Каковы принципы организации управления качеством? Какие существуют показатели и уровни качества в системах ТГВ?
ISO 9000. Принципы управления качеством.
В основе стандарта ISO 9000 лежит 8 принципов управления качеством. Руководители могут использовать принципы для построения или улучшения системы управления качеством на своих предприятиях или в организациях.
Принцип №1:ориентированность на клиента. Компания должна понимать существующие и будущие потребности клиентов, удовлетворять их и прилагать усилия для того, чтобы превзойти ожидания клиентов. Для этого необходимо:
- проводить исследования для определения потребностей клиентов;
- привязать стратегию компании к удовлетворению потребностей и ожиданий клиентов;
- наладить систему передачи информации о потребностях клиентов в рамках всей организации;
- измерять и оценивать удовлетворенность клиентов;
- наладить систему управления взаимоотношениями с клиентами;
- стремиться к достижению баланса между удовлетворением клиентов и других заинтересованных сторон (владельцев, работников, поставщиков и т.д.).
Принцип №2: лидерство. Лидеры определяют цели и задачи компании, они создают среду благоприятную для достижения поставленных целей. Для внедрения данного принципа руководителю необходимо:
- принимать во внимание интересы всех заинтересованных сторон;
- иметь ясное видение будущего компании;
- устанавливать побуждающие цели и задачи;
- создавать атмосферу доверия;
- предоставлять необходимые ресурсы, возможности для обучения и свободу действий;
- брать ответственность на себя;
- стимулировать работников.
Принцип №3: вовлечение людей. Кадры являются основой любой компании. Вовлечение работников в процессы, происходящие в организации, способствует раскрытию их способностей, что благоприятно сказывается на деятельности самой организации. Для реализации данного принципа необходимо создать систему, в которой:
- сотрудники понимают свою роль в компании и важность своего вклада в ее работу;
- осознают ограничения своей деятельности;
- берут ответственность на себя;
- стремятся повысить свою квалификацию;
- свободно делятся знаниями и опытом;
- открыто обсуждают проблемы.
Принцип № 4: подход к деятельности как процессу. Желаемый результат достигается быстрее, если компанией во главу угла ставится процесс. Для реализации данного принципа необходимо создать систему, при которой:
- определяются виды деятельности, необходимые для получения результата;
- устанавливается учет деятельности и ответственность людей, занимающих ключевые должности;
- уделяется большое внимание факторам (ресурсы, методы, материалы), влияющим на ключевые виды деятельности организации;
- оцениваются риски и последствия, оказывающие влияние на клиентов, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Принцип №5: системный подход к управлению.Системный подход в определении, понимании взаимосвязанных процессов и управлении ими позволяет компании достичь эффективности. Данный принцип реализуется, если организация:
- структурирует систему для достижения своих целей наиболее эффективным способом;
- понимает взаимозависимость процессов внутри системы;
- распределяет роли и ответственность, исключая дублирование;
- осознает свои возможности и определяет порядок исполнения до начала действий;
- постоянно улучшает работу системы через оценку своей деятельности.
Принцип №6: непрерывное (постоянное) улучшение. Для реализации данного принципа необходимо:
- добиваться всеобщего стремления к улучшению качества своей деятельности;
- обучать персонал методам и способам непрерывного совершенствования;
- постоянно улучшать качество товаров, процессов и системы на уровне каждого сотрудника организации;
- установить цели и давать оценку улучшению;
- приветствовать и выделять улучшения.
Принцип №7: фактический подход при принятии решения. Для реализации данного принципа необходимо:
- проверять точность и надежность информации;
- обеспечивать доступность информации лицам, нуждающимся в ней;
- анализировать информацию, используя общепринятые, методы;
- принимать решения и действовать на основе анализа фактов, используя опыт и интуицию.
Принцип №8: взаимовыгодные отношения с поставщиками. Для реализации данного принципа необходимо:
- установить баланс между краткосрочными и долгосрочными целями в отношениях с поставщиками;
- объединить опыт и ресурсы;
- определить и выделить ключевых поставщиков;
- установить открытое общение с поставщиками;
- обмениваться информацией и будущими планами друг с другом;
- строить совместные планы развития и улучшения качества;
- поддерживать и выделять улучшения и достижения поставщиков.