Принцип работы фазовых рнс
Фазовыми радионавигационными системами называются такие РНС, с помощью которых место судна определяется путем измерения разности фаз, одновременно излучаемых электромагнитных колебаний. В такой РНС используется свойство радиоволн изменять свой фазовый угол по мере удаления от станции излучения.
В общем случае изменение фазового угла зависит от пройденного радиоволной расстояния, то есть изменение фазового угла является функцией расстояния
. (22.9)
Следовательно, если известно изменение фазового угла на каком-то расстоянии, то возможно определить и само расстояние, проходимое радиоволной от места ее излучения до точки приема. Так, если в т. О (рис. 22.3) излучаются незатухающие колебания, то видно, что фазовому углу Ф в точке приема М соответствует расстояние .
Рис. 22.3. Изменение фазового угла радиоволны
Зависимость между фазовым углом Ф и расстоянием D определяется формулой:
(22.10)
или (22.11)
где q – целый фазовый цикл (ф.ц.) пропорциональный расстоянию, на котором укладывается одна длина волны (l);
N – целое число фазовых циклов;
y – доля фазового цикла или конечный фазовый цикл.
Таким образом, при известной длине волны, произведя отсчет целых фазовых циклов (Nq) и измерив конечный фазовый цикл (y), определяется фазовый угол (Ф), а затем и расстояние (D) по формуле:
(22.12)
Из формулы видно, что расстояние D может быть определено в любой момент по мере удаления (приближения) судна от (к) станции излучения, если на судне будет производится подсчет целых фазовых циклов (q) и измеряться конечный фазовый цикл (y), то есть если будет определяться в нужный момент фазовый угол (Ф).
Фазовые РНС предназначены для определения места судна с достаточно высокой точностью. К фазовым РНС относятся РНС «Декка», «РСВТ», которые являются разностнодальномерными гиперболическими РНС.
Рис. 22.4. Принцип определения места судна по фазовой РНС
Принцип работы этих РНС (рис. 22.4) состоит в том, что береговые станции (ведущая – ВЩ ® т. А и ведомые – ВМ ® т. В и т. С) согласованно излучают радиоволны строго стабилизированных частот, которые принимаются на судне как разность фазовых углов ведущей (ВЩ) и каждой ведомой (ВМ) станций. По измеренным разностям фаз определяются им соответствующие гиперболы, в точке пересечения которых (т. М0) и будет обсервованное место судна.
Судну в т. М0 расстояниям DA, DB, DC соответствуют фазовые углы ФА, ФВ, ФС. Тогда разности фаз DФ1 = ФА – ФВ будет соответствовать разность расстояний DD1 = DА – DВ, по которой определяется 1-я гипербола I–I, как линия положения, а по разности фаз DФ2 = ФА – ФС – разность расстояний DD2 = DА – DС и 2-я гипербола II–II. В точке пересечения гипербол I–I и II–II (т. М0) и будет находиться обсервованное место судна.