Вопрос 3.1. Принцип работы и термодинамические условия работы поршневого компрессора
Лекция 7
КОМПРЕССОРЫ
Компрессоры представляют собой машины для сжатия и перемещения газообразных агентов, например, воздуха, кислорода, водорода, природного газа и т. п. (далее по тексту - газа). Они нашли широкое применение в народном хозяйстве, в том числе в нефтяной и газовой промышленности.
Области применения компрессоров в этих отраслях следующие: - подъем пластовой жидкости на поверхность при компрессорном способе добычи нефти;
- закачка газа в нефтяные пласты с целью поддержания и восстановления пластового давления;
- закачка газа в подземные хранилища;
- освоение скважин после бурения и ремонта;
- подача воздуха в пневматические системы буровых установок;
- подача окислителя (воздуха) в нефтяные пласты при эксплуатации месторождений с применением внутрипластового движущегося очага горения;
- сбор газа при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и подача его на головную компрессорную станцию;
- сжатие нефтяного газа в сепарационных установках;
- транспортирование газа по магистральным трубопроводам;
- подача воздуха в пневматические системы различных грузоподъемных, транспортных и других машин, приборов, инструментов и приспособлений, применяемых в нефте – и газодобыче;
- опрессовка трубопроводов, емкостей и т. п. В процессе испытания их на прочность и плотность;
- перемещение газа в установках заводов по переработке нефти и газа;
- удаление газа с целью создания в какой-либо полости вакуума;
- вентиляция с целью охлаждения оборудования и циркуляции воздуха в помещениях;
- теплопередача (в охлаждающих рубашках машин, подогревателях, холодильных установках).
Все компрессоры можно условно подразделить на два вида: динамические и объемные.
В динамических компрессорах газ сжимается путем увеличения его скорости и превращения кинетической энергии газа в энергию давления. В объемных компрессорах - в результате уменьшения объема рабочего пространства.
К динамическим компрессорам относятся центробежные, осевые компрессоры и центробежные вентиляторы.
Центробежные компрессоры и вентиляторы по принципу действия и конструкции подобны центробежным насосам; осевой компрессор - осевому насосу. Конструктивные особенности динамических компрессоров в отличие от насосов связаны со сжимаемостью перемещаемой газовой среды (это свойство газа определяет конструктивные особенности и объемных компрессоров) и большими частотами вращения валов компрессоров (более 200 С-1).
К объемным компрессорам, по аналогии с объемными насосами, относятся поршневые и роторные. Классификационным признаком поршневого компрессора является наличие в качестве рабочего органа поршня или плунжера. Принцип его действия подобен принципу действия поршневого насоса.
К роторным компрессорам относятся пластинчатые, жидкостно-кольцевые, коловратные, винтовые и некоторые другие типы компрессоров. В них, так же как и в роторных насосах, осуществляется вращательное или вращательное и возвратно-поступательное движение рабочих органов независимо от характера движения ведущего звена. Их конструкция и принцип действия аналогичны.
К компрессорам (компрессорным машинам) относятся собственно компрессоры, вентиляторы и вакуумные компрессоры.
В результате сжатия газа давление на выходе компрессора Р2 становится больше давления на входе в него p1 Отношение этих величии представляет собой степень повышения давления компрессором
ε = p2/p1.
Когда требуется обеспечить ε = 1 .. .1,15, применяются вентиляторы (вентиляторы практически не сжимают газ и поэтому их принцип действия мало отличается от принципа действия насоса). Для получения ε > 1,15 применяют компрессоры. Для ε~ < 2,5 ... 3 - неохлаждаемые компрессоры, так называемые нагнетатели, воздуходувки, продувочные насосы.
Вакуумные компрессоры применяются для удаления газа из ограниченного пространства (сосуда, резервуара). Давление на выходе . вакуумного компрессора обычно равно атмосферному, но в результате создания разряжения в сосуде или в резервуаре, степень повышения давления вакуумным компрессором может достигать больших значений, по сравнению с другими компрессорными машинами.
Вопрос 3.6 Многоступенчатое сжатие
Газомотокомпрессор
Стационарные газомотокомпрессоры 8ГК и 10ГК имеют V - образный газовый двигатель внутреннего сгорания, шатуны которого соединены с коленчатым валом компрессора (см. рис.). Топливом для двигателя служит перекачиваемый газ. Мощность компрессоров 8ГКМ достигает 220 кВт, а 10ГКМ - до 1100 кBт. Давление на выкиде ссостовляет - 5 МПа и 12,5 МПа, соответственно, а подачи у основных типоразмеров этих компрессоров от 0,28 до 8,33 и от 0,58 до 10 МЗ/С.
Эти газомотокомпрессоры имеют шифры типа 8ГКМ 1/38 - 55.
Цифры в этом шифре обозначают: первая - число цилиндров двигателя, вторая - число ступеней сжатия, третья и четвертая - давление газа на приеме и нагнетании компрессора.
Каждый из этих компрессоров имеет около 20 типоразмеров на различные подачи и давления. База компрессора 8ГКМ (как и 10ГКМ) одна под все типоразмеры.
Основными деталями газомотокомпрессора (см. рис.) являются: рама-картер 1, на которой базируются узлы компрессора; фонарная часть 13 для подсоединения цилиндра компрессора к станине; цилиндр компрессора 11 с находящимся в нем поршнем 12, .штоком, сальником и клапанами.
В торце цилиндра компрессора располагаются детали системы регулирования 10. Шток поршня соединен с крейцкопфом, шатуном компрессора 5 и коленчатым валом, через который осуществляется связь с приводящим двигателем.
В газомотокомпрессоре на шейке коленчатого вала 4 размещается шатун компрессора, соединенный пальцами 3 с шатунами 2 двигателя. Через патрубок 6 и всасывающий клапан продувочного цилиндра 7 воздух попадает в продувочный насос, который имеет поршень 9, соединенный с крейцкопфом. Продувочный насос по каналам 16подает воздух в цилиндры двигателя 17 для вытеснения продуктов сгорания через выхлопной патрубок 22 и наполнения цилиндров воздухом перед подачей в них топлива через инжекторный клапан 19. Смесь топлива с воздухом в конце сжатия воспламеняется с помощью тока высокого напряжения, подаваемого на свечу зажигания 20.
Газомотокомпрессоры запускаются энергией сжатого воздуха и имеют несколько периодов, когда надо включать и отключать некоторые устройства. Для ручного управления пуск и остановка газомотокомпрессора сложны. Поэтому часть периода пуска автоматизирована. Перед пуском компрессора необходимо вручную подать масло насосом к движущимся и трущимся узлам. После этого нажимается кнопка «Пуск», и автоматический пуск производится в следующем порядке:
1. Из пусковых баллонов в пусковое устройство (им оснащается часть цилиндров двигателя компрессора) подается воздух, раскручивающий двигатель
2. По мере повышения давления масла включается зажигание (давление масла 0,02 МПа), подается топливный газ (0,04 МПа), включается защита (0,15 МПа).
3. При достижении давления топливного газа 0,05 ... 0,07 МПа, прекращается подача сжатого воздуха.
4. При нагреве масла до 25 оС давление топливного газа поднимается до 0,3 МПа и подается воздух на систему регулировки частоты вращения вала.
5. При нагреве масла до 40 ... 45 оС и нагреве конденсата на выходе из двигателя до 57 ... 60 оС (машина прогрелась) устанавливают рабочий режим компрессора; закрывается перепуск и повышается давление сжатия газа. Эта операция выполняется кранами с пневматическим приводом.
Рис. Газомоторный компрессор 10 ГК:
1 - станина; 2 - шатун; 3 - палец; 4 - шейка коленчатого вала; 5 - главный шатун;
6 - воздушный патрубок; 7 - всасывающий клапан продувочного насоса;
8 - поршневые кольца продувочного насоса; 9 - поршень продувочного насоса; 10 - регулятор мертвого, пространства компрессора;
11 - цилиндр компрессора; 12 - поршень; 13 - фонарная часть; 14 -продувочный насос; 15 - крышка средника; 16 -- полости для продувания воздухом; 17 – силовой цилиндр; 18 - поршень силового цилиндра; 19 – инжекторный клапан; 20 - свеча зажигания; 21 - масляная полость поршня силового цилиндра; 22 - выпускной патрубок
Основные требования по техническому обслуживанию следующие:
1.Содержать компрессор в чистоте.
2.Ежедневно проверять уровень масла щупом и при необходимости доливать. Масло заменять через 300 ч работы, а у нового и отремонтированного компрессора - через 60 ч работы дважды. Применяемое компрессорное масло должно иметь сертификаты. Масло надо сливать сразу после остановки компрессора, пока оно не остыло.
3.Продувать водомаслоотделитель через 3 .. .4 ч работы.
4.Ежедневно проверять натяжение ремня вентилятора. Нормальный прогиб ремня между шкивами должен быть равен 10 ... 15 мм при нажатии на него с усилием 30 .. .40 Н.
5. Следить за промежуточным и конечным давлением воздуха.
В случае повышения промежуточного давления более чем на 0,23 МПа или понижения до 0,2 МПа необходимо остановить компрессор и сделать ревизию клапанов, сменить поломанные пластины. В случае повышения конечного давления в воздухосборнике более чем на 0,85 МПа следует остановить компрессор, сбросить давление в воздухосборнике, сделать ревизию предохранительного клапана и отрегулировать на давление сброса 0,82-0,85 МПа.
6.Периодически проверять затяжку всех болтовых соединений.
Ремонт газомотокомпрессора рассмотрим исходя из следующих неполадок.
-ненормальное повышение давления в какой-либо ступени вызывается неисправностью клапанов на следующей ступени.
- ненормальное повышение температуры сжимаемого газа может быть следствием неправильного распределения давления по ступеням или неисправностью системы охлаждения.
- неисправность системы охлаждения заключается в образовании накипи в водяных рубашках компрессора и в трубах холодильника.
- внезапное падение давления масла в циркуляционной системе смазки может бытъ вызвано: поломкой шестеренного насоса с внутренним зацеплением; разрывом маслопровода; поломкой пружины предохранительного клапана.
- постепенное падение давления в циркуляционной системе может быть обусловлено: засорением масляного фильтра или приемной сетки насоса; неплотностью предохранительного клапана; большой выработкой вкладышей подшипников скольжения; разжижением смазки вследствие перегрева.
- повышение температуры масла вызывается загрязнением масляного холодильника или повышением температуры движущихся частей компрессора вследствие их износа.
- резкий стук в цилиндре компрессора может быть следствием ряда неполадок: попадания куска пружины, обломка клапана между поршнем и крышкой; непосредственных ударов поршня о крышку; ослабления соединения поршня со штоком; ослабления поршневых колец в канавках поршня; ослабления соединения штока с крейцкопфом; попадания в цилиндр жидкости или чрезмерной смазки его; большого износа продувочного цилиндра или крейцкопфа и увеличенного зазора между ними; износа пальца крейцкопфа или разработки бронзовых втулок его; слабой посадки клапанов в гнездах цилиндра.
- снижение подачи компрессора является следствием негерметичности клапанов, износа поршневых колец, цилиндров или сальников.
- газомотокомпрессор не запускается или запускается с трудом.
В этом случае необходимо проверить давление пускового воздуха; продуть линию пускового воздуха от конденсата, загрязняющего свечи; продуть газовую линию от воздуха; проверить, правильно ли установлено начало открытия клапанов воздухораспределителя; проверить, не заедают ли пусковые клапана воздухораспределителя и не пропускает ли пусковой трубопровод; отрегулировать систему зажигания. Свечи зажигания должны быть сухими и иметь правильный зазор. Контакты магнето не должны быть обгоревшими, щетки изношенными.
- цилиндры двигателя перегреваются, если пропускают поршневые кольца продувочного насоса; установлено позднее зажигание; засорен воздушный фильтр или загрязнены выхлопной коллектор и глушитель; недостаточно давление охлаждающей воды или на стенках рубашек охлаждения имеется накипь. Перегрев цилиндров обнаруживают по температуре выхлопных газов.
- повышенная дымность двигателя наблюдается в следующих случаях: велика подача масла лубрикатором в цилиндры двигателя и к газорегулирующему клапану; неисправен маслосбрасывающий клапан продувочного насоса; в ресивере и выхлопном тракте скопил ось значительное количество несгоревшего масла.
- двигатель не принимает нагрузку, т. е. под нагрузкой уменьшаются обороты вала и ручной регулировкой натяжения пружины центробежного регулятора не удается довести частоту вращения до нормальной. В этом случае необходимо проверить давление топливного газа, систему зажигания, работу топливных клапанов, клапаны продувочных цилиндров, воздушные фильтры, состояние поршней и цилиндров двигателя.
Компрессорные станции.
Описание компрессора показывает, что процесс сжатия и нагнетания газа сложен и требует, кроме основной машины-компрессора, ряд сложных вспомогательных узлов. Сам компрессор требует наличия системы охлаждения и смазки. Кроме того, сжатый газ до транспортировки должен быть отделен от влаги и масла, которые доставляют много неудобств и создают аварийные положения при эксплуатации газовых трубопроводов. Все это приводит к сложному хозяйству компрессорной промысловой станции.
По газопроводам 1 и 2 к станции поступает газ после предварительной обработки на установках подготовки нефти. Газ проходит сепараторы 3 для отделения жидкости и механических примесей и подается к компрессорам по линии 5. Через регулятор давления «после себя» 4 газ подается к двигателям компрессоров 10ГК. Остальная, основная часть газа по трубопроводу идет в цилиндры компрессоров 7. После сжатия в ступени 1 газ направляется по линии 9 в маслоотделители 11, холодильники первой ступени 12 и сепараторы среднего давления 14, где отделяется влага. Ко второй ступени газ подается по линии 8.
Такая же обработка газа проводится и после второй ступени в аппаратах 11, 13 и 15. К этим аппаратам газ подается по линии 10. Влага от всех сепараторов поступает в емкости для конденсата 16,17 и 18 и отбирается насосами насосной 19. Газ после сжатия и обработки направляется по линии 20 к потребителю (на газобензиновый завод, на скважины для газлифта и т. п.). Для охлаждения воды холодного и горячего цикла применяют градирни 21, где имеются емкость и насосная, расширительный бак с насосом горячего цикла. Для компрессорной, на которой установлено обычно 7 ... 10 компрессоров, необходимо масляное хозяйство, так как расход масел различных марок велик (емкости и насосы маслохозяйства 22). Кроме того, запуск компрессора производится сжатым воздухом, запас которого в специальной емкости пополняется небольшими вспомогательными компрессорами 23.
Все эти машины и аппараты связаны трубопроводами, оснащенными ручными и моторными задвижками. Большое хозяйство компрессорной станции требует наличия механической мастерской, хранилищ горючих и смазочных материалов, запасных частей. В помещении компрессорной имеется крановое хозяйство, позволяющее монтировать и демонтировать громоздкие и тяжелые детали компрессоров.
Имеющийся в газе конденсат может образовать жидкостные пробки в трубопроводах, особенно если трасса трубопровода имеет чередующиеся подъемы и спуски. В зимнее время возможно замерзание этих жидкостных пробок. Наличие масла в газе может привести к образованию взрывоопасных смесей. Поэтому в системе трубопроводов имеются масло- и влагоотделители.
Компрессоры, сепараторы и емкости, находящиеся под давлением, оснащены предохранительными клапанами, грузовыми или пружинными.
Рис. Схема оборудования компрессорной станции
Лекция 7
КОМПРЕССОРЫ
Компрессоры представляют собой машины для сжатия и перемещения газообразных агентов, например, воздуха, кислорода, водорода, природного газа и т. п. (далее по тексту - газа). Они нашли широкое применение в народном хозяйстве, в том числе в нефтяной и газовой промышленности.
Области применения компрессоров в этих отраслях следующие: - подъем пластовой жидкости на поверхность при компрессорном способе добычи нефти;
- закачка газа в нефтяные пласты с целью поддержания и восстановления пластового давления;
- закачка газа в подземные хранилища;
- освоение скважин после бурения и ремонта;
- подача воздуха в пневматические системы буровых установок;
- подача окислителя (воздуха) в нефтяные пласты при эксплуатации месторождений с применением внутрипластового движущегося очага горения;
- сбор газа при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и подача его на головную компрессорную станцию;
- сжатие нефтяного газа в сепарационных установках;
- транспортирование газа по магистральным трубопроводам;
- подача воздуха в пневматические системы различных грузоподъемных, транспортных и других машин, приборов, инструментов и приспособлений, применяемых в нефте – и газодобыче;
- опрессовка трубопроводов, емкостей и т. п. В процессе испытания их на прочность и плотность;
- перемещение газа в установках заводов по переработке нефти и газа;
- удаление газа с целью создания в какой-либо полости вакуума;
- вентиляция с целью охлаждения оборудования и циркуляции воздуха в помещениях;
- теплопередача (в охлаждающих рубашках машин, подогревателях, холодильных установках).
Все компрессоры можно условно подразделить на два вида: динамические и объемные.
В динамических компрессорах газ сжимается путем увеличения его скорости и превращения кинетической энергии газа в энергию давления. В объемных компрессорах - в результате уменьшения объема рабочего пространства.
К динамическим компрессорам относятся центробежные, осевые компрессоры и центробежные вентиляторы.
Центробежные компрессоры и вентиляторы по принципу действия и конструкции подобны центробежным насосам; осевой компрессор - осевому насосу. Конструктивные особенности динамических компрессоров в отличие от насосов связаны со сжимаемостью перемещаемой газовой среды (это свойство газа определяет конструктивные особенности и объемных компрессоров) и большими частотами вращения валов компрессоров (более 200 С-1).
К объемным компрессорам, по аналогии с объемными насосами, относятся поршневые и роторные. Классификационным признаком поршневого компрессора является наличие в качестве рабочего органа поршня или плунжера. Принцип его действия подобен принципу действия поршневого насоса.
К роторным компрессорам относятся пластинчатые, жидкостно-кольцевые, коловратные, винтовые и некоторые другие типы компрессоров. В них, так же как и в роторных насосах, осуществляется вращательное или вращательное и возвратно-поступательное движение рабочих органов независимо от характера движения ведущего звена. Их конструкция и принцип действия аналогичны.
К компрессорам (компрессорным машинам) относятся собственно компрессоры, вентиляторы и вакуумные компрессоры.
В результате сжатия газа давление на выходе компрессора Р2 становится больше давления на входе в него p1 Отношение этих величии представляет собой степень повышения давления компрессором
ε = p2/p1.
Когда требуется обеспечить ε = 1 .. .1,15, применяются вентиляторы (вентиляторы практически не сжимают газ и поэтому их принцип действия мало отличается от принципа действия насоса). Для получения ε > 1,15 применяют компрессоры. Для ε~ < 2,5 ... 3 - неохлаждаемые компрессоры, так называемые нагнетатели, воздуходувки, продувочные насосы.
Вакуумные компрессоры применяются для удаления газа из ограниченного пространства (сосуда, резервуара). Давление на выходе . вакуумного компрессора обычно равно атмосферному, но в результате создания разряжения в сосуде или в резервуаре, степень повышения давления вакуумным компрессором может достигать больших значений, по сравнению с другими компрессорными машинами.
Вопрос 3.1. Принцип работы и термодинамические условия работы поршневого компрессора
Принципиальная схема поршневого компрессора (рис. 3.1) включает цилиндр 1, поршень 2, всасывающий 3 и нагнетательный 4 клапаны, шток 5 и кривошипно- шатунный механизм, состоящий из крейцкопфа 6, шатуна 7 и кривошипа 8
Рис 3.1. Схема поршневого компрессора
Рабочий процесс в поршневом компрессоре осуществляется за четыре этапа:
1 - расширение газа во вредном пространстве цилиндра компрессора (в клапанах и околоклапанном пространстве, в зазоре между крышкой цилиндра и плоскостыо АА, соответствующей крайнему положению поршня);
2 - всасывание (расширение и всасывание происходят при движении поршня от плоскости АА до плоскости ВВна длине хода поршня s; при этом всасываюший клапан открывается не сразу, а лишь после того, как газ, находящийся во вредном пространстве цилиндра, расширится, и его давление станет меньше давления во всасывающей линии, в этот момент откроется клапан З, и газ начнет поступать в цилиндр компрессора);
3 - сжатие (происходит при движении поршня от плоскости ВВдо плоскости СС);
4 - нагнетание (происходит при движении поршня от плоскости сс до плоскости АА; нагнетание газа в трубопровод начинается тогда, когда давление газа в цилиндре превысит давление в нагнетательной линии, в этот момент откроется клапан 4, и газ начнет поступать в трубопровод).
Расширение и сжатие газа в компрессоре связаны с изменением его температуры и являются объектом изучения технической термодинамики.
Характер изменения объема газа зависит от условий теплообмена между газом, деталями компрессора и окружающей средой. В зависимости от этого сжатие или расширение могут происходить:
- без теплообмена (адиабатический процесс); т. е. с нагревом газа при его сжатии или охлаждением газа при его расширении;
- с частичным теплообменом (политропический процесс);
- с полным теплообменом (изотермический процесс), т.е. с сохранением одной и той же, постоянной при сжатии и расширении, температуры газа.
Как видно из определений, адиабатический и изотермический процессы являются частными случаями политропического процесса.
Политропический процесс изменения состояния идеального газа удовлетворяет уравнению:
pVm = const,
где р - давление;
V - объем газа;
т - показателъ политропы.
При адиабатических процессах т обозначается через k и называется показателем адиабаты и равен 1,67 для одноатомных газов, 1,4.,.1,41 для двухатомных и 1,2 . .,1,3 для трех- и многоатомных газов.
При изотермическом процессе т = 1.
Из условий работы поршневого компрессора видно, что процессы сжатия и расширения газа происходят в основном при политропическом процессе.
Изменение температуры газа можно определить, используя уравнение состояния идеального газа:
р . V = R . Т,
где R - газовая постоянная;
Т - абсолютная температура газа в цилиндре в 'к.
Для политропического процесса температура после сжатия равна:
Т2 =Т1 (Р2/Р1) m-1/m
где Т2 - конечная температура газа после сжатия;
. Т1 - начальная температура газа в 'к.