Модель современного менеджера.
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
- обладать определенными знаниями и умениями;
- иметь соответствующие личные качества;
- руководствоваться этическими нормами;
- иметь навыки и способности эффективно управлять;
- преодолевать ограничения саморазвития.
Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Знания и умения менеджера.Для того чтобы современный менеджер воспринимался как эффективный, инновационный руководитель, он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации, действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.
Личные качества менеджера. Среди них выделяют следующие:
- широкий кругозор;
- профессионализм и творческий подход к работе;
- инициативность, изобретательность;
- уверенность в себе, целеустремленность;
- коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;
- самообладание, стрессоустойчивость;
- психологическая способность влиять на людей;
- ответственность, моральная надежность;
- внутренняя потребность к саморазвитию;
- вера в свои способности и успех.
Этические нормы менеджера. Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:
- следовать методам честной конкуренции;
- не использовать «грязные деньги»;
- выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;
- не манипулировать людьми;
- быть требовательным, но не оскорблять достоинство;
- проявлять воспитанность и хорошие манеры.
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:
- способность управлять собой;
- упор на постоянный личный рост;
- способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;
- навыки и упорство решать проблемы;
- способность обучать и развивать подчиненных.
Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких недостатков отметим следующие:
- неумение управлять собой;
- нечеткие личные цели и ценности;
- недостаточность навыков решать проблемы;
- недостаток творческого потенциала;
- неумение влиять на людей, обучать их;
- недопонимание особенностей и процессов управления.
Принципы менеджмента.
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы отражают объективные закономерности практики управления, определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его суть заключается в следующем: за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низшими звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Из этого основного принципа вытекают и другие:
- принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении, т.е. каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет один человек в лице высшего руководителя. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;
- принцип научной обоснованности управления,т.е. управление должно осуществляться на основе применения науки;
- принцип плановости, т.е. деятельность организации должна планироваться;
- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий;
- принцип демократизации управления, т.е. к управлению организацией должен привлекаться исполнительский персонал.
Методы менеджмента.
Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Все методы менеджмента можно разделить на 4 группы:
- организационно-административные;
- экономические;
- социальные;
- психологические.
К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжения влечет за собой определенное взыскание.
Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.
В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они, в отличие от административных, предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Они базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.
Экономические методы управления адекватны рыночной экономике, однако и они не носят универсального характера. Особенно это отчетливо проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостояния населения.
Социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализовываться, а производительность их труда резко повысится, если создан производственный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т.д.
Психологические методыуправления наиболее сложны по своему содержанию. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Наиболее важнейшими психологическими методами являются методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом.
В работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов.