Влияние сертификации системы управления качеством продукции на выпуск качественной продукции
Конечное качество изделий зависит от того, с каким качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то же время вклад каждого этапа жизненного цикла в качество изделия различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100 % качества изделия, а эскизный и технический проекты определяют от 50 до 80 % качества изделия, то рабочий проект и технологическая подготовка производства определяют от 5 до 35 % , производство - от 5 до 25 %. Следовательно, предприятие может реализовать, проведя на достаточно высоком уровне технологическую подготовку производства и обеспечив изготовление изделий с полным выполнением требований технических условий, максимум 60 % от первоначально заданного качества изделия.
Одним из важнейших элементов повышения качества является внесение изменений в действующую нормативно-техническую документацию и разработка новых стандартов, устанавливающих общепризнанные нормы, зафиксированные в стандартах ИСО серии 9000. Но при этом возникает вопрос - сможет ли предприятие в рамках действующей системы УКП обеспечить выполнение одного из главных положений «Политики в области качества» - «... главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей».
На первый план выходят проблемы организационной системы и системы управления людьми. Возникает необходимость разработки и реализации конкретных процедур по повышению индивидуальной ответственности исполнителей за качество продукции с одновременным сокращением объема работ, контролируемых работниками ОТК.
Не следует забывать, что структура большинства японских программ обеспечения и повышения качества продукции основана на пяти моральных обязательствах, действующих во всем мире: выброси ненужное; содержи свои вещи в порядке; соблюдай чистоту на рабочем месте; соблюдай личную чистоту; соблюдай дисциплину.
Особенно актуальным для переходного периода в России является тезис «Качество начинается и кончается обучением».
Для изделий, экспортирующихся зарубежному потребителю, необходим еще один сертификат - экспортный. Сертификация производства - это тот минимум, который позволит зарубежному потребителю взглянуть на предприятие, как на возможного поставщика продукции.
Предприятие, чтобы выжить, вынуждено искать рынок сбыта своей продукции, заботясь о ее конкурентоспособности, смене типа изделий, производимых на предприятии. Система управления качеством продукции должна быть быстро перестраиваемой, обладать свойствами адаптивности, оперативного контроля всех стадий жизненного цикла изделий.
Примерный перечень задач, решаемых системой УКП
Наименование задачи | Этапы «петли качества» | Подразделения, для которых предназначена задача |
Создание базы данных по нормативным документам на продукцию и методы ее испытаний | 2 - 7 | Отделы проектирования УКП Испытательная лаборатория, ОТК |
Создание базы данных по организационно-методическим документам системы УКП | Все этапы | Бюро УКП |
Создание базы данных по производственному оборудованию предприятия | 2, 3, 4, 5 | Отдел главного технолога |
Создание пакета комплексных программ для статистического контроля качества продукции | 5, 6 | ОТК, испытательная лаборатория, бюро УКП |
Разработка алгоритмов и программ для оценки технического уровня качества и конкурентоспособности продукции | 1, 2, 5, 6 | Отдел главного конструктора, бюро УПК, отдел внешних связей, отдел маркетинга |
Разработка алгоритмов и программ для расчета и анализа затрат на качества продукции | 2, 4, 5 | Экономический отдел, бюро УКП бухгалтерия |
Разработка алгоритмов и программ для оценки СУ КП на предприятии | 1 - 11 | Бюро УК |
Разработка алгоритмов и программ для формулирования и контроля реализации мероприятий по качеству продукции | 1 - 11 | Бюро УК |
Создание базы данных по деловым связям предприятия | 1, 3, 8, 10 | Отделы сбыта, экономический, внешних связей, маркетинга |
Создание базы данных по типовым формам документов (по видам деятельности) | 1-8 | Подразделения, связанные с работами по обеспечению качества |
Такие возможности системе УКП могут быть предоставлены при компьютеризации системы. Первоочередным этапом работы является определение предприятием и его подразделениями отдельных задач и их комплексов, требующих использования компьютерных средств. Координацией этой деятельности занимается бюро УКП, владеющее идеологией управления качеством на базе стандартов ИСО серии 9000, знающее характер и специфику производственного процесса предприятия, взаимодействующее с его структурными подразделениями совместно с вычислительным подразделением, организующим комплексные решения для формирования и реализации задач.
При такой технологии выполнения работ специалисты предприятия участвуют в постановке задач, а компьютерное обеспечение осуществляет профессиональное подразделение с едиными методическими и организационно-техническими позициями.
На основе единой компьютерной системы УКП можно решить и такие задачи, как сертификация типа и производства (СУ КП), а также обеспечение стабильности качества серийного производства изделий.
Одним из возможных инструментов построения системы является мониторинг обеспечения качества техники, удовлетворяющей указанным требованиям. Мониторинг предполагает постоянное слежение за процессом с целью предупреждения возможности возникновения неблагоприятных, критических или недопустимых изменений в его ходе.
Естественным дополнением к автоматизированной комплексной системе УКП может служить разработка и внедрение на предприятии общей для фирмы системы обеспечения качества продукции.
Подобные японские системы обеспечения качества обусловили возможность использования нового показателя качества изготовителя - число дефектных изделий на миллион.
Принципы, по которым строится работа общей для фирмы системы обеспечения качества продукции, заложены и в требованиях стандартов ИСО серии 9000:
1.Цель работы в системе - ноль дефектов. Это значит: «делай правильно с первого раза» или «дефект может появиться только один раз». Следовательно, необходимо постоянное стремление к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов - конечная, фактически недостижимая цель.
2.Правило работы в системе - предупреждение дефектов, а не их устранение.
3.Все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика.
В современных условиях, когда на передний план вышла такая характеристика продукции, как конкурентоспособность, и в то же время наблюдается нестабильность производства, наиболее достоверным окажется применение метода экспертных оценок (балльного метода).
Если рассматриваемая единица продукции имеет дефект, то это означает, что по меньшей мере один из ее показателей качества или параметров вышел за предельное значение или не выполняется одно из требований нормативной документации к признакам продукции.
Дефекты, в свою очередь, подразделяются на критические, значительные и малозначительные в зависимости от степени влияния каждого вида дефекта на эффективность и безопасность использования продукции с учетом ее назначения, устройства, показателей качества, режимов и условий эксплуатации.
Управленческие решения существенно влияют на экономическую эффективность работы отдельных подразделений и предприятия в целом. Это, в конечном счете, сказывается на повышении конкурентоспособности изделий. Особое влияние на качество продукции оказывает текущий контроль на всех стадиях производства продукции.