Роль сертификации в повышении качества продукции

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов в успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. В условиях рыночной экономики большинство потребителей предпочитают качество цене. Это связано с ростом культуры, образования, потребностей человека.

Сертификация продукции является одной из важных мер повышения качества продукции. В сертификации заинтере­сованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявления изготовителя), но и общественные, и частные производственные, потребительские организации.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества.

Система качества:совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обес­печивающая осуществление общего руководства качеством.

Принципы менеджмента качества:ориентация на потребителя, так как организация зави­сит от своих потребителей, выполнение их требований и стремление превзойти их ожидания;

• лидерство руководителя; руководители должны обес­печивать единство цели и направления деятельности организации, создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью во­ влечены в решение задач организации;

• системный подход к менеджменту, выявление и пони­ мание взаимосвязанных процессов как системы содей­ствия результативности и Эффективности организации при достижении ее целей;

• постоянное улучшение деятельности организации в це­лом следует рассматривать как ее неизменную цель;

• взаимовыгодные отношения с поставщиками;

• процессный подход — желаемый результат достигает­ся эффективнее, когда деятельностью и соответствую­щими ресурсами управляют как процессом. Преимущество процессного подхода состоит в непрерыв­ности управления, которое он обеспечивает на стыке отдель­ных процессов в рамках системы.

Роль сертификации в повышении качества продукции - student2.ru Приведенная на рис. 18 модель системы управления ка­чеством основана на процессном подходе и показывает связи между процессами. Как мы видим, потребители играют су­щественную роль при определении входных данных.

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществить менеджмент многочисленных вза­имосвязанных видов деятельности. Деятельность, использу­ющая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов и выходов, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл Plan-DO-Chek-Act (PDCA). Цикл DСА можно кратко описать так:

• планирование (Plan) — разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политики орга­низации;

• осуществление (DO) — внедрите процессы;

• проверка (Check) — постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах

• действие (Act) — предпринимайте действия по постоян­ному улучшению показателей процессов. (ГОСТ Р ИСО 9001—2001 «Система менеджмента качества. Требования»),

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001—2001 система менеджмен­та качества имеет следующие разделы:

1. Общие требования. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем со­стоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность.

Организация должна:

• определять процессы, необходимые для системы менед­жмента качества;

• определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

• определять критерии и методы, необходимые для обес­печения результативности процессов;

• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходи­мых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

• осуществлять измерение и анализ процессов;

• принимать меры, необходимые для достижения запла­нированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

2. Требования к документам.Организация должна документально оформлять заявление о политике и целях воб­ласти качества; документировать процедуры; разработать ру­ководство по качеству; разработать документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

3. Ответственность руководства:доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей; разработка политики в области качества; проведение анализа выполнения целей в области качества.

4. Процессы жизненного цикла продукции(ЖЦП) (рис. 19). Жизненный цикл продукции представляет собой сово­купность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Этап жизнен­ного цикла продукции — условно выделяемая его часть, ко­торая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами. Эту модель в соот­ветствии со стандартом ИСО 9004—94 называли «петлей ка­чества» (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 —«процессами жизненного цикла продукции».

Первым этапом, во многом определяющим результат всей деятельности предприятия по качеству, является марке­тинг. Функция маркетинга на предприятии — давать точное определение рыночного спроса, рынков сбыта, необходимых для планирования объемов производства; изучать требования потребителя.

На этапе проектирования и разработки продукциипо результатам маркетинговых исследований разрабатывают тех­нические требования. Итогом проектирования является тех­ническая документация. На этом этапе в общественном пита­нии разрабатывают рецептуру на новую продукцию, техни­ческие условия, стандарты; проводят эксперименты, испытания, проверяют качество проектируемой продукции. В дан­ном случае очень важно предотвратить ошибки в разработке новой продукции.

На этапе материально-технического снабжения проис­ходит обеспечение стабильного качества поступающего сы­рья, предметов материально-технического оснащения, выбор поставщиков, поставляющих продукцию в соответствии с тре­бованиями организации.

Необходимым условием эффективной работы предприя­тия по предупреждению брака на этапе разработки производ­ственных процессов является применение методов планиро­вания: приобретение оборудования, изучение рынка поставки оборудования. На этом этапе разрабатываются производствен­ные процессы, обеспечивается создание оптимальных условий для стабильного производства продукции в строгом соответ­ствии с требованиями нормативной документации. Решаются задачи освоения новой технологии, обеспечения стабильности работы оборудования, обучения кадров и т. д.

Роль сертификации в повышении качества продукции - student2.ru

В процессе производства осуществляется технологичес­кий процесс Исполнения (приготовление кулинарной продук­ции) в соответствии с требованиями технических регламен­тов, нормативной документации или условий договора.

На этапе контроля, проведения обследований контро­лируется качество выпускаемой продукции, обеспечение тех­нологической дисциплины, метрологическое обеспечение; проводится инспекционный контроль после получения сер­тификата соответствия.

Упаковка и хранение должны способствовать сохране­нию качества в сферах производства и обращения, при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.

На этапе распределения и реализации субъектом управ­ления качеством становится персонал организации сферы ус­луг. Для предприятия общественного питания это означает организацию реализации своей продукции и потребления ее. Основная задача исполнителей услуги — обеспечение каче­ства услуги и высокой культуры обслуживания.

На этапе эксплуатации к управлению подключается по­требитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее срок службы, например, эксплуатация оборудования и дру­гих предметов материально-технического оснащения на пред­приятиях общественного питания.

Техническая помощь и обслуживание означает помощь соответствующих организаций в эксплуатации оборудования, в его ремонте, обеспечении исчерпывающими и понятными инструкциями по использованию.

На стадии утилизации необходимо предупредить вред­ное воздействие использованной продукции на окружающую

Этапом утилизации не заканчивается деятельность орга­низации. К этому сроку организация начинает изучать пред­полагаемые потребности, текущие потребности и после мар­кетинговых исследований приступает к проектированию но­вой продукции, начинается новый виток деятельности в об­ласти качества.

Система качества по стандартам ИСО 9000 растет и се­годня занимает прочное место в рыночном механизме. Важ­нейшим признаком того, имеется ли на предприятии систе­ма качества, является сертификат на систему. Наличие сер­тификата на систему качества по международным стандар­там ИСО 9000 повышает конкурентоспособность предприя­тия, его надежность. Многие компании требуют от своих по­ставщиков обязательного внедрения системы качества по МС ИСО 9000.

Наши рекомендации