Понятие о сертификации. Ее роль в повышении качества продукции.
Сертификация – это установление соответствующими сертифицирующими органами обеспечения требуемой уверенности, что продукция, услуга или процесс соответствуют определенному стандарту или другому нормативному документу. Сертифицирующими органами может являться лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика, ни от покупателя.
Сертификация сориентирована на достижении следующих целей: 1) оказание помощи потребителям в грамотном выборе продукции или услуги; 2) защита потребителя от некачественной продукции изготовителя; 3) установление безопасности (опасности) продукции, работы или услуг для жизни и здоровья человека, окружающей среды; 4) свидетельствование о качестве продукции, услуги или работы, о которых заявил изготовитель или исполнитель; 5) организация условий для комфортной деятельности организаций и предпринимателя на едином товарном рынке РФ, а также для принятия участия в международной торговле и международном научно—техническом сотрудничестве.
Роль сертификации в повышении качества продукции
В условиях рыночной экономики качеству продукции уделяется все большее внимание. Качество продукции характеризуется многими показателями: показатели технического назначения, надежности, экономного использования ресурсов, эргономические, эстетические, экологические, безопасности. Некоторые из них, такие как показатели безопасности, а также экологические, эргономические, относятся к обязательным требованиям при производстве и эксплуатации продукции и учитываются при обязательной форме подтверждения соответствия.
Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования, либо продукция, которая может сертифицироваться на соответствие другим требованиям (не обязательным к выполнению). В результате добровольной сертификации ограничивается доступ на рынок некачественной продукции за счет проверки показателей надежности, экономичности и т.д.
36)Основные цели и объекты сертификации. Термины и определения в области сертификации. Условия осуществления сертификации.
Сертификация продукции- процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что соответствует установленным требованиям.
В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.
Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО\МЭК 2).
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований к объекту.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.
Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ
К объектам сертификацииотносятся:продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» сертификация осуществляется в целях:
1)удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
2)содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
3)создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.