Общая характеристика модели современного менеджера.

Исходя из анализа современных условий функционирования организаций менеджеру необходимо обладать следующими качествами:

1. Деловые качества:

- высокий уровень профессиональной компетентности и навыки моделирования;

- предпринимательство, которое заключается в активности, инициативности, самостоятельности, гибкости и умении эффективно развивать деятельность;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокий уровень деловых качеств и трудоспособности, а также выполнение обещаний;

- понимание современных управленческих процессов и подходов;

- умение работать с современными ІТ и средствами коммуникаций;

- постоянное совершенствование знаний;

- ораторские способности и умения выражать мысли;

- способность налаживать взаимоотношения между организацией и клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их использование;

2. Личные качества:

- умение общаться с людьми, включая обладание психологической интуицией, способностью привлекать к себе людей, устанавливать партнерские отношения, эффективно использовать знания других людей;

- высокие моральные качества - честность, скромность, порядочность, высокая требовательность к себе и другим, чувство ответственности, принципиальность, надежность, бескорыстие и лояльность;

- стремление влиять на развитие событий в своей организации (подразделении), уверенность в себе;

- эмоциональная уравновешенность;

- способность доводить начатое дело до конца, наличие личных ценностей и четких целей;

- способность к самооценке.

3. Организаторские способности, которыепозволяют создать, сплотить и мобилизовать коллектив.

4. Концептуальные способности - умение чувствовать связь между организацией и внешней средой с помощью глобального подхода, гибкости и долгосрочного прогнозирования.

5. Образованность - наличие профессионального высшего образования и высокого уровня общего развития.

6. Опыт работы и управления в профильной сфере.

7. Социальная активность - менеджеры должны быть активными за пределами организации, иметь высокий социальный и политический статус, большое количество важных связей и деловых контактов, уметь определять общее направление деятельности организации.

Данные требования не являются постоянными, а изменяются по мере развития организации и окружающей среды.

Тема 13: Эффективность

1. Сущность эффективности управления и концепции определения эффективности в менеджменте

Эффект - это результат любой деятельности. Эффективность - это отношение результата к затратам, которые обеспечивают эффект. Как правило, происходит отождествление эффекта управления с результативностью.

Эффективность управления = Эффект управления / Затраты на управление

Использование данной зависимости для количественной оценки управления препятствуют след факторы:

1. Оценка результатов не сводится к одному показателю

2. Сложность определения за счет чего был получен результат: за счет субъекта управления или за счет вида управления (методы и так далее)

3. Многие управленческие мероприятия имеют эффект спустя некоторое время

4. Несправедливо считать результаты управленческих процессов итогом лишь управления, поэтому некорректно связывать результаты всей хоз деятельности с расходами на управления. Таким образом, формулу стоит изменить:

Эффект управления = Результат деятельности / Затраты на получение результата

На всех уровнях организации достигаются определенные результаты.

Концепции (подходы) к оценке эффективности управления:

- Целевая концепция. Эффективности управления эффективность определяется посредством способности организации достигать поставленной цели. В соответствии с концепцией эффект зависит от: качества поставленной цели, направленности мотивации, адекватность цели выбранной стратегии, объем и качество использованных ресурсов;

- Системная концепция характеризует степень адаптации к изменениям условий внешней и внутренней среды. Недостатком является: чтобы оценить ресурсы, задействованные в производстве, необходимо использовать комплекс показателей, что влечет за собой увеличение затрат.

- Концепция баланса интересов. Акцент делается на то, чтобы минимально удовлетворить ожидания потребителей, так как у всех различные мотивы деятельности.

- Композиционная концепция (совокупность элементов) основана на определении степени влияния управленческого труда на результаты деятельности организации. Используются след показатели: производительность труда, размер снижения себестоимости, прирост прибыли, объем реализации продукции. Для определения эффективности аппарата управления используют: удельный вес управленческого персонала в среднесписочном, удельный вес оплаты труда управленцев в общей зарплате, удельный вес затрат в себестоимости продукции;

- Функциональная концепция. Управление рассматривается с точки зрения организации труда и функционировании управленческого персонала, эффективность управления характеризуется соотношением результатов и затрат системы управления. В этом случае сложно оценить производительность.

- Интегральный подход основан на построении синтетического (интегрального) показателя, который охватывает несколько несопоставимых показателей управления.

W = f(p1 * p2 ... * pn)

- Уровневый подход. Выделяют индивидуальную, групповую и организационную эффективность (может измеряться интегральным показателем).

Индивидуальная включает- выполнение задач конкретными работниками. Групповая - простая сумма всех индивидуальных работ.

Организационная включает индивидуальные и и групповую эффективность.

- временной подход

В процессе оценки выделяются кратко-, средне- и долгосрочные периоды, для которых определяются критерии управления.

Критерии оценки краткосрочной эффективности: производительность, качество, эффективность, гибкость, удовлетворенность.

Критерии оценки среднесрочного периода: конкурентоспособность и развитие.

Развитие - это способ обеспечения эффективности, который заключается в инвестировании средств для удовлетворения будущего спроса.

Критериями оценки в долгосрочной перспективе является выживание.

Наши рекомендации