Поверка и калибровка средств измерений.

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» определяет поверку как совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами и организациями с шш определения и подтверждения соответствия средств измерений установленных техническим требованиям.

Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю ш надзору, поверяются при выпуске из производства или ремонта, импорту и в процессе эксплуатации.

Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерении. Сотрудник метрологической службы, осуществляющий поверку, должен быть аттестован в качестве поверителя в соответствии с ПР 50-2.012-4.

Результатом доверен является признание пригодности или непригодности средства измерения к применению. Если измерительное средство признано пригодным, то на него и (или) техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма и (или) выдается “Свидетельство о поверке". Если измерительное средство признано непригодным, то оттиск доверительного клейма и (или) “Свидетельство о поверке” аннулируется и выписывается "Извещение о непригодности” или делается соответствующая запись в технической документации.

Виды поверок:

  1. Первичная поверка проводится для средств измерений утвержденных типов при выпуске их из производства, после ремонта, при ввозе из-за границы.
  2. Периодическая поверка проводится для средств измерений, находящихся в эксплуатации, через определенные межповерочные интервалы. Необходимость поверки обусловлена возможностью утраты измерительным средством метрологических показателей из-за временных и других воздействий .
  3. Внеочередная поверки проводится: при необходимости подтверждения пригодности средства измерений к применению.
  4. Экспертная поверка проводится при возникновении разногласий по вопросам, относящимся к метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.
  5. Инспекционная поверка выполняется в рамках государственного надзора или ведомственного контроля, для контроля качества первичных или периодических поверок и определения пригодности средств измерений к применению.

Калибровка средства измерении — это совокупность операций, выполняемых калибровочной лабораторией с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности средства измерений к применению в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору в соответствии с установленными требованиями.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

Поверку (обязательная госповерка) может выполнять, как правило, орган государственной метрологической службы, а калибровку — любая аккредитованная и не аккредитованная организация.

Поверка обязательна для средств измерений, применяемых в сферах, подлежащих Государственному метрологическому контролю (ГМК), калибровка же - процедура добровольная, поскольку относится к средствам измерений, не подлежащим ГМК. Предприятие вправе самостоятельно решать вопрос о выборе форм и режимов контроля состояния средств измерений, за исключением тех областей применения средств измерений, за которыми государства всего мира устанавливают свой контроль - это здравоохранение, безопасность труда, экология и др.

Порядок аккредитации металогической службы утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 1995 г. № 95 «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ».

1.8 Государственное управление обеспечением единства измерений.

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (сегодня агенствоРостехрегулирования РФ).

К компетенции агентства относятся:

  1. межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;
  2. представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению;
  3. установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
  4. определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
  5. осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
  6. осуществление контроля за (наблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и проверки средств измерений;
  7. руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
  8. участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Виды государственного метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России.

Государственный метрологический контроль включает:утверждение типа средств измерений;

- поверку средств измерений, в том числе эталонов; - лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется за: - выпуском, состоянием и применением средств измерений; - аттестованными методиками выполнения измерений; - эталонами единиц величин; - соблюдением метрологических правил и норм; - количеством товара, отчуждаемым при совершении торговых операций; - количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

Основные понятия стандартизации

Стандартизация- это установление и применение прпмил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности дли достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности.

Важнейшими результатами стандартизации являются:

  1. обеспечение безопасности продукции. Работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  2. повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;
  3. устранение барьеров в торговле и содействие научно- техническому прогрессу и сотрудничеству;
  4. обеспечение совместимо ли, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Стандарт-документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции,правила осуществление н характеристики процессов производства, эксплуатации, хранение переколки.реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Разрабатываются стандарты как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществатак и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера.

Объект стандартизации - конкретные продукция, услуга, производственный процесс или группа однородной конкретной продукции, группа однородных конкретных услуг или производственных процессов.

Аспект стандартизации- направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определённое свойство явлена качества данного объекта.

Национальный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определённых видов деятельности или их результатов, м доступный широкому кругу пользователей.

Национальный стандарт РФ - стандарт, утверждённый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

ОКТЭ и СИ - это систематизированный свод классификационных группировок определённых объектов, содержащие их условные цифровые коды и наименования.

Стандарт организации - это обязательный стандарт, утвержденный самой организацией.

Стандарт научно - технического, инженерного общества- это добровольный стандарт организации, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим самоуправляемым общественным объединением.

Правила стандартизации - это нормативные документы, принятыеФедеральнымагентством и содержащие типовые организационно-технические и (или) общетехнические правша.общие принципы. характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии и сертификатов» аккредитации. а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

Такими организациями являются ИСО и МЭК. Поскольку им организации неправительственные, статус стандартов МС ИСО и МС МЭК носят добровольный характер.

Региональный международный стандартстандарт, принятый международной региональной организацией.

К ним относятся Европейский комитет по стандартам CEN. Европейский комитет электротехнической стандартизации cenelec. Европейский институт телекоммуникационных стандартов ETSI. Для стран членов европейского союза эти стандарты носят обязательный характер.

Правовые основы стандартизации в РФ устанавливает закон Отехническом регулировании» от 27 декабря 2002 № 184-РФ, в нем отражены меры государственной защиты интересов потребителей и государства путём разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Как самостоятельная структура, ГСС РФ начал формироваться в 1992 году в связи со становлением государственной самостоятельности России. Оно представляет совокупность законов подзаконных актов, постановлений правительства, применяемых для государственныхорганов исполнительной власти, применяемых для государстьвенного регулирования качества продукции, работ и услуг. В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения безопасности для людей и окружающей среды. В целом законодательная база ГСС находится в стадии становления, ГСС устанавливает общие организационно- технические системы стандартизации в Российской Федерации. Действующая до 1 июля 2003 года ГСС опиралась на большое количество стандартов(более 25 тыс), более 100 тыс, документов надзорных органов. Закон требует замены их на технические регламенты.

Технический регламент - законов регулирование отношений и области установления, применении и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, выполнения работ или оказания услуг. Или это обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство,

Технический регламент -документ, принятый международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством или указом президента РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, и т.ч. зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи, с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До 1 сентября 2011 года и период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов и части, «соответствующей целям зашиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических ЛИЦ» государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в за блуждение приобретателей.

Наши рекомендации