и демонического в своей коварной изо­бретательности Ловласа, но и - столк­новение личности, отстаивающей свое достоинство с жестоким и равнодушным обществом. Гл. для Ричардсона становится тема самоопределения личности, личность, борющаяся за свою нравственную свободу, за естественное право человека на счастье. Человек чистых нравов и высокой духовности противопоставлен безнравств. обществу.

Вершиной в развитии англ. просветит. романа стало творч-во Генри Филдинга. В романе «Ис­тория Тома Джонса, найденыша» (1749) он углубил психологизм, создал реалистического и необычного героя, показал человека в его противоречиях, горечах и радостях. Глубокое доверие к человеч. природе, неразвращенной собственничеством, жизнеутверждающий гуманизм. Тому и Софии в романе противопоставлен Блайфил, злобный и коварный сводный брат Тома, бесчестность и жадность кот. скрыты за корректностью, лжет он, не произнося ни одного слова неправды. Столь же непри­влекательна и мать Блайфила, святоша и ханжа. Писатель осу­ждает и осмеивает не рождение у нее до замужества незаконного ребенка, но ярость, с кот. она набрасывается на др. нару­шительниц строгих правил девичьего целомудрия. Гл. конфликт романа - столкновение доброго начала, торжествующего в душе легко­мысленного Тома, с началом злым, скрывающимся за безукориз­ненным поведением рассудительного Блайфила. Лицемерие осмы­сляется писателем как важнейший объект сатиры, как удобный покров для слабостей, вслух осуждаемых: «порок прячется за ви­димостью противоположной ему добродетели».

Смоллетт «Приключения Родрика Рэндома» (1748).Чел. одаренный, энергичный, герой романа с рождения был обречен на борьбу за сущ-е. В стремлении достичь успеха, независимости, признания он не гнушается ни обманом, ни злыми выходками, ни поисками богатой невесты. Он претерпевает множество бед и не­счастий, становится жертвой бесчестности и жестокости, не раз попадает в тюрьму - и только встречи с добрым другом Стрэпом, с любящим дядюшкой Баулингом, с неожиданно разбогатевшим отцом спасают его от неминуемой гибели и приносят ему долго­жданное счастье. Роман рисует общество, глубоко развращенное: среди женщин огромное количество проституток, > или < высокопо­ставленных, среди мужчин преобладают воры, грабители, льсте­цы, сводники, торгующие собой и другими. Большой злободневный материал, оптимизм и просветительская вера в разумные начала человеч. личности. Стоит в преддверии социального романа.

Атарова, К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». Ведущим лит. течением в позднем просвещении становится сентиментализм, характерной чертой является аппеляция не к разуму, а к нравств. чувству, инстинкту. На смену «я мыслю» приходит «я чувствую» (Руссо). Субъект, а не объект становится в центре изображения, интерес из сферы материал. мира переходит в сферу психологич. анализа внутр. мира героя. Центр. героя характеризует не деятельное начало, а пассивность, склонность к рефлексии, появляется меланхолич. и элегич. повествование. Основным вопросом англ. сентименталистов становится – как просуществовать добродетельному и чувствит. чел-ку в совр. цивилизованном мире в скопище пороков и лжи. Сентимент-м зарождается в Англии уже в 30–50 гг. 18 в, но достигает расцвета в 60–70, когда творил крупней­ший представитель прозы сентиментализма - Лоренс Стерн.Пристальный интерес к человеку как к уникальной личности, неповторимой в своем развитии, стал той основой, на кот. строилось все творч-во Стерна. Его книги утверждают право чел-ка свободно проявлять себя вопреки всем трудностям жиз­ни. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760 - 1767) Автор не столько расск-т о поступках персонажей, сколько исследуетт причины, побудившие их к этим поступкам. Герой постоянно занимается самоанализом и анализом человеч. природы. t здесь многослойно,з ависит от хода автор. мысли. Параллельно с медленным потоком жизни новорожденного перед чит-м проходят события, случившиеся с Тристрамом, когда ему исполнилось 5 лет. А так как рассказ от 1 лица ведет уже взрослый герой-повествователь, то t-е рамки романа значительно расширяются за счет сведений, включенных в жизн. опыт рассказчика. Гл. действующее лицо романа - Тристрам Шенди, он же рассказчик. Это - двойник самого Стерна, но он и противостоит автору. Этот персонаж одновременно и добросовестное воспро­изведение «я» рассказчика просветительских романов, и веселое его пародир-е. Уолтер Шенди - образец рассудочного мировосприятия. Бывший купец, провинциальный по­мещик, разбогателл на торговле и теперь м. позволить себе поучать других. изучает науку «носологию», убежден: по форме носа м. определить будущее человека. Дядя Тоби - полная противоположность брату. Это персонаж, живущий чувствами и эмоциями. Тоби добр, щедр и великодушен, наивен и застенчив, а иногда и доверчив, как ребенок. Наивность дяди Тоби порой переходит все пределы. Но в эти момен­ты он обнаруживает природное здравомыслие и интуи­тивно постигает смысл явл-й, кот. недоступны его брату-догматику. В «Сентиментальном путешествии по Фр. И Ит.» (1768) рассказчиком выступает пастор Йорик - чел. чувствительный, легко поддающийся впечатлениям, он становит­ся вместилищем самых противоречивых ощущений, мыслей и чувств. Автор показывает, как в конкр. ситуации в душе Й. возникает борьба м/у благородством и низостью, отвагой и трусостью. Чувства его всегда умеренны и окрашены легкой иронией по отношению к действительности, к другим людям, к самому себе. Стерн сомневается в извеч­ной добродетели чела и его стремлении к милосердию, хор. знает, как много др. чувств скрыто в человеч. натуре. Внешне произведение напоминает заметки любозногоо путешественника. Мн. главы его названы в соответствии с названиями городов, в кот. он побывал. Однако мнимая достоверность описания нужна Стерну т. для того, чтобы читатель погру­зился в привычный для него на 1й взгляд мир. А дальше его ждут неожиданности. В кн. нет ни описания мест, ни точного изложения фактов, ни оценки того, что увидел автор. В ней нарушена хронология, нет стройной композиции. Описание незнач. эпизодов. И напротив, о значительных явл-х говорится вскользь, мимоходом. Кн. нач-ся с середины диалога между Й. («Во Франции, - сказал я, - это устроено лучше!») и неизвест. ли­цом. Далее герой принимает неожиданное решение - отправиться путешествовать по Франции, чтобы самому все увидеть «Сентимент. путешествие» стало кульминацией в разви­тии англ сентиментализма, а Йорика м назвать про­возвестником героя нового типа.

8. Становление новой рус. лит-ры XVIII века, ее отличия от древнерус. книжности. Значение петровской секулярной реформы. Периодизация рус. лит-ры 18 в.18е столетие в Рос. открывает новую эпоху ее государственности и культуры. 1ая четверть 18 в., время царствования Петра1, явл. общепризнанной ключевой и порубежной эпохой в истории Рос. Любая отрасль реформаторской деят-сти Петра неуклонно базировалась на 2-х основополагающих опорах: европеизм и секулярность (светскость). Принцип. отличие церковной политики Петра от политики его предшественников состояло в том, что она строилась не на базе личных отношений м/у представителем светской и духовн. власти, а на тезисе, что все, в т. ч. и монарх, явл. слугами гос-ва и что церковь тоже обязана вносить свою лепту в эту службу. При такой постановке вопроса не могло быть и речи о независ-ти церкви, ее материальной и политич. самост-ти. В 1721 г. был оглашен«Духовный регламент», закон, определявший правовое положение Правосл. Церкви в Рос. В составлении Регламента ключевую роль сыграл Феофан Прокопович. Созданная по этому регламенту Духовная коллегия была вскоре переимен. в Святейший правительственный Синод, внешне уравненный в своих правах с Сенатом (высшим органом гос. власти и законод-ва). На практике же компетенция Синода была значит-но скромнее сенатской и распростр. только на дела веры. Изменив коренным образом положение церкви в гос-ве и отказав ей в притязаниях на вмешательство в светские дела, Петр, однако, не пожелал лишиться церкви как мощного инструмента влияния на своих подданных. Вследствие петр. церк. реформы церковь стала трибуной для пропаганды начинаний самодержавия в виде специальных проповедей к случаю (чем занимался Ф. Прокопович), а также просто для оглашения указов, кот. перед началом службы зачитывались прихожанам. 1 из важных следствий церк. реформы была так наз. «секуляризация мысли» - то есть распростр-е светских воззрений на религ. жизнь граждан. Петр. реформы расчленили некогда единую синкретичную культуру, немыслимую без религ. компонента, на 2 культуры: к-ру светскую и религиозную (духовную). Реформы изменили основные установки в концепции мира рус. чел-ка.

Социальные преобразованияпетр. эпохи ярче всего отразились в утверждении«Табели о рангах»(1722) - законе о порядке гос. службы в Рос. империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства). В соотв. с идеей служения как главной обязанности подданных, Петр не мог допустить, чтобы включение в служебную иерархию и продвижение по лестнице чинов определялось таким не зависящим от самодержца критерием, каким было происхождение. Принцип происх-я он заменил пр-пом личной выслуги. Петр считал, что «Табель о рангах» прокладывает путь таланту, личной заслуге и, следовательно, делает проницаемыми соц. перегородки, пробуждает новые силы нации, побуждает ее к соц. мобильности. «Табель о рангах» во многом отразила новое отношение к чел-ку в петр. эпоху: провозглашалась ценность личных достоинств чел-ка, его ум, образованность и инициатива.

Петр. реформы, затрагивающие культуру и лит-ру в частности, определялись огромным влиянием со стороны Запада. Так, реформа азбуки, осуществленная Петром в 1708-1710 гг., должна была приблизить рус. печать к западной, и тем самым способствовать введению в Рос. новых начал европ. жизни и науки. В рез-те реформы были устранены буквы, кот. к 18 столетию практически уже не употр. – это йотированные Е, А, два ЮСА (большой и малый); также ПСИ, ОМЕГА, ЮС БОЛЬШОЙ; вместо ЮСА МАЛОГО была предложена буква Я. Появилась еще 1 новая буква - Э. Кроме того, Петр устранил ненужные греческ. придыхания, ударения и титла, кот. только затрудняли чтение. Реформа коснулась и внешнего облика букв: их начертания уподобились латинским. Были введены арабск. цифры (до этого определенное числовое значение имели буквы: а – 1 и т.д.). Преобраз-е азбуки было встречено положит-но. Кроме того, введение гражданского шрифта позволяло более четко разделить светскую и церковную лит-ру: старым шрифтом (кирилловским полууставом) отныне печатались только богословские и богослужебные книги.

После осущ-я реформы азбуки (когда был введен гражд. шрифт), в России активно развивается книгопечатание: было издано большое кол-во светской учебной, научной, политич. лит-ры и законодательных актов, а также переводных лит-ных и истор-ких сочинений. Развитие книгопеч-я сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С конца 1702 г. стала систематически выходить 1ая рус. газета «Ведомости», посредством кот. правит-во Петра 1 разъясняло свою политику и пропагандировало необх-сть и важность преобразований.

В числе 1ых книг, изданных в петр. время, следует назвать разнообразные своды по античной культуре и лит-ре. Всплеск интереса к античности был спровоцирован тем, что Европа, на кот. равнялся Петр, была прямой наследницей античной цивилизации. В нач. 18 в. рус. лит-ра обращается к античности, имена Гомера, Анакреона, Горация, Софокла, Сенеки и их пр-ния впервые попадают в рус. лит-ное сознание.

Просветительская направленность петр. эпохи вызвала потребность в возобновлении деятельности театра, кот., по мысли Петра 1, должен был приобщить рус. людей к новой светской западноевроп. культуре и способствовать правильному пониманию ими правительственных мероприятий. В 1702 г. открылся общедоступный театр в Москве, на Красной площади (здание театра называлось «Комедиальная храмина»). Играли там немецкие актеры труппы И. Кунста-О. Фюрста. Репертуар театра Кунста-Фюрста был разнообразный, почерпнутый из различных западноевр. источников. Наряду с античными пьесами, в кот. разыгрывались кровавые трагедии, осуществлялись постановки комедий, напр., комедий Мольера. Пестрая картина западноевр. пьес не отвечала просветительским запросам Петра, и в 1707 г. публичный театр был закрыт. Неудача в организации публичного театра заставила Петра обратить внимание на школьный театр, существовавший в Славяно-греко-латинск. академии и при московск. Госпитальной школе. Традиц-но школьный театр был религиозным. Петр изменил ориентацию школьного театра с религиозной на светскую, святых подвижников на сцене школьного театра сменили миряне, повествующие о политически злободневных событиях. Кроме того, в 1ое десятилетие 18 в. существовал придворный театр: на его сцене ставились пьесы религ.-церковные и светские, переводные и оригинальные. Несмотря на то, что Петру не удалось создать постоянный публичный театр, именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития рус. театра.

Среди военных, административных и прочих реформ Петра была, как отмечает Панченко, и своеобр. «реформа веселья». Она состояла в идеологической реабилитации смеха. Наиб. ярко эта реформа отразилась в регулярном проведении «Всешутейшего и всепьянейшего собора». Собор представлял собой пародию на христ. жизнь и христ. представления. Конечно, полемический и сатирико-пародийный аспект «всешутейшего собора» крайне важен. Очевидна его связь с уничтожением патриаршества и вообще с подавлением Церкви. Но более важным был др. момент. Петр строил светскую, автономную от Церкви культуру, и ее основой стало учение о естественном праве, согласно которому потребность в веселье и смехе заложена в чел. природе. Кроме того, в европ. культурной традиции, на кот. ориентировался Петр, мероприятия вроде всешутейшего собора приравнивались к искусству живописи или музыки. Так же и Петр ставил в 1 ряд с всешутейшим собором ассамблеи, общедоступный театр, фейерверки и триумфы, торжественные спуски кораблей на воду… Все это были равноправные пункты в программе преобразования России.

Эти и др. преобразования Петра определили становление новой рус. лит-ры.Оно шло по пути смены традиц. национального типа культуры общеевроп. Общеевроп. тип словесной культуры определяется 3мя понятиями: *словесность авторская (индивид. тв-во), *светская (не связ. прямо с церковью и религией), *печатная (по форме бытования текстов в культурном пространстве), что подразумевает массовость, многотиражность. Древнерус. словесная культура, как известно, по каждому из этих признаков была антонимична европ. типу, она хар-ризовалась: *анонимностью (личность автора не имеет знач.), *духовностью (непосредств. связана с культом и религией), *рукописным хар-ром (что подразумевало малодоступность, трудоемкость в тиражировании, ограниченность круга «потребителей»).

Петр. реформы способствовали изменению о представлении хар-ра тв-ва, об отношении автора к лит. труду - индивидуализация авторского сознания становилась все более явной. Происходила профессионализация писателей, появлялась масс. печатная лит-ра. Однако этот процесс шел медленно, рус. лит-ра не сразу стала авторской, светской и печатной. Хар-рный пример текста переходной эпохи - «Повесть о Василии Кориотском». Здесь новизна реальных примет быта петр. эпохи, новизна героя и принципов повествования сливаются с традиц. чертами положительного героя древнерус. повести и фольклора. Новое: вполне традиционно уходя из дому от «великой скудости», герой поступает на службу именно во флот. Флот - символ всего нового в рус. жизни нач. 18 в., любимое детище Петра. Кроме того, именно матросы и флотские офицеры чаще всего отправлялись за границу для получ. образования. Так происх. и с Василием. В дальнейшем Василий достигает все больших и больших высот, причем в какой бы ситуации он ни находился (служба у голландского купца, пребывание на разбойничьем острове, жизнь в Вене при дворе цесаря, финальное воцарение во Флоренции), он повсеместно уважаем. Причина этого уважения и феерических достижений Василия - его личные достоинства: ум, образованность и инициатива, т.е. те самые качества, кот. наиб. ценились в петр. эпоху. Также важно, что и сюжет, и композиция, и стилистика повести определены центр. положением хар-ра, задачей его максимально полного раскрытия. Старое: Василий весьма напоминает героя новгородских былин, героя фольклорных сказок. Он, в традициях древнерус. повести, обладает важными добродетелями: отцелюбие, благочестие, чинопочитание. Эта повесть была, кроме того, анонимной и рукописной, но она отражала всю совокупность признаков новой жизни в петр. эпоху.

Сущ-етпроблема периодизации рус. лит-ры 18 в., и она до сих пор не может считаться решенной. В этом вопросе Ю.В. Стенник (мужик) предлагает исходить из процесса европеизации Рос.: шаг за шагом рус. лит-ра включалась в общеевроп. культурный мир и вехи этого процесса являются показателями границ отдельных периодов, а именно:

Первый период. Лит-ра 1700-1730-х гг. Определяется всесторонними гос. преобразованиями Петра 1. Для худож. сознания хар-рна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсюда эклектичность, отсутств. единой эстетической системы, единого лит. напр-я. В культуре петр. эпохи господствует так наз. «панегирический стиль», более всего соответствующий эпохе масштабных гос. преобразований. Наиб. репрезентативная фигура этой эпохи – Ф. Прокопович, основоположник светского ораторского красноречия.

Второй период. Период кл-зма (конец 1730-х – конец 1770-х гг.). Кл-зм формируется как мощное лит. напр-е, осуществляются осн. нормативные акты рус. кл-зма, смысл кот. заключался в создании стабильных, упорядоченных норм лит. тв-ва: реформа стихосложения (Тредиаковский-Ломоносов), регламентация жанр. сис-мы лит-ры (Сумароков), реформа лит. языка (Тредиаковский, Ломоносов), стилевая реформа (Ломоносов). Со 2ой пол. 1760-х гг. в устойчивой иерархической жанр. сис-ме кл-зма намечаются кризисные явления, спровоцированные вторжением низовой демократической беллетристики в высокую лит-ру.

Третий период. Утверждение сентиментализма (1780 – 1800-ые годы). Основной пафос лит-ры тех лет - стремление к субъективности, исповедальности, что открывало простор для анализа внутр. мира личности. Оформление сент-зма как целостного лит. напр-я гл. обр. связано с лит. деят-ю Н. М. Карамзина. Карамзин явился главой рус. сент-зма, его осн. теоретиком и наиб. ярким художником. Некот. литературоведы выделяли разные течения внутри рус. сент-зма, причисляя к этому напр-ю и Радищева. Напр., Орлов: «В рус. сент-зме можно выделить 2 течения: демократическое (Радищев, Смирнов, Мартынов – его представители сочувствовали крестьянам и противопоставляли их чувствительность душевно огрубевшим помещикам) и дворянское (Херасков, Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Львов – его представители также говорят о моральном превосходстве крестьян, но факты насилия, дворянского бессердечия носят у них эпизодический хар-р, они чаще пишут о гармонических отношениях, существующих м/у помещиками и крестьянами)».

Кроме того, с 70-х гг. 18 в. в России намечаются и предромантические тенденции. Для их формирования наиб. значение имели события 1773-1775 гг. После Крестьянской войны в определенной части дворянства все более укреплялось разочарование в существующей действит-сти, в идеях и идеалах просветительства. Предромантические тенденции заметны также, напр., в тв-ве Карамзина: в повести «Остров Борнгольм» намеренно сгущается атмосфера страшной тайны до предела эмоциональной переносимости, личность, в традициях романтизма, чувствует духовную близость с природой, ее стихией.

Вывод: рус. лит-ра 18 в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации: тот путь, кот. культуры др. европ. стран проделывали в теч. веков, рус. словесная культура - от Кантемира до Державина и от безавторских историй до Карамзина - проделала практически за полстолетия. К концу века рус лит-ра полностью включается в сис-му европ. литератур.

(книги по этому вопросу: Анисимов Е.В. Время петровских реформ. 1989; История русской лит-ры: В 4 т. 1980; работы А.М. Панченко, напр. «Скоморохи и «реформа веселья» Петра I»)

9. Кл-зм в русской лит-ре XVIII века. Хронологические рамки, жанровая система и ее национ. особенности, теоретич. манифесты. Поэтика торжеств. оды Ломоносова.Проблема кл-зма вообще и рус. кл-зма в частности явл. 1 из наиб. дискуссионных проблем совр. литвед-я. Однако сущ-ют некот. положения, кот. не оспариваются исслед-ми. Во-1ых, не вызывает сомнения, что эстетический кодекс кл-зма вырабатывался на основе овладения достижениями античных поэтов и включал требование обязат. подражания великим пр-ниям древности; так кл-зм, собственно, и получил свое название (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый). Во-2ых, кл-зм возникает и формируется в опред. историко-культурных условиях, как правило, в период укрепления и торжества абсолютизма, однако, как отмечает Ю.Б. Виппер (мужик), сегодня уже нельзя прямолинейно сводить сущность лит-ры кл-зма к защите и прославлению абс. монархии. Кл-зм – это органичная стадия развития любой национ. культуры.

В европ. культуре сущ-ние кл-зма относ. ко 2ой пол. 17 - 1ой трети 18 в. Основу кл-зма составляют идеи философ. доктрины рационализма, основоп-ник кот. – фр. математик и философ Р. Декарт (1596-1650). Рационализм, рационалистический тип мировосприятия по своей природе дуален и иерархичен: реальность, если исходить из этой философии, имеет 2 уровня своего проявления и восприятия – материальный и идеальный. Идеальная реальность высшая, она первична; материальная реальность – низшая, она вторична. Соотв-но, концепция личности и тип героя в классицистическом пр-ния хар-тся дуальностью: чел-к сочет. в себе признаки 2х уровней мира - естеств. /биологического, на кот. он предстает частной сущностью, одержимой эгоистическими страстями, и так наз. общественного, на кот. он ощущает себя причастным к социуму – он осознает, что его благо явл. неотъемлемой составляющей блага общего. Таким обр., естеств. и обществ. чел-к в идеологии кл-зма – это 1 и тот же хар-р. Отсюда – типологический конфликт кл-зма, источником кот. явл. именно хар-р чел-ка. Герой в классицистическом пр-нии принужден совершать выбор м/у личной склонностью (как правило, любовью) и чувством долга перед обществом и государством, кот. по какой-то причине исключает возможность реализации любовной страсти. Ситуация выбора составляет гл. напряжение в классицистич. пр-нии, а оценка героя строго однозначна и напрямую зависит от совершенного им выбора. Указанная двойственность мировосприятия проявилась и в жанровом отношении новой поэтики: были определены низкие (сатира, комедия, басня) и высокие (ода, трагедия, эпопея) жанры, каждый из кот. тематически и стилистически был связан с 1 – материальным или идеальным – уровнем реальности. Смешение жанров не допускалось, модель каждого жанра была установлена раз и навсегда в четком своде правил, отступать от кот. было недопустимо, и каждый конкр. текст эстетически оценивался по степени соотв. этой идеальной жанр. модели. Таким обр., худож. пр-ние, с точки зр. кл-зма, должно строиться на основании строгих канонов.

Наши рекомендации