Вопрос №5. Реализм рубежа веков: новые темы и сюжеты, его взаимодействие с традициями, влияние натурализма, символизма и других течений

Литература рубежа веков сложна и разнообразна. Новая историческая реальность, новые тенденции в общественно-политической жизни, философские искания, потребность подвести ито­ги завершающегося XIX столетия и проникнуть в тайны рождаю­щегося XX в. — все это нашло отражение в литературе, живописи, музыке, театре, в только что заявившем о себе кинематографе.

Рубеж веков — время появления оригинальных художественно-эстетических школ и направлений, их столкновений и полемики и одновременно плодотворного взаимодействия.

В целом литературный процесс этого периода имеет переходный характер. Правомерно говорить об особом типе культуры, сложившемся в эту эпоху. Менялась писательская концепция мира и человека. Возникновение новых тенденций в искусстве было обосновано в литературных манифестах, теоретических трактатах, в которых писатели формулировали свои эстетические позиции. Для периода рубежа веков характерна вовлеченность писателей в события общественно-политической жизни. Показательны, на­пример, участие в деле Дрейфуса Э.Золя и А.Франса; протесты против испано-американской войны М.Твена; оппозиция милитаристскому угару в период Первой мировой войны, которую составили Р.Роллан, Б. Шоу и др. «Ангажированность» литературы, включенность в политическую жизнь, выступление авторов на стороне демократии, справедливости — важная сторона литера­турного процесса рубежа веков. В связи с этим значительный и важный пласт в наследии Э.Золя, А.Франса, Р.Роллана, Б.Шоу, Г.Уэллса, М.Твена, Дж.Лондона, Т.Драйзера и др. представляет публицистика.

В конце XIX в. сохраняет свою значимую роль реализм. К 1830 — 1860-м годам относится классический этап реализма, наиболее отчетливо представленный в творчестве Стендаля, О. де Бальзака, Ч.Диккенса, У.Теккерея, Ш.Бронте и др. Далее обозначается его постклассическая фаза, для которой характерно обогащение про­блематики и жанрово-стилевых особенностей реалистического искусства.

Показательны в этом отношении новые тенденции в романном жанре. Постижению жизненной правды, глубинных факторов в жизни общества способствовал жанр романа-эпопеи. В творчестве многих авторов (Э.Золя, Р. Роллана, Т.Драйзера, Дж. Голсуорси, Т.Манна, Г.Манна и др.) романы объединялись в дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные циклы.

Впечатляет само богатство эпических форм. Складываются такие жанровые разновидности романа, как «музыкальный» (Р. Рол-лан), философский (А.Франс, Т.Манн), сатирический (Г.Манн), утопический (Г.Уэллс, Дж.Лондон), социально-психологический (Дж.Голсуорси, Т.Драйзер, Т.Г.Харди, Г. де Мопассан), психологический (Г.Джеймс), социологический (Э.Синклер), приключенческий (Л.Стивенсон), детективный (А.Конан-Дойл), лирический (К. Гамсун), исторический (Г. Сенкевич), роман-притча (О.Уайльд) и др.

Воплощение жизненной правды отнюдь не предполагает исключительно «жизнеподобие» в искусстве, но рождает различные формы условности. Бытописание, психологический анализ, документализм обогащаются символикой, аллегорией, гротеском, фантастикой. В реалистическом романе прослеживаются стилистические элементы других эстетических школ (натурализма, символизма, импрессионизма и т.д.), с которыми он плодотворно взаимодействует. Выделить реализм в чистом виде очень сложно, и это привело бы к упрощению классификации литературных течений рубежа веков. Понятие «реализм рубежа веков» достаточно широкое, гибкое, оно не укладывается в жесткую схему.

Отметим некоторые черты, присущие писателям-реалистам. Это их живая вовлеченность в литературно-эстетические дискуссии, которые становятся факторов общественного значения. Не случайно в художественном творчестве писателей реалистического направления сквозной становится тема искусства. Часто в центре повествования — судьба художника («Творчество» Э.Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана, «Мартин Иден» Дж .Лондона и др.).

Обогащение реализма и возникновение новых литературно-эстетических течений были обусловлены углубившимся представлением о человеке, его психофизиологической природе. А это, в свою очередь, было результатом важнейших открытий в разных сферах науки: физиологии и экспериментальной медицине, естествознании, психологии, философии, социологии и политической мысли. Теория эволюции, проблемы наследственности, философские учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Э.Ренана, А.Бергсона и др. — все это нашло отражение в словесном искусстве.

7. «Новая драма»: сюжеты, конфликты, понимание задач драмы. Аналитическое строение пьес (на любых примерах).

Можно отнести: Ибсен «Кукольный дом», Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (периоды) + Саломея, Идеальный муж; Метерлинк, Роллан, Чезов.

Было три расцвета драмы.

-драма род.в 5в нэ-расцвет аттической драмы.Драма родилась в тв-ве Софокла, Эсхила, Еврипида

-мещанская транедия Дидро. Романт.период — поклонение Шескспиру+Шнлли, де Мюссе.

-Новый взлет. Рубеж 19-29в. Не приняла концепции индивидуализации Ренессанса. «Я» сталкивается с ходом времени.

- не приняла концеп-ю индивидуализма (отказ от миф героев).

- личность не обладает свободой – она незначительна, измельчание героя

- реал взгляд на чел-ка

- трагедия повседневности

- Чехов «мои герои пьют чай, а в это время разбиваются их судьбы».

Метерлинк. Трагелия повседневности каждого дня. Сочетание высокого и низкого. Поэтизация новой драмы. Тяготение к стихотворной форме. (сюда? Анттибуржуазный пафос. Новая драма не становится частью бытовой, а рассм.проблемы шире).

Б.Шоу - «драма-лискуссия.

Психологизм новой драмы -сложность, неодназначность, текучесть. Герой не сводится к единой страсти. Драма обращается к высокой инстанции и духовному уровню своего читателя. Драма-не окончат.форма.Помимо текста, это еще и жизнь на сцене, в устах егроев. Новая драма подразумевает возможность нескольких трактовок.

Ибсен «Кук дом» - шаг к новой драме. Трагедия заключается в нехватки мелочи — денег. Дана видимость семейного счастья. Нора: мотовка, птичка...Склад.впечатление, что она не знает реальной жизни. Дана видимость, кот.нарушается обращением в прошлое. В истории семьи есть тайна. Нора взяла в долг деньги, подделав подпись своего отца, чтобы спасти мужа и отвезти его на юг. Кракстау начинает шантажировать ее, просит ее, чтобы она замолвила о нгем словечко перед мужем. Нора думает, что узнав, муж возьмет вину на себя. Но нет! И в этом трагедия. Она уходит из дома, тк желает найти правду для самой себя.

Новая драма — словесное иск-во. В основе — философские посылки. Новая драма обращает внимание на сам процесс проживания. Столкновение двух натур: силы и слабости.

+

Диалоги – незначит фразы, недомолвки – Кук дом

Новый тип театра: независимый, вседоступный, появление режиссера. Воз-ть множ-ва трактовок, различ точек зрения. Открытие противоречивости бытия, аналитическое построение пьесы.

Наши рекомендации